Толкование Евхаристии у митрополита Вениамина (Федченкова) в контексте дискуссии об Искуплении в русском богословии
В статье анализируется толкование Евхаристии митр. Вениамином (Федченковым), выясняется его подход к осмыслению содержания Евхаристического канона через призму Искупительного подвига Сына Божия Иисуса Христа, излагаются главные идеи владыки, раскрывающие сущность Евхаристии.
Автор статьи — выпускник МДА иеромонах Филипп (Куликов)
Известная дискуссия в русском богословии кон. XIX – втор. пол. XX в. о догмате Искупления отразилась в творчестве многих русских церковных писателей, богословов и иерархов Русской Православной Церкви.
Митр. Вениамин (Федченков) являет в своих богословских трудах весьма осторожный и взвешенных подход к проблеме догмата Искупления. Его главный труд по этому предмету «Об Искуплении» издан только частично [1]. Опубликованы его письма к архиеп. Феофану (Быстрову), в которых он высказывает критические замечания о содержании «Катехизиса» митр. Антония (Храповицкого), и излагает тезисно свое понимание проблемы Искупления [2]. Весь этот и близкий к нему материал требует отдельного анализа и оценки.
Но рассуждения по теме Искупления встречаются и в других трудах митр. Вениамина, специально этому предмету не посвященных. В этом направлении нужно обратить внимание на работы владыки Вениамина по литургическому богословию и эортологии.
В настоящей статье будет рассмотрено то, как тема Искупления отражена в толковании Евхаристии митр. Вениамином (Федченковым).
Главный труд [3] митр. Вениамина (Федченкова), в котором излагаются его мысли о Евхаристии – «Беседы о Литургии верных» [4]. Над этой книгой митр. Вениамин начинал работать в 20-е гг. [5], а окончательный экземпляр труда датирован 1955 г. [6]. В этой книге, о чем говорит само ее название, представлено объяснение третьей части Евхаристии – Литургии верных.
Митр. Вениамин рассуждает о распространенном взгляде на Евхаристию как искупительную жертву и приходит к выводу, что «Евхаристия как жертва занимает лишь незначительную часть канона», едва третью часть молитв евхаристического канона [7].
Центр Евхаристии не в жертве, – убежден он, – а в благодарении. Жертва является, хотя и чрезвычайно важным, но посредствующим моментом Евхаристии.
«Жертва не составляет сущности службы Евхаристии, а лишь является проходящим моментом, дает основание, материал, повод к главному содержанию ее, к благодарной хвале Богу» [8]. Таким образом, в Евхаристии восприятие Искупления облекается чувством радостной благодарности. Даже во время жертвы Церковь благодарит.
Характер всей Евхаристии не просительный, не умилостивительный, а благодарственный. Евхаристическая молитва насыщена благодарностью за благодать [9]. Основной тон Евхаристии – это благодарственная хвала [10].
В этом убеждении митр. Вениамин разделяет мысли прав. Иоанна Кронштадского. Митр. Вениамин составил отдельную книгу из высказываний о. Иоанна. В ней он отмечает, что о. Иоанн видел в Евхаристии главное переживание – благодарение [11]. О покаянном настроении о. Иоанн говорил преимущественно, касаясь будничного круга служб [12].
Митр. Вениамин отмечает, что сама жертва в евхаристических молитвах называется «Святые Дары».
«Прежде всего обратим внимание на самое слово: Святые Дары. Дар – это принесение от благодарящего за полученную милость. И этим именно словом называем мы Евхаристическую жертву в тайной молитве еще на Херувимской и на следующей затем ектений». В этих молитвах «соединяются опять два момента: благодарение и умилостивление» [13].
Анализируя последовательно содержание возгласов, молитв и песнопений евхаристического канона, митр. Вениамин приходит к заключению, что бо́льшая часть евхаристического канона насыщена славословием и благодарением [14].
Поразительное сочетание жертвы и хвалы восхищает владыку Вениамина. Это ярко переживалось им во время Пресуществления Святых Даров. За Искупительную жертву христианин отвечает хвалой благодарности, пением славы Святой Троицы [15].
Следующий распространенный взгляд на Евхаристию, с которым не согласен митр. Вениамин – это понимание Евхаристии как священнодействия, всецело посвященного Второму Лицу Пресвятой Троицы, Господу Иисусу Христу и, соответственно, Его Искупительному подвигу [16].
Последней целью Евхаристии, как выясняет митр. Вениамин, не может быть единственно Сын Божий Искупитель и общение с Ним. Назначение всего дела Христа Искупителя – привести всех искупленных в похвалу славы Бога Отца (Еф. 1. 11-12), в похвалу славы благодати Пресвятой Троицы. Так понимает слова ап. Павла митр. Вениамин. Последняя цель всего дела спасения – общение с Пресвятой Троицей, которое состоит в похвале Ее. В Евхаристии эта цель есть благодарение Пресвятой Троицы [17].
Митр. Вениамин полагает, что первыми христианами особенно глубоко переживалась Евхаристия как «благодарственно-хвалебная жертва, и именно жертва Троице» [18].
Митр. Вениамин рисует яркие образы переживаний и отношения первых христиан к Спасителю и к Его Искупительному подвигу. Получив от Бога спасающую благодать Святого Духа, человек вырвался на свободу из рабства диавола, греха и смерти. Должен быть понятен весь восторг спасенных, которые должны были, прежде всего, благодарить. Соответственно, главное богослужение по своему содержанию становится жертвой хвалы, благодарением [19].
Искупительная жертва Сына Божия, безусловно, выступает основанием жертвы Евхаристической. Приступать к жертвенниику и приносить бескровные жертвы можно только после совершения Искупительной жертвы Господа. Этим определяет место Евхаристии в историческом процессе домостроительства спасения.
Между Искуплением Сына Божия и Евхаристией существует мистическая связь. Митр. Вениамина характеризует ее следующим образом. «Приносимый в жертву Господь Иисус Христос является всякий раз, когда совершается Евхаристия, снова умилостивляющей жертвою пред Отцом Небесным, Ходатаем за поминаемых, за причастников, за молящихся. Это есть продолжение Голгофской жертвы… Сие – Тайна» [20].
Повторение Голгофской жертвы в Евхаристии являет самое существо ее: «Искупительная жертва переходит на нас и поставляет нас с Агнцем пред Троицею» [21].
Об искупительной жертве в Евхаристии, как полагает митр. Вениамин, можно говорить в связи с основной мыслью Евхаристии – благодарением любви за любовь [22]. Ведь самое великое, за что нужно благодарно хвалить Бога – это жертва Сына, явившая непостижимую любовь Бога к человечеству. Митр. Вениамин рассматривает жертву Христа в Евхаристии в разных аспектах: любви, брака души с Господом, тайной вечери, царского пира в Царстве Троицы, завета. Среди них искупительный момент жертвы Христа в Евхаристии имеет свое место и цель – это «воссоединение Его с ядущими и пиющими» [23].
Митр. Вениамин признает в Евхаристии момент «воспоминания» в ряду с другими ее смыслами. В сознании, в душе молящегося за Евхаристией совершается воспоминание Искупительного подвига Иисуса Христа с благодарностью за него. Переживая безграничную любовь спасающего Бога душа молящегося отзывается и отвечает Ему любовью [24]. По существу, Господь дает в Евхаристии безмерно больше, чем какое-либо настроение и переживание. Здесь таинственно совершается подлинное общение с Агнцем Христом [25].
Тема общения верующих со Христом в Евхаристии позволяет митр. Вениамину раскрыть связь Искупителя с искупленными. Именно Кровью жертвы Христовой совершилось объединение Искупителя с искупленными, которое, по мысли митр. Вениамина, лучше всего передается понятием Завета.
Завет, понимаемый как таинственный союз верующего с Сыном Божиим, сильнее любви. «Любовь, – пишет митр. Вениамин, – еще не всегда кончается «заветом», взаимным обещанием и союзом, хотя и является источником их. Но уже «завет» непременно есть проявление любви, осуществление ее, продолжение, развитие» [26].
Через все толкование Евхаристии у митр. Вениамина проходит тема Искупления. Можно сказать, что это взгляд на содержание Евхаристического канона через призму Искупительного подвига Сына Божия Иисуса Христа.
Предметом осмысления владыки становится установление Евхаристии, ее место и значение в домостроительстве спасения, мистическая связь евхаристической жертвы с Голгофской жертвой.
Митр. Вениамин полемизирует с двумя распространенными объяснениями Евхаристии. Первое видит существо Евхаристии в искупительной жертве. Второе понимает Евхаристию как священнодействие, всецело посвященное Второму Лицу Пресвятой Троицы, Господу Иисусу Христу и Его Искупительному подвигу.
Анализируя содержание молитв и песнопений Евхаристического канона, митр. Вениамин обоснованно показывает, что искупительный момент в Евхаристии не имеет основного положения. Центральный момент Евхаристии – благодарственная хвала Пресвятой Троицы, благодарение любви за любовь. В связи с этим Евхаристия понимается им как благодарственно-хвалебная жертва Пресвятой Троице.
[1] Вениамин (Федченков), митр. Об Искуплении / Под общ. ред. Христофора Силина. – М.: Правило веры, 2016.
В этом томе издатели опубликовали только первую часть машинописного текста митр. Вениамина. Вторая часть, названная «Дополнение об Искуплении» готовится к публикации.
[2] Переписка с архиереем Феофаном (Быстровым) // Вениамин (Федченков), митр. Дневники. 1926-1948 годы. М.: Правило веры, 2008.
[3] Кроме этого труда тема Евхаристии отражена у митр. Вениамина в книгах: Беседы о Литургии // Вениамин (Федченков), митр. Литургия верных. М.: Правило веры, 2006. С. 359-435.
Небо на земле // Вениамин (Федченков), митр. Литургия верных. М.: Правило веры, 2006. С. 436-572.
[4] Вениамин (Федченков), митр. Мысли о Литургии верных // Вениамин (Федченков), митр. Литургия верных. М.: Правило веры, 2006. С. 55-358.
[5] Светозарский А. К. Непочатое богатство // Вениамин (Федченков), митр. О богослужении Православной Церкви. М.: Изд-во «Отчий дом»; Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. С. 15.
[6] Светозарский А. К. Непочатое богатство // Вениамин (Федченков), митр. О богослужении Православной Церкви. М.: Изд-во «Отчий дом»; Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. С. 14.
[7] Вениамин (Федченков), митр. Мысли о Литургии верных. С. 64-65.
[8] Там же. С. 74.
[9] Там же. С. 66-68.
[10] Там же. С. 76.
[11] Вениамин (Федченков), митр. Небо на земле // Вениамин (Федченков), митр. Литургия верных. М.: Правило веры, 2006. С. 450.
[12] Там же. С. 251.
[13] Вениамин (Федченков), митр. Мысли о Литургии верных. С. 68-69.
[14] Там же. С. 70, 73.
[15] Там же. С. 74.
[16] Там же. С. 120-121.
[17] Там же. С. 122-123, 129.
[18] Там же. С. 125.
[19] Там же. С. 93-94.
[20] Там же. С. 301.
[21] Там же. С. 301.
[22] Там же. С. 110.
[23] Там же. С. 116.
[24] Там же. С. 111.
[25] Там же. С. 113.
[26] Там же. С. 115.
Поделиться ссылкой: