— Владыка, в Ростовской-на-Дону епархии проходит интересное мероприятие: аттестация духовенства по определению уровня знаний Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Почему данная инициатива важна для епархиальной жизни и как появилась эта идея?
— Это важно, потому что Церковь должна суметь ответить на любые вопросы. Апостол нас учит отвечать каждому вопрошающему с любовью, кротостью и благоговением (1Пет.3:15). Особенно это касается современной жизни, когда перед христианином стоит много нравственных вопросов. По большому счету, любое явление в нашей жизни, с которым мы сталкиваемся, предполагает вопрос: нравственно или безнравственно, по-христиански или не по-христиански? Церковь должна уметь ответить на эти вопросы.
Перед юбилейным Собором 2000 года была проделана огромная работа. Впервые в истории Русской Православной Церкви были написаны Основы социальной концепции. Это базовый документ для осмысления реалий сегодняшнего дня, он позволяет нам ориентироваться в пространстве современного мира и определять степень причастности к евангельской традиции того или иного общественного явления. Знание этого документа – это знание церковного взгляда, который концентрированно выражен в одном тексте. Если клирики не знают этот документ, они не будут ориентироваться в общественном пространстве. Поэтому изучение Основ является обязательным. Перед собеседованием с клириками проходят лекции. Это своего рода курсы повышения квалификации. Сегодня появляется много документов, которые отражают позицию Церкви по тем или иным вопросам, дополняя и развивая Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Это документы Архиерейских Соборов — по экологии, современным средствам идентификации личности, взаимоотношениям Церкви и общества и т.д. Знание их вовлекает духовенство в общецерковную жизнь. Поэтому все эти документы клирики должны знать.
— В последнее время мы наблюдаем повышенный интерес информационного сообщества к Церкви. К сожалению, немало публикаций и материалов появляются по каким-то «скандальным» поводам. При этом СМИ как будто совершенно не интересует положительная повестка дня. Почему так происходит?
— Потому что Церковь мешает, с Церковью неудобно. Почему Ирод повелел отсечь главу Иоанну Крестителю? Потому что он обличал царя. Обличал неправедный образ жизни. Это частный случай из церковной истории, но ведь такое происходит и сейчас. Церковь говорит не то, что люди хотят слышать. Они хотят спать, есть, пить, пьянствовать, удовлетворять свои прихоти. Церковь препятствует этому. Патриарх об этом проповедует. Естественно, нужно убрать эту «говорящую голову». На нее обрушиваются удары со всех сторон. Но людям, которые так поступают, нужно помнить об одном: если Церковь заставить молчать, то о неправедности образа их жизни будут кричать камни. «Если сии умолкнут, — говорит Господь в Евангелии, — то камни возопиют» (Лк.19:40). Никто не может заглушить в человеке голос совести. Совесть все равно будет обличать. Поэтому все попытки заставить Церковь замолчать тщетны.
О скандальных поводах. Всегда же легче говорить об этом, чем о положительных примерах. В жизни присутствует многое, и неправильное тоже. Но говоря о неправильном, бичуя пороки, мы не должны уничтожать человека. Обязательно из любой ситуации, даже самой печальной, нужно сделать положительные выводы. А писать или говорить скандально – это самый легкий и примитивный путь.
— Все, о чем Вы сейчас сказали, это «плоды» эпохи демократии. А существует ли какой-то предпочтительный политический строй для христианина? Многие считают, что это монархия или теократия, и без них Церковь не может в полной мере осуществлять свою миссию на земле.
— Церковь может осуществлять свою миссию при любом политическом строе. История Церкви это показывает. Церковь жила при гонителях христиан, при императорах-язычниках, королях, анархии и атеистическом строе. Во все времена Церковь оставалась Церковью, она не может отдавать предпочтение определенному режиму, но, обращаясь к власти, Церковь всегда может говорить о нуждах своего народа и должна это делать.
— Бытует мнение, что Церковь в последнее время выходит за некие границы, определяемые для нее либеральной частью общества. Ее критикуют за вмешательство в светскую жизнь. Как бы Вы могли определить понятие «светский»?
— Светское и атеистическое – это разные понятия. Светский – не значит атеистический. Хотя понятие «светский», на мой взгляд, это не «пунктик» из религиозного лексикона христианина, это понятие не из его жизни. Достоевский говорил, что церковность и христианская жизнь пронизывает все бытие человека, распространяется на все – жизнь в семье, гражданскую позицию, отношение к работе, к дружбе. То есть Бог присутствует во всем. И эта всеохватность веры, ее вездесущность, всепроникновенность естественнее для христианина, чем деление мира на «светский» и «религиозный».
— Существует еще один устоявшийся стереотип, который особенно популярен в среде некоторых ученых: религия препятствует познанию, заменяя его ложными данными и суевериями. Насколько оправдан этот конфликт науки и религии?
— Наука и религия рассматривают разные предметы. Объект научного познания — установленные Богом законы бытия, а цель церковной жизни — взаимоотношения Бога и человека. Насколько сопряжены физиологическое бытие и духовное, настолько соединимы естественные науки и теология. Одно без другого не может существовать, иначе жизнь будет неполноценной.
- Владыка, в связи со строительством новых храмов в людных микрорайонах можно встретить крайне возбужденную реакцию некоторых правозащитных организаций, которые говорят о массовом недовольстве храмовыми застройками со стороны народа. Как осуществляется выбор места и организация нового прихода и действительно ли храмы строят наперекор широкому общественному мнению?
— Строительство новых храмов не идет вразрез с общественным мнением. Я думаю, это искусственная проблема. Храм как центр духовной жизни создается в том месте, где люди считают необходимым его построить, в местах компактного проживания православных, чтобы людям было удобно посещать богослужения, чтобы дети могли обучаться в воскресных школах. Поэтому общины просят городские власти выделить то или иное место для строительства. Храмы всегда благоукрашали то место, что окружает их. Когда строится храм, вокруг него возникают цветники, парки, детские площадки. Бывшие пустыри превращаются в цветущие территории. Кроме того, храм сегодня – это не только молитва, это и центр культурной, ремесленной и образовательной деятельности, место детского и молодежного досуга. Примеров тому масса.
— Владыка, у православных христиан начался Рождественский пост. С каждым годом постящихся людей становится все больше. Но также немало и тех, кто не понимает, к чему все эти ограничения. Зачем религиозная жизнь предполагает ограничения человеческой свободы и добровольные лишения?
— Человеку должна быть свойственна аскеза. Если от нее отказаться, то весь мир рухнет. В основе аскетизма лежит забота о тех людях, которые рядом. Если мы не будем ограничивать себя, вся жизнь будет сосредоточена только на нас самих, на наших страстях, хотелках, а руководящим принципом жизни станет «после нас хоть потоп». Для души аскеза важна потому, что происходит воспитание человека. Ограничивая себя, он ставит духовные цели выше инстинктов.
— В январе 2014 года Вы отметите 50-летие со дня рождения. Кроме того, в грядущем году исполнится ровно 25 лет Вашего священнического служения. Что эти цифры значит для Вас? И не секрет, что многие верующие и духовенство задаются вопросом, будут ли по этому поводу какие-то мероприятия на уровне епархии?
— Мне не хочется говорить о цифре 50. Лучше поговорим о цифре 25. Это важная для меня дата, я рад, что половину прожитой жизни мог служить Церкви. Эти годы были непростыми, но интересными. Когда мыслями обращаешься в прошлое, конечно, о тяжелом не думаешь. Вспоминаются лица людей, которые были рядом, которых посылал Господь, и те моменты, которые помогли изменить взгляд на жизнь – поднять ее от привычного, обыденного понимания до духовного.
Пятидесятилетие для меня – это обычная дата. Слава Богу, дал Господь пожить. Не вижу необходимости устраивать торжества. Об одном только прошу – помолиться обо мне, чтобы Господь даровал еще силы, духовное и телесное здоровье, чтобы послужить Его Церкви и народу.
Беседовал: Игорь Петровский