«Восстанавливая преемственность»: интервью по случаю 1025-летия Крещения Руси журналу «Вестник Донской митрополии» (№ 5)

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
«Восстанавливая преемственность»: интервью по случаю 1025-летия Крещения Руси журналу «Вестник Донской митрополии» (№ 5)
26 марта 2014 1173

ВОССТАНАВЛИВАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Интервью Главы Донской митрополии, митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия о торжествах по случаю 1025-летия Крещения Руси

Ваше Высокопреосвященство, в этом году в России, Украине, Белоруссии прошли масштабные торжества, связанные с 1025-летием Крещения Руси. Как вы считаете, несмотря на то, что сегодня эти государства разделены историческими границами, возможно духовное единение народов этих стран, которые исповедуют православие?

— Вспоминается советская комсомольская песня «Что нам годы, что нам расстояния!»… Хорошие слова. Здесь утверждается, что над вечными идеалами, основополагающими, базисными, фундаментальными ценностями, которые есть у людей, не властны временные обстоятельства. Это касается, в том числе, и той ситуации, которая сложилась сейчас в пространстве бывшей исторической Руси. Наши страны разделены границами, но у нас есть главное, основное, фундаментальное – наша вера. Празднование 1025-летия Крещения Руси наглядно это показало, когда со стороны народов всех стран последовал мощный импульс свидетельства об этом духовном единстве. Все это еще раз подчеркивает, что внешние события не поменяли сути того, что было заложено в основу Святой Руси князем Владимиром. Создавались государства, менялись их границы, приходили к власти новые политические лидеры, изменялось законодательство, но духовное единство продолжает оставаться незыблемым. И не только потому, что князь Владимир был святым человеком и провидцем, замечательным государственным деятелем, а потому что это дело Божие. Там где Бог созидает – там человеку невозможно разрушить. Дело единства Святой Руси, исторического пути веры православной, держится благодатью Святого Духа.

— А почему была выбрана именно такая дата, в качестве юбилейной?

— Некоторые наши соотечественники с улыбкой говорили, что 1025 лет – это не такая значимая дата, как, например, 1050, 1075 или 1100 лет: мол, может быть, и не стоило бы праздновать… Но дело не столько в дате, сколько в том, что нужно было выразить единство своей веры, напомнить себе об этом единстве. Важно было подвести некий итог того, что было сделано за прошедшие двадцать пять лет, которые прошли с момента празднования 1000-летия Крещения Руси. Как много всего изменилось за эти двадцать пять лет!.. Произошли и внешние изменения, поменялась политическая ситуация, но самое главное, изменилась сама Церковь. Оставаясь прежней в своем свидетельстве о Христе и свидетельстве Евангельских ценностей, Церковь приобрела новые важные качества, вновь являя миру истину о своей богочеловеческой природе. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно подчеркивал, что не было в истории подобных примеров духовного возрождения, какое произошло на территории бывшего советского атеистического государства. За короткий промежуток времени открылись десятки тысяч храмов, открывались семинарии, духовные школы, социальные центры, создавалась система религиозного образования, выстраивалась система взаимодействия с государственной властью, миллионы людей обрели веру, были крещены, вернулись в лоно Православной Церкви. Подобных примеров мы не находим даже в самые светлые периоды Вселенского Православия. И это свидетельство того, насколько генетически глубоко в корнях наших народов усвоено Православие, усвоена вера наших отцов, верность традиции и внутреннее желание не жить по заповедям мира сего, но следовать заповедям Божиим. Конечно, не всегда получается следовать заповедям Божиим, но желание это есть, оно заложено в нас генетически. И задача Церкви, которая отпраздновала 1025-летний юбилей, – основываясь на этом желании, приложить максимум трудов, дабы народ Божий воспитывался в этой исторической и религиозной традиции.

— Владыка, при всей важности миссии Церкви в современном обществе, не редко мы встречаем крайне агрессивную критику в адрес даже самых добрых начинаний и предложений церковного сообщества…

– Во-первых, чем больше сил прилагает Церковь для свидетельства о Христе, для духовного единства народов, тем пропорционально возрастает противодействие этим усилиям со стороны сил антицерковных, антибожественных. Потому что люди, которые выступают против свидетельства о Христе, против возрождения нравственности и духовности, — это люди, воодушевляемые силами бесовскими, это, я бы сказал, «антихристово движение». Бороться с Церковью значит бороться со Христом, ведь Церковь есть мистическое тело Христово.

Касаясь вопроса границ и единства: все три страны – и Россия, и Белоруссия, и Украина – являются канонической территорией Русской Православной Церкви. Тем не менее, есть определенные силы, которые пытаются создать свою церковную структуру, свою самостийность. Однако церковный разум свидетельствует, что это не верное решение. Владыка, скажите, почему важно юрисдикционнное единство Церкви на территории стран, которые разделены границами, и неуместно предлагать свои варианты ее организации, реформации?

– Как же можно организовать Церковь по-другому, принимая во внимание, что Церковь – это богоустановленное сообщество, организм рожденный благодатью Святого Духа?! Если реорганизовать Церковь в соответствии со своим умом, тогда и Бога можно придумать какого угодно, с которым удобнее жить. И примеров тому, к сожалению, достаточно в нашей жизни. Все эти религиозные и политические группы, которые оболванивают людей, зарабатывают на этом деньги, создают себе политические дивиденды, – язык не поворачивается назвать эти движения Церковью, хотя они себя таковой и именуют. Если Церковь – это организм божественный, то все в ней установлено Богом, через святых апостолов, и передано нам, и мы живем в этом Предании. Формы и свидетельства могут быть разные – о них нужно и можно говорить, – но это ни в коем случае не будет называться реформацией Церкви. Это просто служение Церкви, используя те средства и возможности которые доступны современному миру.

– Владыка, во время юбилейных торжеств в России, Украине и Белоруссии много говорили о единстве духовного наследия как очень важном факторе в жизни общества. Почему такую важную, принципиальную роль для жизни народа и государства играет именно вера. Не экономика, не политическая система, не социальное устройство общества, – а именно религиозный фактор?

– Потому что, как сказал апостол Павел, «вера проявляется в делах». Если человек исповедует веру в Иисуса Христа, он соответственно проявляет себя и в своих делах: во внешнем служении государству, во взаимодействии с другими людьми, в сферах жизни, которые связаны с культурой, национальной традицией. Служение Богу проявляется всегда самыми лучшими качествами человеческой души, и так человек себя реализует в этой жизни. Стремясь к единству веры, мы стремимся к созданию климата, Богом благословленного, для свободного полноценного развития любой личности. Человек проявляет свою веру своими самыми лучшими и высшими качествами. Это улучшает жизнь и самого человека, и окружающих его людей, его семью, способствует развитию тех взаимоотношений между государствами, народами, к которому так стремятся наши политические деятели.

– То есть вера – это определенная сила, которая помогает государству изнутри оставаться цивилизованным обществом?

– Безусловно.

– Позвольте Вас спросить еще об одном аспекте минувших торжеств. В этом году кроме 1025-летия отмечалась еще одна дата – 25-летие возрождения духовной жизни Русской Православной Церкви. Эту дату называют сегодня «вторым Крещением Руси». Чем объясняется такое высокое название? Насколько оно корректно?

– Это название достаточно условно. Но если принять во внимание то количество людей, которые были крещены в Православной Церкви за истекший период времени, то, конечно, это количественно не сравнимо и с первым Крещением Руси. Вопрос в качестве. К сожалению, пораженная грехом природа человека, воспитанная во времена потребительского отношения к жизни, воспринимает веру и Святое Крещение, как некое магическое действие: вот я крестился, и жизнь моя должна стать счастливой, и в учебе должно быть все хорошо, и в семье, и с финансами… А иногда этого не происходит. Почему? Потому что Господь и раньше об этом говорил: Он не обещал Своим ученикам ни счастья земного, ни благополучия, ни сытой жизни. Он говорил: «Чашу, которую Я пью, вы можете пить, и Крещением, которым Я крещусь, вы можете креститься». Принимая звание христианина, вступая в единение со Христом, рождаясь от воды и Духа, человек свободной волей принимает на себя Богом дарованное бремя – бремя быть, вопреки мнению мира сего, не таким, быть иным. Ведь каждый христиан – это инок, он иной, не такой, как все. Его жизнь и вера это свидетельство об иной жизни – Жизни Небесной. Каждый человек принимая Крещение, принимает на себя и эту меру ответственности за свою жизнь, за чуткость духовную, за усилия своей воли. Ведь это совершенно разные вещи: вести сытый образ жизни и свидетельствовать о Христе. Когда люди с этим сталкиваются, не имея опыта церковной жизни, будучи отлученными от многовековой традиции духовной жизни, им кажется, что сегодня осуществлять это свидетельство намного труднее, чем нашим предкам, которые воспитывались в этой среде. Но тем важнее задача Церкви – воспитать людей в готовности следовать этому свидетельству, быть христианином на только по воскресным дням, или два раза в году, а ежедневно, в каждой ситуации, на любом месте.

– Владыка, Вы затронули, на мой взгляд, очень важную и больную тему. Сегодня не так редко можно видеть, как представление человека о церковной жизни отличается от учения самой Церкви. Как эти обрядоверия и формализм возможно преодолеть?

– Это искаженное представление о христианстве, о вере должно быть развенчано и приведено в то русло, которое мы называем церковным преданием, святоотеческой верой. Этот процесс не является чем-то принципиально новым для истории Церкви. Ей всегда приходилось сталкиваться со сложностью бытового, языческого, чисто обрядового отношения к евангельскому благовестию. Сегодня Церковь вновь сталкивается с тем, что нести слово о Христе, о Христовой Истине, среди секулярного мира, сытого, довольного и безбожного, очень не просто. «Но горе мне, если я не благовествую», — восклицал апостол. Мне сложно сравнить степени сложности миссионерства сегодня и, например, в XIX веке, но то, что соблазнов в мире стало больше и человеку сложнее раскрыть их смысл, это действительно так. Время лукавое, о котором говорили святые старцы. С другой стороны, задачи, стоящие перед Церковью остались неизменны.

– Празднование 1025-летия Крещения Руси проходит в этом году весьма масштабно. Какие наиболее значимые мероприятия в связи с юбилейной датой проводились на региональном уровне: на территории Донской митрополии? Какое они имеют значение для жизни нашего региона?

– Хочу отметить несколько событий, которые проходили в нашем регионе: прежде всего, принесение мощей святого равноапостольного князя Владимира – в рамках общероссийского крестного хода. Святые мощи несколько дней пребывали в Ростове, много людей смогло поклониться святыне. Это очень важное событие. Кроме того, важно участие нашего собора и других храмов епархии в общецерковных мероприятиях, которые проходили 27-28 июля. Мне кажется, что это и есть самое главное – соборная молитва. Важны и те торжества, которые будут проходить 8 сентября на Дону – состоится чествование иконы Божией матери «Донская», а затем и областной праздничный фестиваль. Эти события тоже неразрывно связаны с 1025-летием Крещения Руси, и для Донской земли они являются финальным мероприятием.

– Когда мы говорим о 25-летии возрождения Русской Православной Церкви, об обновлении духовной жизни в России, конечно, мы говорим о том, что много уже сделано. Но очевидно же, что невозможно в полной мере возродить духовную жизнь народа, которая была прервана на целый век. Какие сейчас приоритетные задачи стоят перед церковной миссией? Какие практические задачи ставит перед собой Русская Православная Церковь и, в частности, Донская митрополия?

– Эти задачи сейчас всем хорошо известны: выстраивание взаимодействия с государством в вопросах образования, социального служения, работы с военнослужащими, служения в местах заключения, попечения о бедных; работа с молодежью и многие другие направления. Об этом сегодня много говорят. Я хочу сказать о том, что на сегодняшний день важно. В советский период была некая поврежденность в преемстве поколений, в том числе и в преемстве духовном, когда одни пастыри воспитывались от других пастырей, а дети воспитывались от родителей, а родители – от своих родителей. Это преемство духовной жизни в семье, в Церкви, в обществе – было повреждено. Для нас сейчас очень важно восстановить эту преемственность. Но еще более важной мне видится задача научения себя молитве, участия в Евхаристической жизни. Было бы ошибкой свести жизнь Церкви только к внешним проявлениям, к социальному служению или благотворительной акции. Если в основу нашей жизни будут поставлены Евхаристия, молитва, – все остальное приложится. Если мы будем делать только внешнее, называя себя христианами, забывая при этом причаститься, молиться, забывая, что такое день воскресный, что такое радость богослужения, – мы встаем на очень скользкий путь секуляризации Церкви. Об этом часто говорит Святейший Владыка. Вот, обратите внимание как часто совершает богослужения Патриарх. И это вовсе не прихоть Патриарха, не от большого количества свободного времени, не от желания уклониться от каких-нибудь очередных общественных проектов. Напротив, Святейший очень плотно всем этим занимается. Но происходит это от того, что Патриарх глубоко чувствует необходимость, потребность, питаться Божественной Силой, укоренять себя и свое служение в Боге, иметь духовную поддержку, чувствовать близость Христа в Евхаристии. Это самое важное в нашей жизни, в нашем церковном служении. За всем внешним, общественным, социально значимым, что делает Церковь в этом мире, самое важное, подчеркиваю, – это обновлять себя в Евхаристической жизни и в молитве.

Беседовал: Игорь Петровский