Начало Евангелия. Интервью митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия журналу "Вестник Донской Митрополии" (№10, 2015 г.)

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Начало Евангелия. Интервью митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия журналу "Вестник Донской Митрополии" (№10, 2015 г.)
16 января 2015 2314

Интервью Главы Донской митрополии митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия о возможности духовного измерения светских праздников, деятельной вере, сердечном мире, а также основном значении церковных праздников, отмечаемых в начале года

— Владыка, в нашей стране Новый год – это совершенно особенный праздник. Некоторые его называют одним из самых главных гражданских праздников года. Но существует и церковное отношение к этому событию. Уже стало доброй традицией в начале каждого года совершать молебен на начало новолетия. Какой религиозный повод лежит в основе этой традиции?

— Гражданское новолетие – время, которое человек воспринимает как некое мерило астрономического отсчета. Сколь бы условной эта дата ни была, она особенна в человеческой жизни, человек всегда с трепетом подходит к этому рубежу, отделяющему его от жизни, которая уже стала историей, и жизни, которая будет впереди. Наше искреннее и доброе пожелание друг другу счастья в этот праздник иногда несет не совсем правильное содержание. Ожидая счастья, мы ожидаем некого абсолютного спокойствия, сытости, благополучия, всего того, что не тревожило бы нашу жизнь. И наоборот, если тревоги в жизни возникают, то нам кажется, что наша жизнь перестает быть счастливой. Но человеческая жизнь может быть счастливой только тогда, когда она сбалансирована, когда человек может справиться как с радостью, так и с горестью. Опыт показывает, что самостоятельно мы не можем сбалансировать нашу жизнь, распределить смысловые духовные нагрузки таким образом, чтобы все было гармонично. Для того чтобы это происходило, человеку верующему дается самый важный правильный смысловой критерий оценки своей жизни – Евангельское слово. Потому, начиная новый год словами молитвы, мы с надеждой обращаем свой взгляд не просто в будущее, а к самому творцу времени, к Богу. Мы молимся, чтобы Он помог сделать нашу жизнь счастливой, создав необходимый баланс ценностей, чтобы Бог помог нам расставить приоритеты нашей жизни таким образом, чтобы, обращая свое внимание на то, что происходит с нами и вне нас, мы почувствовали гармонию и порядок в этом мире. Поэтому религиозный повод заключается в том, что если каждый новый год – это надежда на наше обновление, то соборной молитвой, Таинством Божественной Евхаристии мы полагаем этому обновлению подлинное начало.

— Многие говорят, что Новый год – это чуждый для Церкви праздник, в котором мы не должны участвовать.

— Это неправда. Мы живем в одном обществе, ходим по одним улицам, у нас очень много общих дел, потому неправильно было бы устраниться от участия в этом гражданском торжестве. Но не страх, уныние и отчаяние должны руководствовать нашей душой и нашими мыслями в этот момент, а великое спасительное упование на помощь Божию. Для человека верующего не может быть скорбей там, где присутствует Бог, потому что любовь Божия покрывает всякую скорбь, любую немощь. Там, где есть Бог – нет места для человеческого горя. Где Бога нет, там горе и боль чувствуются с особой полнотой и силой.

— Я обратил внимание, что в своем архипастырском слове на Рождество Христово из года в год Вы подчеркиваете значение слов, некогда услышанных от ангелов пастухами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Причем отмечаете особенное значение той роли, которую несет человеческий фактор. Почему это так важно?

- Слава Божия на небеси, мир на земли и счастье в людях – это три неразрывно связанные понятия. Если человек не будет вместе с ангелами прославлять Господа, Творца своего, если он не будет осознавать всю важность его личного участия в деле спасения, то не только его духовная жизнь будет бесплодна, но и земного мира не наступит. Потому что, теряя Бога, человек теряет мир в своей душе, своем сердце, своем народе. Он лишается того, что называется спокойствием душевным. Отсюда смятение, которое приводит к таким печальным и пагубным последствиям, как кризисы, катастрофы, войны, нестроения. О каком счастье и благоволении Божием может идти речь, когда человек сам себя погружает во тьму кромешную, во тьму преисподней? Поэтому в звучании этих ангельских слов мы слышим призыв Неба к тому, чтобы наша вера была не просто правильной и точной, но действенной, чтобы она была в делах, а не только словах и помышлениях.

— Но ведь кто-то может резонно возразить, что, вот, две с лишним тысячи лет тому назад пришел Христос, ангелы славословили, был заключен новый союз Неба и земли, Бога и человека, был возвещен мир, а ничего не меняется в жизни? Люди как грешили, так и грешат, как не было мира и согласия в народах, так и сейчас его нет. О каком же мире говорит Евангелие?

— Ответ на этот вопрос мы находим в словах Спасителя: «Царство Мое не от мира сего». Если бы оно было от мира сего, то мир бы любил свое и своих. Значит, то царство, которое пришел основать на земле Христос, как свою Церковь, — это духовное измерение, которое начинается не в какой-то географической точке на карте, но в пределах нашего сердца. Именно оттуда, от сердца, мы черпаем либо мир, согласие и любовь, либо, наоборот, ненависть, рознь и неприязнь.

— Но как современному человеку, при всей скорости и шуме жизни, стяжать мир в своем сердце?

— Если посмотреть на евангельские примеры, то увидим, что этот мир стяжается только одним способом – когда в сердце, в человеческой жизни воцаряется Бог, когда жизнь человека становится жизнью по заповедям Божиим, когда она соответствует вечным законам, Богом предначертанным для мира видимого и невидимого, для духовной жизни и для жизни физиологической. Нет другого пути к обретению этого внутреннего мира и единения с Богом, кроме пути труда. Вот обратите внимание на евангельское повествование о Рождестве Христовом. Не было людей, услышавших радостную весть о Боге, которые не предприняли бы какого-нибудь труда. Простые пастухи, которые трудились в поле, и мудрецы, которые что-то увидели в звездах не остались равнодушными, они пустились в путь. Иной раз нам кажется, что прийти к Богу можно только через умствование, книги, может быть, даже через чудо, которое мы должны встретить на пути к Богу.

— А разве не так?

— Все намного проще. Для того чтобы прийти к Богу и встретить Его в своей жизни, нужно иной раз просто встать с дивана, с мягкого комфортного кресла, и пойти в храм, где во время молитвы человек обретает встречу с Богом. А может быть нужно, лишив себя комфортного времяпрепровождения, пойти и помочь тому человеку, кто нуждается, может, помощь нужна в больнице, может быть, мы должны сделать самое простое дело, через которое мы также открываем действие Бога в своей жизни.

— Некоторые скептики считают, что для этого вполне достаточно просто человеческих усилий.

— Сколько бы человек ни тратил своих сил, подлинное обновление невозможно без благодати Божией, без Силы Божией, которую Господь сообщает каждому, обращающемуся к Нему. Поэтому в Церкви существуют Таинства, посредством которых освящается не только человеческая душа, но и все пространство его жизни. В праздник Крещения Господня существует особенный чин освящения, совершаемый над водой, посредством которой Господь дает нам Свою особую благодатную энергию, с которой мы соприкоснемся, которая нас просвещает.

— Интересно, что у праздника Крещения есть еще одно древнее название, а именно «Просвещение». Мы часто используем это слово в повседневной речи, и оно уже стало практически синонимом слову «образование». Позвольте задать Вам вопрос, как Председателю отдела религиозного образования и катехизации. Существует ли все-таки какое-то отличие между образованным человеком и человеком просвещенным?

— Человек образованный – это человек, который принял некий свод наук в свой ум, постиг эти науки и знает о жизни то, что открыто людям. Человек просвещенный – это человек, который не только обучен грамоте, но у которого есть особое – глубокое, сердечное – чувство, привитое в сердце Богом. Чувство, которое регламентирует, на основании полученных человеком знаний, его взаимодействие с другими людьми и отношение к окружающему миру. Иными словами, человек образованный, но не просвещенный, может поступать далеко не так, как призван поступать человек, который имеет нравственные принципы жизни, руководствуется в своей жизни моралью и этикой, Законом Божиим, – ибо Бог есть Источник и морали, и нравственности, и этики, Источник всякого блага. Таким образом, человек просвещенный – тот, который в сердце своем имеет Бога, освящает свою жизнь, свои мысли присутствием Бога. А если этого просвещения в нашей жизни нет, значит, мы сами являемся образованными невеждами. Церковь называет праздник Богоявления праздником Просвещения, потому что Бог открывает Себя нам во всей Своей Полноте и Истине, потому что через это Явление на Иордане мы обретаем этот Источник Божественного Света в своей жизни. Приобретая знания, изучая науки, прививая опыт предшествующих поколений, в своей жизни мы не только этим руководствуемся, но и водительством Божиим, которое присутствует в нашей жизни.

- При такой колоссальной возможности стать счастливым, которая дается человеку Богом, отчего же он все-таки столь несчастен?

— Все это происходит от оскудения в нашей жизни свидетельства Христова. Происходит это потому, что мы часто не слышим того, что нам говорят, не видим то, что должны видеть, не чувствуем и не переживаем. От нашей каменной нечувствительности, о которой говорят старцы, от того угасания духа, которое происходит в силу чрезмерных забот и опечаленности этого мира, мы удаляемся и от Бога, и друг от друга. Об этом непрестанно говорит Церковь – говорит так, что окружающий мир все более ненавидит ее. Ненавидит потому, что слово Церкви есть обличение миру, неправдам этого мира.

— Но, может быть, это происходит от того, что, видя все несчастья, которые происходят в мире, некоторые люди часто полагают, что Церковь должна более активно действовать на мировой сцене, а иначе мир ее победит?

— Церковь не принадлежит этому миру, у нее свой закон – закон небесный, закон Божий. Церковь никогда не будет побеждена – никакими внешними нападками, потому что в ней неотступно присутствует Дух Святой. И эта большая семья, объединенная силой Святого Духа, стоически может препобеждать все неправды, клеветы и напасти мира сего, потому что она имеет твердую основу своего существования, потому что она является обладательницей жизни вечной. Эту жизнь Церкви даровал Бог, поэтому разменивать, тратить свои силы на пустую борьбу Церковь не должна никогда. Она должна тратить свои силы на молитву, на самовоспитание, покаяние, изменение своей жизни – в целом и каждого человека отдельно. Но как мы знаем, это не происходит мгновенно. Но самое главное: какими бы мы ни были – добрыми или злыми, совершенными или не совершенными – Бог нас любит и принимает всех в Свою Любовь, даруя нам силу для нашего исправления.

— В завершении нашего разговора позвольте еще раз вернуться к началу нашей беседы и спросить Вас, что же, все-таки, составляет самое главное, саму суть той череды прекрасных январских праздников, которыми начинается новый год?

— Если взять самое короткое из четырех Евангелий, Евангелие от Марка, то можно обратить внимание, что оно начинается с таких слов: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» (Мк.1:1). Это самый первый стих первой главы. В этих простых словах – главная новость, которую человек мог когда-либо услышать. Ведь «евангелие» — это «благовестие». Бог возвещает миру Благую весть, которая заключается в том, что человек оказался настолько дорог Ему, настолько Им любим, что Иисус Христос, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду стал как человек» (Фил. 2: 6-7). Поэтому для каждого христианина начало нового года, праздник Рождества Христова, крещенская благодать праздника Богоявления – это начало Евангелия, завершение ветхозаветной жизни, предел греховному времяпрепровождению и возможность твердого шествования по пути спасения.