Митрополит Меркурий: "Быть терпимее друг к другу"

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Митрополит Меркурий: "Быть терпимее друг к другу"
29 января 2017 2688

— Добрый день, владыка! Спасибо Вам за возможность этого разговора. Знаю, что у Вас сейчас очень напряженный график, сегодня Вы вернулись из Москвы – и вот уже с нами. Кстати, о столице: там обсуждались какие-то важные вопросы?

— Вопросы жизненные, поэтому все они очень важные: развитие церковной жизни, образование, социальное служение – все то, чем Церковь занимается постоянно, просто нужно вносить корректировки.

— Позвольте узнать Ваше личное мнение о том, в каком состоянии находится наше общество – мы в кризисе или на подъеме?

— Вы знаете, я думаю, что и кризис, и подъем одинаково свойственны для любого периода развития общества. Для одних людей это будет кризис, осмысление, а для других – обновление. Может быть, с кризиса начинается подъем. Поэтому это два пересекающихся понятия. Если мы будем говорить о внешних обстоятельствах, стало ли нам лучше жить – я не могу сказать, но знаю точно, что стало жить труднее. Но трудности нашей жизни заставляют нас задуматься о самых важных вопросах: о качестве жизни, как оно появляется. Меня радует, что достаточно многие люди, которые, казалось бы, были далеки от духовного восприятия действительности, начинают задумываться и понимать, что качество жизни внешнее бытовое осязаемое проистекает от характера нашей внутренней жизни. Не все так черно, как показывают по телевизору. Есть очень много хорошего. Вчера в программе «Время» я видел репортаж о том, как удается спасать жизни и здоровье детей, и думал, как замечательно, что у нас есть такая возможность. Но как жаль, что возможности эти мы используем так мало, так редко! А это должно быть постоянным, сквозным делом в нашей жизни!

— Есть такое наблюдение, что обращение к духовной жизни у многих совпало с экономическим кризисом. Но он не может длиться вечно. Вам не кажется, что тогда произойдет определенный отток верующих?

— Вся жизнь такая. Как только начинается период богатения и сытости, люди меньше задумываются о духовной жизни, наступают скорби – народ снова обращается к Богу. Это закон жизни. Не хотелось бы, конечно, чтобы мы думали о своей душе только в периоды кризиса, и в сытости своей надо Бога благодарить. Некоторые люди приходят ко мне как к священнику и говорят: «Вы знаете, мы так живем тяжело, все дорожает, экономика на спаде, в политике – хаос». И я их спрашиваю: «Мы сыты? Здоровы? Сверху на нас не летят бомбы?». Нас не расстреливают, нас не гонят. Давайте Бога благодарить за то, что Он нам дает. А если мы чем-то не удовлетворены, то в наших силах, и внутренних, и физических, изменить свою жизнь к лучшему. У нас есть на это надежда и есть возможности. У нас хорошая страна, умные люди, чуть-чуть только расхлябанность убрать, больше ответственности в приложении своих трудов. И тогда все получится.

— Вам не кажется, что это происходит, потому что многие ждут изменений извне, не прилагая собственных усилий?

- Я абсолютно уверен, что это происходит из-за того, что люди в нашей стране не привыкли смотреть в завтрашний день, привыкли думать так: «Я живу сейчас, а завтра хоть потоп». Смотришь иногда на решения бизнесменов или политиков и понимаешь, что это люди-однодневки, которые живут только сегодняшним днем. А завтра-то что? Конечно, живи сегодня, работай, трудись, но сделай так, чтобы и завтра, после тебя, люди смогли жить. Нельзя до бесконечности истощать ресурсы, недра своей страны, калечить душу народа, лгать людям. Вот мы сейчас говорим, уж простите – совсем не новогодняя тема, что аборты должны быть выведены из системы обязательного медицинского страхования. Кто-то за, кто-то против. Но ведь так мы убиваем свою страну, уничтожаем свой генофонд. А дальше то что? Ведь страна окажется в такой демографической яме, что не надо будет ее завоевывать, она сама развалится, если мы не будем рожать и воспитывать детей. Это наша цель. А как ее обеспечить? Это вопрос для всего нашего общества, прежде всего, для руководства страны, регионов, для Церкви, для всех людей. Все должны понять, что убивать человека в утробе – это грех, и государство не должно этот грех поощрять. Если мы будем об этом заботиться, сегодня говорить честно и открыто на эти темы, вступать в очень непростую дискуссию – у нас есть будущее. А если будем этот вопрос замалчивать, то потеряем свое Отечество.

— Но дискуссия-то не всегда получается.

Для того чтобы дискуссия получилась, нужно начать перестать хамить друг другу, кричать со страниц журналов и газет, научиться говорить правду и слушать ее. Мне скажут: «У каждого своя правда». Но есть полезная для нашего Отечества правда. Сохранение своего народа – это цель, которую мы хотим достичь. В противном случае мы уничтожаем свой генофонд.

— К священнику приходят очень многие, доверяют самые сокровенные внутренние переживания, наверное, Вы многое знаете о людях. Есть нечто такое, что Вас удивило в человеке?

— Я уже как-то говорил об этом: удивить меня в жизни может только человеческая подлость, потому что она безгранична и имеет такие проявления, как никакое другое качество. Она настолько мимикрирует, что когда встречаешься с подлостью, каждый раз поражаешься ее силе. Но я не хотел бы говорить только об этом. Чувство радости у меня вызывает молодежь, в которой пробуждается интерес к духовной жизни. Встречи с молодыми людьми в течение этого года в меня вселили надежду. У нас хорошая думающая талантливая молодежь, о ней просто нужно заботиться, с ней нужно разговаривать, передавать опыт – не просто знания в вузах, но опыт своей жизни. Я вижу, с каким открытым сердцем молодые люди слушают, радуюсь тому, какие вопросы их интересуют, какое у них понимание жизни. Они хотят почувствовать жизнь, чтобы не делать ошибок. Они любят свое Отечество, свой народ, свой край. Видя такую молодежь, я испытываю самое светлое чувство духовной радости.

— Вас это не удивило?

— Меня это приятно удивило. Ведь как у нас говорят: какая плохая у нас молодежь. А я встречаюсь с молодыми людьми и понимаю, что это не так. Не такая у нас молодежь, какой ее часто изображают. Нет, она чистая, честная, она хочет жить правильно и хорошо.

— А какие вопросы молодых Вас удивляют?

- Иногда молодые люди задают такие вопросы, которые способен, пожалуй, сформулировать тот, кто прожил длинную жизнь, — вопросы внутреннего мироустройства жизни, личной, семейной, общественной. Это не поверхностные вопросы, но очень глубокие, которые свидетельствуют о том, что человек всецело осмысляет свою жизнь.

— Не бывало у Вас такой ситуации, когда Вы не знали, что ответить молодежи?

— Наверное нет, в большинстве случаев найду, что ответить, хотя могут поставить и в затруднительное положение.

— И Вы у них тоже чему-то учитесь?

— Обязательно! Общаясь с людьми, всегда черпаешь от них что-то : и задор молодой, стремление жить, многие их рассуждения наталкивают тебя на совершенно другое осмысление тех реалий, в которых ты сам живешь. И я очень благодарен молодежи за это.

— Что в этом году стало для Вас большой радостью?

Лично для меня как для митрополита – прославление в лике общецерковных святых старца Павла Таганрогского. Мы долго к этому шли, и сейчас вся полнота Русской Православной Церкви приняла старца Павла как святого. Он не был святителем или человеком власти, но простым тружеником, который стяжал благодать Святого Духа и этой благодатной силой делился с другими людьми, привлекал их к себе силой своей молитвы, своего подвига. Это очень показательный пример для всех нас. Часто нам кажется, что святые – это какие-то небожители, а старец Павел был обычным человеком, верующим, молитвенником, тружеником, который любил свое Отечество и жил для других. Он показывает нам подлинную святость, которая возможна в наших серых буднях.

— Какие события, с Вашей точки зрения, в уходящем году были определяющими для Церкви?

— Безусловно, это был Архиерейский Собор, многие решения Священного Синода, Высшего Церковного Совета.

— А какие тенденции развития российского общества Вы заметили в 2016 году?

— Люди стали ближе друг к другу, и в этом огромная заслуга Президента нашей страны. Потому что он понимает, что происходит в стране, видит ее развитие. То, что он делает, понимает подавляющее число людей. А именно: нужно спасать наше Отечество, оно достойно лучшей жизни, лучшего к себе отношения. У нас сильная хорошая страна и замечательный народ. Это и сближает людей, а также, конечно, возвращение к своим историческим корням, к той традиции, в которой веками жил наш народ, многоконфессиональный и многонациональный.

— А чего не хватало в этом году?

— Как всегда, не хватает ответственности. Каждый должен отвечать за все, что он делает.

— Есть что-то , о чем Вы жалеете?

— Жалею о потерянном времени. К сожалению, получается так, что мы очень много времени тратим впустую – на убеждения кого-то, написание бумаг, очищение себя, когда тебя поливают грязью, доказывание истины, которая лежит на поверхности – вместо созидательных трудов. Может быть, это происходит потому, что мы неизбежно вступаем в общественную дискуссию. Но мы и сами себя оттачиваем в правоте своих формулировок, и пытаемся сказать людям правду, обращаемся к совести тех людей, которые говорят неправду. К сожалению, на это тратится очень много сил и времени.

Я часто задаю себе вопрос: «Что значит жизнь священника?». Вот он постоянно, каждый день, говорит: «Братия, давайте любить друг друга, не завидовать, не совершать дурного». И что, перестают лгать? Воровать и т.д.? Кто-то перестает, но все равно это происходит. С таким вопросом я однажды обратился к своему духовнику отцу Иоанну Крестьянкину, и он мне сказал удивительные слова: «Мы призваны в этот мир не для того чтобы правда восторжествовала, но для того чтобы свидетельствовать о ней». Торжество правды – это дело Божие, Бог есть абсолютная правда, и в Его силах, чтобы наступило торжество этой правды. Но говорить о ней должны мы.

— И быть услышанными?

— Это уже не наша задача. Я не должен добиваться, чтобы меня услышали, я должен говорить. А дело совести слушающего — делать так, как я говорю, или нет.

— Это только путь священника?

— Вы знаете, обычный человек иногда может сказать: «Да смолчу я, не буду себе врага наживать», а другой подумает: «Зачем мне это все, что, у меня своих проблем мало?». Священник не может так говорить, потому что он призван Богом к тому, чтобы возвещать правду.

— Но ведь священники бывают разные.

— Да, но это призвание священника остается всегда, и большинство из них исполняют эту заповедь Божию.

— Сейчас время новогодних праздников. Чего бы Вы пожелали людям?

— Дорогие мои, я всем желаю, прежде всего, мира. Только если будет мир, мы сможем строить, обновлять все, что происходит и внутри нас, и вокруг. Я желаю всем быть терпимее друг другу, несмотря на все сложности нашего времени, у нас не должно быть повода обижать ближнего. Я желаю больше жертвовать собой для других, быть милостивыми. Нас никто не запомнит сильными, мужественными, властными, великими, нас будут помнить, если мы будем милостивыми. Этого я всем желаю.

— Благодарю Вас за беседу!

Беседовал Александр Иванов