9 ноября 2017 года в Донском государственном техническом университете состоялась первая встреча митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия со светской студенческой молодежью Дона – участниками Межвузовского студенческого объединения «Синергия» — в формате «вопрос-ответ»
Я давно слежу за тем, как новое молодежное движение «Синергия» развивается в межвузовском пространстве. Я наблюдаю как успехи, так и небольшие неудачи, которые сопутствуют этому делу, но, по большому счету, мы все вместе – студенты, священнослужители и люди Церкви – пытаемся найти общую стезю, которая делает нас ближе. Как вы знаете, слово «синергия» — греческое и обозначает слияние божественной воли и воли человеческой, в этом слиянии и происходит возвышения человека до уровня святости.
Не потеряться в современных условиях — среди сорняковых культур, которые нас окружают — очень непросто. Не исключаю того, что нам свойственны ошибки и какое-то недопонимаем, но все это – опыт человеческого общения. Если бы не было подобных встреч и такого общения, думаю, не было бы никаких добрых дел, а только – очень превратное понимание друг друга: вы не представляли бы, что такое Церковь, что она делает и пытается делать, а мы имели бы очень далекое понимание того, какими являются современное студенчество и молодежь. Думаю, такие встречи в рамках работы студенческого объединения «Синергия», наше общение сегодня и те встречи, которые будут проходить, духовно обогатят вас, и вы приобретете большой жизненный опыт.
Жизнь – интересная штука: живешь и, кажется, что у тебя все впереди, в запасе много времени, и можно учиться или нет, можно прививать себе чей-то опыт, либо руководствоваться своим личным мировоззрением и впереди открывается огромная перспектива жизни. Но однажды ты просыпаешься и понимаешь, что вся перспектива, о которой ты думал, осталась у тебя за плечами и впереди – не так уж много времени. Чтобы не оказаться у разбитого корыта и не ругать себя за то, что много времени потрачено впустую, надо обязательно копить багаж. Его не накопишь в интернете и даже через книги, его можно накопить только во время личного человеческого общения. Все, что мы познаем эмпирически, наиболее четко запечатлевается в нашем опыте и остается с нами на всю дальнейшую жизнь. Живое общение позволяет нам смотреть друг другу в глаза и говорить на любые темы.
Хочу, чтобы сегодня, задавая свои вопросы, вы понимали, что запретных тем нет. Возможно, я о
Мы обязательно должны задать себе вопрос: что будет дальше за нашими встречами и общением с интересными людьми? «Синергия» — это клуб по интересам или
Ребята, мое вам пожелание: старайтесь прививать то доброе, что касается вашего сердца, не отодвигайте это только потому, что оно является чужим опытом. Старайтесь, чтобы дар веры – Божий дар – коснулся вашей жизни. Я знаю, что многие из вас не относят себя к Православию, но душа по природе своей – христианка. Любому человеку, который исповедует традиционную религию, в большинстве случаев всегда свойственны высокие нравственные цели, поэтому мы здесь с вами союзники.
— Если у нас были общие предки, Адам и Ева, тогда получается, что весь мир — это площадка инцеста. Отсюда вопрос: почему мы до сих пор не выродились, как африканские племена, где распространены супружеские связи между родственниками?
Читайте Священное Писание. Могу сказать одно, что Адам и Ева были очень близки к Богу, а после потеряли близость к Господу и возможность богообщения. Даже сегодня человек, который находится ближе к Отцу Небесному, узнает о себе вещи, которые ему показались бы возмутительными в любой другой ситуации. Поэтому, я думаю, что развитие человечества, которое заложено Богом, нельзя сформулировать в качестве вашего вопроса. Просто читайте Священное Писание и поймете многое.
— Что нам, молодым, нужно сделать в жизни в первую очередь и чего никогда не стоит делать?
Повторюсь, и скажу, что в первую очередь надо задуматься о жизни и задать себе вопрос: а что будет дальше? Совершая какой-то поступок, человек должен каждый раз задавать себе этот вопрос. Это должно быть попыткой рассуждать о своей жизни, а не вопросом в пустоту. И делать это необходимо не только, когда с тобой
А насчет вопроса, что не надо делать никогда, есть золотое правило — как не хочешь, чтобы поступали с тобой, так и не делай ты.
— Как Вы смотрите на то, что две картины мира, библейская и эволюционная, иногда не противоречат друг другу, а наоборот дополняют одна другую?
Наука и религия противопоставляются друг другу. В науке описывается все, что создано, иногда теории лишены доказательства, а религия говорит о мире духовном, о первоначальном замысле Творца и не говорит о механизмах этого мира. Науку и религию объединяет вера, насколько парадоксальным бы это не показалось. Если в первом случае мы говорим, что мир создан Господом и приводим какие-то доказательства Божиего бытия, то вы мне скажите, что это же надо принять на веру, и да, я с вами в этом соглашусь. Но ведь теория ученых о том, что наша планета существует миллиарды лет или их версия, что жизнь на Земле появилась после космического взрыва, также не имеют доказательств, они тоже принимаются на веру. Таким образом, можно сказать, что религия и наука одинаково религиозны и бездоказательны. Мы выбираем то, что ближе нашему уму и сердцу, и никто за нас этот выбор не сделает и на вопрос, что есть правда, не ответит.
— Будут ли затрагиваться другие традиционные религии в рамках предмета «Основы православной культуры»?
Не секрет, что сегодня этот вопрос является злободневным. Людей, имеющих высшее образование, но не имеющих никакого представления о религиозных культурах, нельзя назвать всесторонне образованными. Мы не говорим об обучении религии, потому что это совершенно другой воспитательный процесс, это практическая сторона вовлеченности человека в церковную, религиозную жизнь. Изучение православной культуры – это культурологический аспект, который не заставляет нас церковно жить, а просто рассказывает о жизни Церкви, той или иной традиционной конфессии, в данном случае Православия. Почему именно его изучают: во-первых, исторически сложилось так, что Православие стало государствообразующей религией в России, и даже в законе о свободе совести прописано, что особое значение для формирования государственности имела Русская Православная Церковь, и большая часть нашего населения является православной. Мы ставим перед собой цель, чтобы предмет был интересным и познавательным, чтобы люди, изучающие его, могли видеть то, о чем они говорят в повседневности. Когда мы сможем достаточно хорошо подготовить педагогов, учебники, то следующим шагом, должно стать преподавание знаний обо всех традиционных культурах и религиях нашей страны, а это ислам, иудаизм, буддизм. Определенный курс обязательно нужен, потому что люди разных конфессий практически ничего не знают и культуре и традициях друг друга. Я считаю, что у этого предмета есть будущее. А почему многие этому противятся, наверное, потому что у нас в школах не особо приветствуется все то, что учит людей думать, так как анализирующий и думающий человек – это самое страшное, что может быть для людей, которые жаждут управлять бездумной массой. С человеком, который задумывается о своей жизни и о том, что вокруг него происходит, который может быть лидером и делает объемные выводы, смотря на ситуацию с разных сторон, всегда сложно, с точки зрения тех, кто хочет править миром. Церковь борется за то, чтобы человек был цельным, думающим и всесторонне образованным, имея не только свой жизненный опыт, но и знания о религии, культуре, естественных науках и об исторической практике.
— На протяжении многих лет медицина и религия находились в тесной взаимосвязи, но почему-то сейчас многие медицинские университеты пренебрегают преподаванием теологических наук. Как Вы думаете, почему так происходит, и как это исправить?
Полагаю, что все происходящее сегодня в медицинских вузах, а именно, отсутствие теологического образования, это ошибка прошлых лет, с которой сегодня надо работать. Я не могу привести в пример какую-то точную статистику, но по опыту знаю, что большинство медицинских работников – люди верующие. И эта вера приходит не во время ее изучения, сидя в аудитории, а тогда, когда в ваших руках оказывается жизнь другого человека, и, спасая чужую жизнь, человек, понимает, что во многом она была спасена благодаря не только его усилиям, но и помощи Божией. Важно, что у всех нас есть возможность сходить в храм, чтобы причаститься или просто помолиться и жить духовной жизнью, которой учит Церковь, спасая этим себя и всех приходящих.
— Каким языком Церковь собирается говорить с современными школьниками, которые живут интернетом и мало беспокоятся о духовной составляющей? Как быть Церкви, чтобы предмет ОПК не воспринимался школьниками, как трата времени и в итоге не спровоцировал негативный фон и отношение к религии в целом?
Во-первых, важно сказать о том, что не только Церковь должна этим вопросом заниматься. Воспитанием человека должна заниматься семья, детский сад, школа, Церковь и вообще все те общественные институты, которые человеку встречаются на его жизненном пути, на пути становления.
Теперь речь пойдет о воскресных школах, куда человек приходит один или два раза в неделю. Задача их создания в каждом приходе была поставлена перед людьми, которые образуют собой Высший совет Русской Православной Церкви, в том числе – и передо мной. И когда мы начали подробно изучать этот вопрос, выяснилось, что дети начинают ходить в воскресную школу с 5-6 лет и до 13-14 лет они добросовестно и с интересом занимаются изучением Закона Божиего. Но в подростковом возрасте начинается активное противопоставление себя всему окружающему миру.
Проанализировав всю сложившуюся ситуацию, мы пришли к общему выводу, что на сегодняшний день у Русской Православной Церкви нет единого учебника, для преподавания Закона Божиего. Существует несколько хороших книг, но многие из них написаны устаревшим, и во много непонятным для молодежи языком. На сегодняшний день перед Синодальным отделом поставлена задача написать единый учебно-методический комплекс по Закону Божиему. Он включает в себя: учебное пособие для ученика, справочное пособие для родителей, хрестоматийный материал, методическое пособие для учителя, а также видео- и аудио-материалы. В одном уроке мы пытаемся совместить несколько занятий и сделать его в игровой форме. Ведь только во время общения формируется поведенческий образ, который основывается на евангельском и человеческом опыте, на взгляде со стороны, на выводах из повседневной жизни.
— В наше время для многих молодых людей нет ничего противоестественного в интимной связи до брака, но известно, что Церковь к этому относится неодобрительно. Как Вы думаете, существует ли какая-то мотивация для молодых людей, которая поможет им отказаться от интимной жизни до супружества?
Семейная жизнь не должна быть основополагающей для такой мотивации. Я знаю немало разумных, очень талантливых ребят, которые могли бы добиться много и из них бы выросли ученые, писатели, да и просто очень ценные специалисты, но в один момент некоторые из них
Нельзя поддаваться инстинктам, которые изнашивают нас духовно. Люди, разбрасывающиеся своим телом, делают это и со своей душой, именно поэтому Церковь против блуда. Поэтому так важно перед женитьбой исповедаться и причаститься, чтобы не тянуть всю грязь в совместную супружескую жизнь. Потому что в итоге мы получаем тот плод, который посеяли, это можно не признавать, но таков закон жизни, и мы от него никуда не денемся.
— Как Вы пришли в Церковь и почему выбрали именно этот путь, с чем Вам пришлось на нем столкнуться?
Мой рассказ займет часов пять, но если вкратце, то начну с того, что поначалу я очень хотел стать учителем. Прошло два года и я захотел стать врачом, но через некоторое время понял, что у меня ничего не получится, если я не стану священником. Вот теперь совмещаю и первое, и второе, и третье.
Мой путь был непростым, но сейчас мне кажется, что сегодня менее охотно идут в Церковь — сложнее, чем в мои времена, в 60-70-ые годы. Я хорошо помню, как меня вызвал директор школы и задал вопрос, связанный с моими походами в Церковь, и я до сих пор помню, как ему ответил, что статья Конституции Советского Союза говорит, что гражданину предоставляется право на свободу исповедования религии или не исповедования никакой. После этих слов директор посмотрел на меня с такой жалостью, мол, никчемный ребенок… В те годы, действительно, приходилось преодолевать сложности, связанные с отрицанием Православия со стороны школы, родителей, близких людей, друзей и так далее. Вот через эти преодоления человек потихоньку выкристаллизовывался. А сегодня, казалось бы, все дороги открыты, но люди не хотят идти в Церковь. Раньше, чтобы в храм попасть, надо было в другой город ехать, а сейчас много храмов, но многие выбирают дома остаться, на диване полежать.
Духовная жизнь требует сосредоточения, невозможно все в себе смешать и остаться при этом духовным. Важны самоограничение и ответственность за свою жизнь.
— Приехав на Донскую землю, сложно ли Вам было найти общий язык с местным менталитетом, и чем отличается служба в России и США?
До назначения на Ростовскую кафедру я здесь ни разу не был, но удивительно, что когда я сошел с трапа, то
Что касается служения в Америке и России, то начну с того, что когда я уезжал в США, то Святейший Патриарх Алексий II, мне сказал, чтобы в Америке я не искал русского Православия, там есть только православные клубы по интересам, смиритесь с этим. Когда я туда приехал, то понял, что слова владыки оказались верными. Там в храм приходят не помолиться, а пообщаться друг с другом, себя показать и на других посмотреть.
— Как понять свое предназначение, как Вы нашли его для себя?
Мне кажется, что вопрос не в том, кем быть, а насколько верен твой выбор. Всегда важно очень хорошо подумать и прислушаться к внутреннему голосу, к мнению других людей и не игнорировать жизненные обстоятельства, которые складываются вокруг тебя.
Что касается меня, то честно вам скажу, что я сомневался до последнего и когда оканчивал институт, то все чаще спрашивал себя, надо мне быть священником или нет. И вот однажды я пришел в храм при Духовной академии, и там во время чтения Евангелия от Иоанна повествовалось о беседе Христа с апостолом Петром, где Господь спрашивал Петра, любит ли он Его, после чего Иисус сказал, чтобы апостол шел и пас Его овец. Христос задавал Петру один и тот же вопрос три раза, после чего повторял, чтобы тот шел и пас Его овец… Когда я слушал этот отрывок из Евангелия, мне казалось, что этот же вопрос «любишь ли ты Меня?» Господь задает мне, и я уверился в том, что служение Богу будет делом всей моей жизни, и я об этом ни разу не пожалел.
Межвузовское студенческое объединение «Синергия» — это самая крупная постоянно действующая студенческая площадка в Ростовской области, направленная на духовно-нравственное просвещение студенческой молодежи и изучение традиционных отечественных ценностей, а также нацеленная на полноценное и гармоничное соединение воспитательного элемента образования с обучением. МСО «Синергия» создано на базе кафедры «Православная культура и теология» Донского государственного технического университета и объединяет студентов и преподавателей различных вузов, научную общественность в деле духовно-нравственного воспитания и просвещения вне зависимости от специализации и направления обучения, профессиональной деятельности.
Записала Елена Тумасова