"Церковь новомучеников". Интервью митрополита Меркурия журналу "Вестник Донской Митрополии", №15, 2016 г.

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
"Церковь новомучеников". Интервью митрополита Меркурия журналу "Вестник Донской Митрополии", №15, 2016 г.
26 июля 2016 2961

Определением Юбилейного Архиерейского Собора, состоявшегося в 2000 г., было совершено торжественное прославление Собора Новомучеников и Исповедников, включающего более тысячи имен страдальцев, отдавших свои жизни за веру Христову. Шестнадцать лет прошло с тех пор, как святцы нашей Церкви пополнил сонм Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

— Владыка, чем была канонизация святых Новомучеников и Исповедников для России и Русской Православной Церкви?

— Несомненно, прославление тех, кто пострадал и отдал жизнь свою за веру, стало величайшим духовным событием в истории нашего Отечества. Это зримое свидетельство о непрекращающемся действии Духа Святого в Церкви Христовой, о единстве во Христе ныне живущих православных христиан со своими святыми предшественниками.

— А когда возникла эта идея?

— Сама идея прославления и почитания Новомучеников возникла без малого сто лет назад. Начало этому было положено людьми, стоявшими на пороге предлежащего им подвига. Они, сами того не ведая, как бы пророчески предчувствовали будущее России. На Всероссийском Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1917-1918 годах объявили об установлении ежегодного молитвенного поминовения всех усопших в лютую годину гонений исповедников и мучеников. Память эту было положено совершать 25-го января или в следующий за этой датой воскресный день. Святая Церковь ясно осознавала наступающий исторический момент и оценила значение первых жертв гонения. На основании этого решения определением Священного Синода от 30 января 1991 года было установлено, что Церковь, прославляя Новомучеников и Исповедников, совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. А в текущем 2016-м году Церковь праздновала Собор Новомучеников и Исповедников Российских в воскресенье 7-го февраля.

— Что же стало причиной столь великих и массовых гонений на Церковь?

— Произошло принципиальное изменение отношений между Церковью и новой государственной властью. Из привилегированной религиозной общины Церковь превратилась в, фактически, главного врага советского режима. Декрет об отделении Церкви от государства стал юридической основой реализации советской властью идеи атеистического государства. Однако к антирелигиозной пропаганде была примешана и политическая подоплека – Православная Церковь понималась представителями советской власти как часть старого государственного строя, враждебного идеям социализма. Именно поэтому как антирелигиозная в целом, так и антицерковная политика проводилась достаточно жестко, что позволило большинству историков Церкви характеризовать 1920-40-е годы как эпоху гонений на Православную Всероссийскую Церковь.

— Насколько велики были масштабы развернувшихся гонений?

— Первая же волна репрессий, пришедшаяся на годы гражданской войны 1918-20 гг., унесла около 9000 жизней. Русская Церковь вступила на свой крестный путь. Репрессии против духовенства не ослабли даже после того, как Патриарх Тихон в сентябре 1919 г. опубликовал послание «О прекращении духовенством борьбы с большевиками». Однако проведение его в жизнь приобрело односторонний характер: священники исполняли свой духовный долг по местам христианской службы и отвергали все, что противоречило Патриаршему посланию, а советская власть продолжала политику террора. Конечным итогом антирелигиозной политики советского государства должно было стать закрытие всех церквей и молитвенных домов, что знаменовало бы собой победу не только над религиозными организациями, такими, как Русская Православная Церковь, но и над религией в целом. И тут на первом месте все-таки стояла задача уничтожения организованных церковных структур. Антирелигиозная политика советской власти не была смягчена и в годы сравнительно «либерального» НЭПа, даже после декларации о лояльности, инициированной митрополитом Сергием (Страгородским) в 1927 году. В 1930-е годы гонения приобрели такой масштаб, что перспектива полного разрушения всех храмов на территории СССР и полного физического уничтожения большей части православного духовенства стала реальной. Вслед за снятием колоколов разрушению подвергались храмы. С 1930 по 1934 гг. их численность сократилась на 30%. Сталинский тезис об усилении классовой борьбы по мере продвижения к социализму развязал руки не только НКВД, но и атеистам. Прокатилась лавина репрессий против верующих и пастырей. Каждый из них обязан был теперь пройти через всеохватывающее анкетирование, которое определяло степень терпимости режимом этого лица. Жизнь приходов контролировалась инспекторами по наблюдению и негласными осведомителями НКВД. Летом 1937 года по распоряжению Сталина был разработан приказ о расстреле в течение четырех месяцев всех находящихся в тюрьмах и лагерях исповедников. Один за другим уходили из жизни иерархи, увенчав свой исповеднический подвиг пролитием крови за Христа. Именно тогда ушел из жизни священномученик митрополит Петр (Полянский), проведший в тюрьмах и ссылках 12 лет. Приговор был приведен к исполнению 10 октября 1937 года. 11 декабря 1937 года на полигоне Бутово близ Москвы был расстрелян митрополит Серафим (Чичагов). А в последний день страшного 1937 года был убит один из выдающихся исповедников Православия архиепископ Фаддей (Успенский). Год «Великой Чистки» и последующий за ним 1938 были самыми страшными для духовенства и мирян – двести тысяч репрессированных и сто тысяч казненных. Был расстрелян каждый второй священнослужитель.

— Это просто колоссальные цифры. Было ли нечто подобное в истории?

— Да, действительно, минувший век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от рук внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Такого грандиозного подвига мученичества и стояния за веру, как в Русской Церкви XX века, не знает история — количество умученных и пострадавших за православную веру в России превосходит все мартирологи прежних веков вместе взятые. Их бесчисленное множество. Наша Церковь не может пока что даже сосчитать их, не может назвать всех поименно. Везде, где мы только находим эти имена, их оказывается великое множество. Воистину можно сказать, что это величайшая катастрофа, но и величайшее чудо нашего века. Через две тысячи лет после пришествия Христова, когда почти весь мир ушел от Бога, отпал от веры, именно наша Русская Церковь смогла дать Богу во время лютейших в истории гонений на веру Христову величайший сонм святителей, священномучеников, мучеников, исповедников, преподобномучеников. Имена и дела многих из них — тайна для людей, но все они увенчаны славой Церкви Небесной. Каждого из них знает Бог, и каждое имя повествует нам о великом подвиге, который тождествен подвигу мучеников первых веков.

— Вы упомянули, что в числе репрессированных были не только священники…

— В сонме святых Новомучеников и Исповедников Российских мы видим самых разных людей. Не только священнослужители, в числе пострадавших за веру можно найти все сословия России — от князей и генералов, помещиков, профессоров и купцов до беднейших крестьян. Буквально, люди всех возрастов, от убеленных сединами старцев до юношей и подростков. Всех их объединяла, прежде всего, преданность Христу и благоговение перед живущим в их душах идеалом Святой Руси. Им, несомненно, были присущи ставшие сегодня такими дефицитными доброта, отзывчивость, сердечность, мягкость русской души, напитанной тысячелетней христианской культурой. Вполне возможно, что до своей мученической кончины они жили по-разному, некоторые из них могли показаться стороннему взору слишком простыми и обыкновенными людьми. Но когда перед ними встал выбор — сохранить ли верность Христу и Его Церкви или вступить на путь богоотступничества — они предпочитали смерть жизни без Бога. Это миллионы людей, умершие с молитвою на устах и покаянием в сердце. Они были бессильны перед карательной машиной атеистического государства, но не пошли на духовный компромисс и ценой лишений и даже собственной жизни засвидетельствовали веру, побеждающую мир. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество и православных казаков, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога. Все они прощены, ибо покрыли свои грехи мученичеством и, как кающийся разбойник на кресте, в день своей смерти приобщились ко Христу в Царствии Небесном. Мы не имеем права оставаться бездеятельными в осмыслении подвига этих святых земли нашей и знакомстве с ними наших соотечественников. И если когда-нибудь удастся прославить всех русских подвижников XX века, то Русская Православная Церковь станет Церковью Новомучеников.

— Чему нас учит пример стойкости пострадавших за веру?

— Пример мучеников чрезвычайно важен для современного человека, окруженного зачастую ложными представлениями о жизни, так как помогает понять очевидную истину: как бы ни была ценна земная жизнь, во всех случаях она не ценнее вечности. Успех борьбы со злом измеряется не внешней победой и не материальным результатом, а стоянием в Истине до конца: «Претерпевший же до конца спасется» (Мк.13:13), — говорит Христос. Испытывая натиск зла и неправды, победить которые для отдельного человека оказывалось невозможным, мученики не могли рассчитывать на внешнюю помощь, но они верили и уповали на Бога Живого, Его реальное присутствие в глубинах человеческого страдания, и это давало им возможность из неравного столкновения с богоборцами выходить победителями — не по силе, а по благодати. Поэтому, прославляя подвиг мученичества и исповедничества новых российских святых, мы не должны забывать главного: они являют нам образцы христианской жизни, примеры, которым мы призваны подражать в нынешних условиях. «Правило веры», завещанное нам подвижниками XX века, заключается в том, чтобы все в повседневной жизни и церковном служении поверять духовным мерилом, чтобы, прежде всего, искать «единого на потребу» — Царства Божия и его правды. Именно подвигом и молитвами наших новых мучеников стоит сейчас наша Церковь, именно в их «спасительном сеянии» крестного стояния за веру и Церковь лежит надежда на спасение и возрождение нашего православного Отечества. С любовью и благоговением обращаясь к подвигу Новомучеников Российских, будем надеяться на спасение их молитвами, будем уповать на их помощь, потому что их кровью, их подвигами мы живем, именно их усилиями строится наша сегодняшняя жизнь. Соборное прославление Новомучеников и Исповедников Российских становится духовной основой возрождения нашей Церкви и нашего народа. Мы все больше и больше осознаём, что в недавнем прошлом были не только массовая гибель невинных людей, не только богоборчество и богоотступничество, но и высочайший, светлый, побеждающий смерть мученический подвиг. Мы благоговеем перед сонмом мучеников, страстотерпцев, исповедников, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за нашу возлюбленную Отчизну.

— Гонения прокатились и по Донской земле. Насколько велик был масштаб репрессий?

— Наглядно ответить на Ваш вопрос поможет статистика разрушенных храмов на Дону. К началу Великой Отечественной войны на территории Области войска Донского и Таганрогского викариатства из свыше 900 храмов не разрушенным оставался только один! Каждый второй церковно- и священнослужитель на Дону был репрессирован и приговорен либо к расстрелу, либо к заключению в концлагерях. На основании архивов Управления Федеральной службы безопасности по Ростовской области сформированы списки священно- и церковнослужителей, мирян, репрессированных в Области войска Донского (Ростовской области) с 1918 по 1946 годы. Указанные списки не полностью отражают статистику масштабов террора, бывшего на Донской земле, однако, они содержат сведения о сотнях и сотнях репрессированных церковно- и священнослужителей. Таким образом, на сегодняшний день можно рассматривать как практическую задачу формирования Собора Новомучеников и Исповедников Донской митрополии.

— Владыка, мученичество ради Христа – это особенный духовный путь. Сегодня, когда мы отмечаем пятилетие образования Донской митрополии, как их подвиг может служить духовной жизни нынешних прихожан?

— Сегодня все мы, православные христиане, призваны если не к мученичеству в буквальном смысле, то к постоянному и неуклонному свидетельству — словом, делами, всей жизнью. Взирая на пример наших собратьев, стойко претерпевших гонения за веру, мы обязаны помнить о том, что каждый христианин и во времена мира, и в годину испытаний должен быть мужественным свидетелем Истины, готовым отдать все блага здешней, земной жизни за Христа и Его Церковь. В этой связи хочется напомнить слова Священного Писания: «Праведник во веки не поколеблется» (Притч. 10:30). Эта мысль укрепляет нас в уверенности, что духовное возрождение нашего народа и развитие церковного служения найдет твердую опору в героическом стоянии за веру наших соотечественников, отдавших свои жизни за Христа. Вдохновляемые их верностью Святому Православию, мы и сегодня обретаем силы для дальнейших трудов на благо народа Божия и земного Отечества нашего.