Глава Донской митрополии,
митрополит Ростовский и Новочеркасский МЕРКУРИЙ:
– Ваше Высокопреосвященство, в г. Москве прошел очередной крупнейший международный образовательный форум – XXII Рождественские Чтения. Скажите, какова основная задача Чтений, и какое они имеют значение для жизни общества?
– Основная задача Чтений – повышение уровня образования и вовлеченности в те или иные общественные процессы, в частности образовательные, участников Чтений. Но если ее рассматривать относительно к прошедшим Чтениям, то можно убедиться, что это культурное событие многократно переросло первоначально поставленные цели. Чтения стали международным форумом, который рассматривает вопросы церковного, государственного и общественного взаимодействия по всем спектрам человеческой жизни. Мы видим, что в Чтениях восемнадцать направлений, все они возглавляются руководителями Синодальных отделов Московского Патриархата, а это значит, что здесь Церковь слышит голос народа. Ведь на площадках Чтений обсуждаются наиболее актуальные вопросы жизни: развитие сельского хозяйства, взаимодействие Церкви и государства, вопросы с музейным сообществом, военно-патриотическое воспитание, тюремное служение, вопросы казачества и, конечно, образования.
Еще раз хочу повторить высказанную мной ранее мысль: Чтения можно сравнить с Земскими соборами, на которых присутствовали все сословия общества. Земские соборы не готовили решения для государя, для правительства, власти. Они выбирали вектор движения страны. И в соответствии с голосом народа Глава государства, правительство, Дума принимали конкретные решения. Подтверждением этой мысли является то, что в прошлом году одной из площадок Рождественских чтений была Государственная Дума Российской Федерации, а в этом году и Верхняя Палата Федерального Собрания. Выступая на открытии Чтений в Кремле, Александр Порфирьевич Торшин, первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ, сказал: мы сегодня можем констатировать, что Рождественские чтения стали той базовой площадкой, с которой начинается процесс законотворчества. И это действительно так. Об этом говорили и в Совете Федерации, и в Государственной Думе.
На этих Чтениях я был участником секции, которая рассматривала преподавание в школе «Основ религиозных культур и светской этики». Передо мной выступала представитель Министерства образования и науки РФ, после ее доклада я сказал, что мне даже нечего добавить, потому что она раскрыла все вопросы церковно-государственного взаимодействия: и в рамках расширения этого курса, и в подготовке специалистов, и части религиозной экспертизы. Также она говорила о вопросах, которые возникают на местах в выборе того или иного модуля; о налаживании межпредметных связей. Если вспомнить выступления представителей Министерства пятилетней давности, то это конечно «небо и земля». Все это говорит о том, что в темах, которые мы обсуждаем, мы всегда можем найти консолидированное, правильное решение, полезное обществу. Мы стремимся к тому, чтобы найти общую платформу решений для всех представителей нашего общества: верующих, неверующих, представителей Православной Церкви и инословных конфессий. Кстати, на Чтениях присутствовали и принимали активное участие в работе представители традиционных для России религиозных организаций.
Мы, конечно, надеемся, что наши законодатели будут прислушиваться к тому голосу и нравственным нормам, которые Церковь бережно хранит и несет в общество. Надеемся, что голос Церкви будет услышан, и на этой основе будут создаваться законы, полезные и нужные для нашей страны. Ведь любой закон должен быть законом нравственным. Об этом говорил Святейший Патриарх Кирилл. Если нет нравственного начала в человеке, то ни один закон выполняться не будет. Прежде всего, – это становление нравственности в человеке, в обществе и лишь потом на нравственных началах должно созидаться законотворчество. Это гарантия того, что законодательство будет исполняться.
– Рождественские чтения этого года посвящены личности великого русского святого преподобного Сергия Радонежского, 700-летие со дня рождения которого мы отмечаем. Преподобный жил в далеком XIV веке. Тем не менее, на Чтениях звучали слова об актуальности наследия преподобного Сергия для нашего времени. Скажите, чем святой, живший 700 лет назад, может быть интересен и актуален нашим современникам?
– Мы не можем строить будущее, не помня дня вчерашнего. Преподобный Сергий является настолько яркой личностью, исторической и религиозной, подходя к осмыслению которой мы вольно или невольно начинаем осмысливать свою жизнь и сегодняшний день. Это касается и вопросов государства, и единства в нем, и вопросов служения людям, и образования, личного примера и т.д. Всем известно, что преподобный Сергий благословил князя Димитрия перед Куликовским сражением, в котором участвовали удельные княжества. Один из наших выдающихся историков замечательно сказал по этому поводу: «На поле Куликово вошли представители удельных княжеств, а с Куликова поля вышла единая Русь». Вот это благословение положило начало объединению Руси, это слово преподобного, человека, который не был обличен властью, у которого не было финансовых средств, но опыт его жизни был настолько велик, что к его слову прислушивались князья. Это говорит о многом. Создание Лавры, ученики прп. Сергия, осмысление единства… Говорить о преподобном можно бесконечно много – какую бы сторону его жизни мы не взяли. Так что тема личности Сергия Радонежского, которая была обозначена на Рождественских Чтениях, невероятно актуальна. Она настолько многогранна, что охватывала все сферы работы Чтений.
– Есть
– Любовь к Богу, любовь к Отечеству и личная аскеза – все это должно напоминать нам о высоком идеале служения, потому что власть – это служение, это не удовлетворение своих потребностей и властных амбиций, а служение людям. Я думаю, что каждый человек, который приходит во власть, рано или поздно это понимает.
– Позвольте еще один вопрос касательно мероприятия, которое также является одним из самых масштабных в 2014 году. В Сочи проходит Зимняя Олимпиада. В отечественных и международных СМИ можно встретить немало сообщений критиков Олимпиады, которые как будто только и ждут, чтобы Россия провалила это международное мероприятие. При этом российских олимпийцев приветствовал Святейший Патриарх, на церемонии открытия гимн России исполнял хор Сретенского монастыря. Скажите, на Ваш взгляд, каково должно быть отношение к Олимпиаде православного сообщества?
– Я думаю, спокойное, разумное и сдержанное. Олимпиада – это спортивный форум, участие в котором принимают делегации практически всех стран мира. Это возможность собрать людей, спортсменов и в мирных открытых состязаниях говорить друг другу и о вопросах нашего общего взаимодействия, о вопросах, которые волнуют все человечество. Обратите внимание, что во время Олимпиады проходят встречи на высшем уровне и обсуждаются важные вопросы. Олимпиада в данном случае переросла рамки спортивного состязания. Кроме того, для национального самосознания очень важно, что Россия может принимать и высокие игры, и высокое представительство, и очень достойно это делает. Полить грязью можно все, что угодно, любое доброе начало можно растоптать. Конечно, многие говорят о том, что средства, пущенные на Олимпиаду, можно было использовать более рационально. Разумеется, что научиться тратить правильно можно и нужно, но это не значит, что надо отказываться от того, что показывает лицо нашего государства, его единство.
– Владыка, многие гости и жители города Ростова-на-Дону могут воочию наблюдать масштабную реставрацию Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. На какой стадии сейчас находится процесс реставрации, когда мы сможем увидеть его первые результаты, и как обстоит дело со средствами для осуществления этого грандиозного проекта?
– Господь подает ровно столько, сколько необходимо, Он не дает больше или меньше, чем нужно. Сегодня говорить о вопросах реставрации можно. Практически готов проект реставрации собора, составлены сметы, некоторые вопросы, правда, продолжают обсуждаться. Например, вопрос об укреплении фундаментов, ведь в Ростове очень сложные грунты, историки утверждают, что вообще не стоит трогать исторические грунты. Все знают, что когда был разрушен Чудов монастырь в Кремле и на его месте стали ставить Дворец Съездов, то начались движения в исторических грунтах, что могло привести к непоправимому. Также поднимается вопрос о сохранности живописи в соборе. Она должна быть максимально сохранена, мы стараемся сделать все, чтобы восстановить иконы, восполнить утраты. Что-то, разумеется, придется переписывать заново, в основном это орнаменты. Предстоит очень много работы, архитектура собора ждет от нас новых и качественных решений. Первые результаты не заставят себя долго ждать. К Пасхе, надеюсь, мы увидим новые купола на соборном храме с историческими восстановленными крестами. Технически собор будет даже лучше, чем во времена Тона.
– В связи с реставрацией собора, наверняка, будут какие-то изменения в богослужебном расписании?
– Реставрация никак не коснется расписания. Богослужения как совершались, так и будут совершаться на протяжении всего периода реставрационных работ. На данный момент богослужения ведутся в левом пределе апостолов Петра и Павла, так как остальные два уже закрыты для реконструкции. Молитва в таких условиях – это совершение маленького подвига. Принято решение, что пасхальное богослужение будет проходить в Вознесенском Войсковом кафедральном соборе г. Новочеркасска. Там же пройдет Епархиальное собрание, которое в последний раз в Новочеркасске проходило в 1922 году. Надеемся, что пасхальные торжества 2015 года мы встретим на ростовской Кафедре.
– Говоря о Новочеркасском соборе… Он также находится на стадии реставрации. Как идет реставрация во втором по значимости соборе Ростовской области, и когда планируется его освящение?
– Я воздержусь от указания сроков освящения. Могу сказать, что если финансирование будет стабильным, то живопись Вознесенского собора можно будет восстановить в 2015 году. К сожалению, говорить о таком финансировании не приходится, средства довольно скудные. Там так же много работы: и витражи, и практически утраченный иконостас, освящение. Все это требует огромной работы.
Особое внимание необходимо нижнему Покровскому храму, усыпальнице атамана Великого войска Донского. После общения на эту тему с правлением города, с казаками, мы пришли к важному решению, что своими силами верхний храм они не смогут потянуть, а восстановить храм-усыпальницу – дело казачьей чести.
– Владыка, от масштабных церковно-общественных тем позвольте перейти к вопросу, касающемуся уже духовных предметов. На недавнем заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о том, что родители, воспользовавшиеся услугами суррогатного материнства, должны принести церковное покаяние в содеянном для крещения их младенцев. Вокруг этого решения было много пересудов в СМИ. Не могли бы Вы разъяснить позицию Церкви по этой теме?
– Я думаю, что позиция Священного Синода изложена предельно ясно. Мы должны понимать, что это традиции Церкви: если родители не живут духовной жизнью, если они не исполняют заповедей Божьих, если мнение Церкви не является основой в их жизни, то по какой вере таких родителе можно крестить детей? Это то же, что если бы родители, не веруя, крестили детей, или неверующими были их крестные родители, восприемники. Мы должны нести ответственность за Церковь и не должны позволять совершать какие-то Таинства людям, которые публично заявляют, что они вне ее. Иначе это будет означать, что Церковь множит соблазн. И вот здесь должна быть очень твердая позиция, которая и была выдвинута Святейшим Синодом.
– В январе этого года Вы отметили пятидесятилетие со дня рождения и двадцатилетие священнического служения. Я знаю, что Вы не особо любите заострять внимание на этих торжествах. Однако скажите, как Вы оцениваете пройденный путь и что самое главное открылось для Вас за четверть века священнослужения?
– Я продолжаю учиться принимать все, что посылает Господь, все, что Он дает: и горести, и радости. Это и называется чашей жизни. Второе чему нужно учиться, – это благодарить Бога за все. И третье – мне, конечно, трепетно цитировать эти слова из послания святого Апостола Павла к Филимону, но они для меня бесконечно близки: «Ибо для меня жизнь — Христос, а если же умру — приобретение!» (Фил. 1:21). Чем больше человек принимает в свою жизнь все то, что посылает ему Господь, чем участливее он в жизни других людей, тем более он осознает грядущую встречу с Богом, как некое благо для себя.
Подготовила: Александра Батышева
Беседовал: Игорь Петровский