Доклад митрополита Меркурия на заседании Совета ректоров вузов Ростовской области

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Доклад митрополита Меркурия на заседании Совета ректоров вузов Ростовской области
9 декабря 2021 1936

Актуальные вопросы мировоззренческого становления молодежи

в аспекте преподавания дисциплин духовно-нравственной направленности

в образовательных организациях Ростовской области


Уважаемые члены Совета ректоров Ростовской области, дорогие коллеги!


Два года назад мы обсуждали вопросы мировоззренческого становления молодежи в аспекте проблем воспитания, психологических трудностей молодого человека. Сегодня мы продолжаем рассмотрение этой темы, но уже в аспекте преподавания дисциплин духовно-нравственной направленности и взаимодействия педагогов и студентов.

Хотелось бы напомнить, что современный школьник на момент поступления в вуз уже должен обладать сформированной системой взглядов и оценок, жизненных ориентиров, ценностных смыслов, которые и являются основой мировоззрения, а также компетенциями, развивающимися через деятельность. Эти положения отражены в Федеральном государственном стандарте общего образования. С 14 лет юный гражданин получает паспорт, что свидетельствует о его социальной и уголовной ответственности, в 17–18 лет – аттестат о полном среднем образовании, который открывает молодому человеку путь в профессию и взрослую жизнь.

 

Задача высшего образования – продолжить развитие всего хорошего, что заложила средняя школа, а именно совершенствовать мировоззренческое становление, интегральное духовное начало, центральным компонентом которого являются волевые качества личности, деятельностное начало.

Однако так ли все благополучно с нашей молодежью, с теми, кто приходит в стены вузов?

19 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая перед учителями, реализующими предметные области «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России», отметил немалое количество болевых точек в процессе образования. Среди них – погруженность подростков в социальные сети, в том числе деструктивные, что дезориентирует ребенка, переключает фокус его внимания. По экспертным оценкам, в 2019 году более семи миллионов молодых людей школьного возраста русскоязычного сегмента Интернета присутствовали в деструктивных группах в соцсетях и на сайтах. Если припомнить, что молодых россиян в возрасте от 13 до 20 лет у нас около 11,5 миллионов, то размеры бедствия станут очевидны.

При этом динамика, к сожалению, плачевная – каждый год в данный сегмент входит еще примерно два миллиона новых участников.

По мнению ряда авторитетных экспертов и на основании уже проведенных экспертиз, можно утверждать, что проблемы эти лежат в псевдорелигиозной сфере: это новая интерпретация одного из старых языческих культов.

Религия – это то, что должно очищать человеческое сердце и возвышать душу, а участие в такого рода группах не возвышает, а губит душу.

Таким образом, если в школе существуют недоработки в ознакомлении подростков с отечественной религиозной культурой, то в вузы приходят молодые люди, которым надо помочь скорректировать мировоззрение, делая упор не на интеллект или эмоции, а на волевую сферу личности, на способность совершить нравственный выбор, поступать в соответствии с долгом гражданина.

 

Итак, сегодня давайте обратимся преимущественно к актуальным вопросам преподавания дисциплин духовно-нравственной направленности в вузах Ростовской области, взаимодействия педагогов высшей школы и студентов, в рамках которого и формируется мировоззрение.

Информационно-образовательное пространство современных вузов предполагает глубокую интеграцию воспитательного и учебного процессов. Реализация ценностно-ориентирующих форм работы основывается на:

·                    специальном образовательном контенте, фабула и задачи которого, помимо прочего, ориентированы на решение воспитательных задач, таким образом, из образовательных программ этот контент берется для воспитательных планов;

·                    активной позиции преподавателя, которая формирует наглядные действенные примеры не только в вопросах интеллектуальной деятельности, но и вопросах воспитания молодежи;

·                    формировании комфортной и плодотворной коммуникационной среды в процессе взаимодействия преподавателя и студентов;

·                    формировании единого образовательного пространства, которое позволяет не только передавать знания и навыки, но и коллективно «переживать» полученный опыт.

 

В учебном процессе имманентно реализуются базовые воспитательные мàксимы, такие как гражданственность, патриотизм, нравственность, социальное партнерство, уважительное отношение к труду и др. Интеграция учебных и воспитательных целей образовательной деятельности достигается путем использования в учебном процессе ценностно-ориентируемых форм работы, которые охватывают как лекционные, так и практические занятия, включая форматы деловой игры, учебных, социальных проектов, дебатов.

Как это проявляется в системе высшего образования? Для современной системы высшего образования характерна модель интеграции религиозного и светского образования.

Сложившиеся и действующие параллельно две основные системы образования в России – светское и религиозное образование – в последние годы имеют тенденцию сближения и сотрудничества, взаимодействия и взаимообогащения.

Феноменология этого явления отражает формирование нового фундаментального знания и мышления, основанных не на противопоставлении религиозного светскому научному знанию, а на понимании общности задач в научном объяснении картины окружающего нас мира, места и роли человека в этом мире.

 

Какую картину мы наблюдаем сегодня в образовательном пространстве Ростовской области?

Здесь нужно, пожалуй, отметить, что картина духовно-нравственного воспитания в вузах, как и в школах Ростовской области, выглядит лучше, чем в целом по стране (почти 80 % выбора модуля ОПК против 37 % по России).

У нас действует 21 вуз (не считая большого количества филиалов), три образовательных организации, дающих профессиональное теологическое образование (Южный федеральный университет, Донской государственный технический университет и Донская духовная семинария).

В Южном федеральном университете кафедрой философии религии и религиоведения в Институте философии и социально-политических наук разработана и действует программа подготовки бакалавров по направлению «Теология», профиль «Государственно-конфессиональные отношения».

В Донском государственном техническом университете действует кафедра православной культуры и теологии. Она имеет государственную и церковную аккредитации по направлению «Теология. Культура православия» для бакалавров и магистрантов. Конкурс на специальность «теология» (бакалавриат) составляет 3 человека на место.

Работу кафедры отличает высокая востребованность, которая выражается в трудоустройстве выпускников этой кафедры по полученной специальности. Примером может послужить выпуск 2020 года: из 41 выпускника 2020 года – 24 священника и 7 педагогов, от воспитательницы детского садика до директора технического колледжа.

Особое место в пространстве высшего образования Ростовской области занимает Донская духовная семинария. Она воспитывает и готовит к профессиональной деятельности не только священнослужителей, но и широкий круг мирян: иконописцев, церковных певчих, катехизаторов, социальных работников, педагогов воскресных школ.

Выпускники ДГТУ и ДДС несут обществу опыт жизни и деятельности в православной традиции, показывают образец соединения профессионализма и высоких моральных и нравственных качеств.

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Так, в рабочих программах воспитания, созданных на основе дополнений к Федеральному закону Об образовании в Российской Федерации, указаны задачи воспитательной работы:

– развитие мировоззрения и актуализация системы базовых ценностей личности;

– приобщение студенчества к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и академическим традициям;

– воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности.

 

 

Образовательная деятельность предполагает глубокую интеграцию воспитательного и учебного процессов. Она достигается путем использования в учебном процессе ценностно-ориентирующих форм работы, которые охватывают как лекционные, так и практические занятия, включая форматы «деловой игры».

 

Обратимся к вузам Ростовской области, в которых дисциплины духовно-нравственной направленности не являются профильными и не ставят целью профессиональную подготовку студентов, но обеспечивают эффективность воспитания.

Примером может служить преподавание курсов и модулей духовно-нравственной направленности в донских вузах.

Так, в Ростовском институте защиты предпринимательства на базе кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин была разработана и успешно реализуется рабочая программа учебного модуля «Основы духовно-нравственной культуры». Эта программа входит в вариативную часть Федерального образовательного стандарта при подготовке студентов по программе бакалавриата. Ее разработка явилась результатом соглашения о сотрудничестве и совместной работы Ростовской-на-Дону епархии и Ростовского института защиты предпринимательства. Непосредственными участниками этого дела стали преподаватели института и священники храма иконы Божией Матери «Умиление» города Ростова-на-Дону. Программа прошла утверждение на Ученом совете института.

Практическим результатом внедрения этой программы можно считать формирование компетенций выпускников, связанных с усвоением основных общечеловеческих и традиционных для России духовно-нравственных ценностей, содержащихся в мировых религиях, в первую очередь в православном христианстве, а также в философских учениях и произведениях литературы и искусства, что способствовало формированию осмысления жизни и нравственной опоры и выработке собственной духовно-нравственной позиции прежде всего при исполнении профессиональной деятельности.

На семинарских занятиях модуля используются просмотры фильмов духовно-нравственного содержания с последующим обсуждением и диспутом, проводятся экскурсии студентов в храмы Восточного благочиния города Ростова-на-Дону.

В Южно-Российском государственном политехническом университете (НПИ) имени М. И. Платова преподавание духовно-нравственного компонента отражено в дисциплинах «Философия» и «Социология», которые интегрированы в обязательную часть учебных планов всех направлений подготовки. В рамках этих дисциплин выстроена система духовно-нравственного образования молодежи вуза, что благоприятно влияет на развитие коммуникативных, ценностных и социальных компетенций молодежи.

В рамках дисциплины «Философия» обсуждаются вопросы влияния религиозной культуры на человека, вопросы духовно-нравственного развития личности и человека в современном мире. В рамках курса «Социология» осваиваются вопросы гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и др.

К началу нового учебного года проведена работа по включению в учебные планы всех направлений подготовки факультативных дисциплин духовно-нравственной и социокультурной направленности: «История и культура донского казачества» и «Духовно-нравственная культура».

 

Поисковая работа студентов также является эффективным методом и формой учебной деятельности.

Так, в Ростовском государственном университете путей сообщения в результате поисковой работы при подготовке к 90-летию университета был собран уникальный материал о его выдающихся выпускниках. А в конце 2020 года был создан мемориальный стенд «Героям войны и труда», посвященный двадцати девяти Героям Великой Отечественной войны, Героям социалистического труда, Героям России – выпускникам РИИПСа-РИИЖТа-РГУПСа.

 

Другая форма учебной деятельности, в которой осуществляется мировоззренческое становление студентов, – участие в конференциях.

Результаты краеведческой, поисковой работы показываются на студенческих и научных конференциях, в том числе международных, в которых наряду с преподавателями принимают участие студенты, бакалавры и магистры.

В Донском государственном техническом университете была проведена научно-практическая конференция «Богословие мира и войны», посвященная 800-летию со дня рождения святого Александра Невского. Тематика ее докладов: роль духовенства в Первой мировой войне, Патриаршество во время гражданской войны, роль Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне. Не осталась без внимания и проблематика современной жизни: был представлен доклад «Суицид: отношение Православной Церкви, духовные причины, канонический ответ, профилактические действия».

Это говорит и о серьезном интересе студентов (технического, надо подчеркнуть, вуза) к истории, и к связи с практическими проблемами молодых, они осмысливают свои жизненные проблемы и через науку.

Димитриевские образовательные чтения также являются конференциями культурологического характера.

Ведущие вузы Ростовской области неизменно участвуют в них, проводя на своих площадках от пяти до двадцати секций, круглых столов и встреч с участием духовенства Донской митрополии.

Можно подчеркнуть активное участие студентов в работе секций, например, в одном из сборников Чтений опубликованы студенческие доклады по краеведению, искусствоведческой тематике, по теологии.

Около двадцати секций по самой разнообразной тематике ежегодно проводит Ростовский государственный экономический университет.

На протяжении пяти лет на базе Ростовского института защиты предпринимательства ежегодно проводятся секции Восточного благочиния в рамках Димитриевских образовательных чтений с участием профессорско-преподавательского состава, студентов и клириков города Ростова-на-Дону.

 

Несколько слов о подготовке и повышении квалификации преподавателей. Она осуществляется как на базе факультетов донских вузов, так и в научных школах университетов Москвы и Санкт-Петербурга в форме стажировки, курсов повышения квалификации, разработки проектов совместно со студентами.

В 2021 году преподавателями кафедры основ православной культуры и теологии Донского государственного технического университета был подготовлен проект «Влияние новых религиозных течений на общество в контексте духовно-нравственной безопасности России».

Успешное участие преподавателей в конкурсах свидетельствует о высоком уровне их профессиональной подготовки.

Преподаватели Ростовского института защиты предпринимательства в течение двух учебных лет (2019–2020 и 2020-2021) успешно участвуют во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя»: представленные ими работы были удостоены специальных призов жюри Конкурса. Специфика этих работ отразила совместную деятельность преподавателей и студентов в учебно-воспитательном процессе.

Директор Южно-Российского государственного политехнического университета имени М. И. Платова И. А. Ревин стал абсолютным лауреатом Южного федерального округа XVI Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», представив работу «Платовская казачья сотня».

 

Невозможно отделить обучение от собственно воспитательной работы со студенчеством.

Духовно-нравственный компонент воспитания является приоритетным в реализации программы воспитательной работы вуза.

Наиболее действенными формами воспитательной работы являются те, которые в набольшей степени построены на диалоге.

С марта 2021 года Ростовская епархия совместно с Ростовским региональным отделением Российского общества «Знание» реализует духовно-просветительский проект, который так и называется – «Диалог». Цель проекта – обучение и вовлечение студентов в процесс коммуникации с личностью, обществом и Церковью. Духовно-просветительский проект «Диалог» – это системная и комплексная работа с молодёжью путём проведения просветительских, научных, культурных и добровольческих мероприятий.

На данный момент «Диалог» реализуется во взаимодействии с ведущими вузами области. В рамках проекта проводятся диалоговые и дискуссионные площадки и др. Проект подразумевает встречи и диалог студентов и священнослужителей Ростовской епархии. На основании компетенций и личного желания сформирована группа священников, координирующих различные направления реализации проекта.

Место неформального общения священников со студентами – это и диалоговая площадка «Мост», действующая в рамках проекта «Диалог». священники Ростовской епархии в формате реального времени отвечают на актуальные вопросы студентов о Церкви. Каждая встреча транслируется в прямом эфире в YouTube.

Всего за три месяца с момента начала проекта «Диалог» – с марта по май 2021 года – было проведено более 15 мероприятий как на базе упомянутых вузов, так и на сторонних площадках, таких как исторический парк «Россия – моя история» и ежегодная выставка «Дон Православный». В мероприятиях проекта в форматах онлайн и офлайн приняли участие более 1500 человек.

Диалог со священниками осуществляется в разных формах. В вузах созданы постоянно действующие образовательные площадки, где возможны встречи священника и студентов. Это – и студенческий храм (например, в ДГТУ), и молодежное объединение или клуб, где священник общается с молодыми людьми, так сказать, «на их территории» и, не имея привычного статуса «поучающего», он будет принят и услышан.

На сегодняшний день в девяти ведущих вузах Донского края священники ежемесячно участвуют в различных воспитательных мероприятиях: фестивалях, праздниках, занятиях кружков, других совместных делах.

Важнейшим направлением воспитания молодежи является сохранение духовно-нравственных традиций, любви к Родине, готовности служить ей. Здесь можно назвать множество замечательных примеров.

Так, Ростовским государственным университетом путей сообщения совместно с Ростовским региональным патриотическим общественным движением «Дороги славы – наша история» при поддержке Фонда президентских грантов проведены телемосты «Патриотическое воспитание молодёжи – будущее страны», «Миротворчество, как точка соприкосновения государств», «Колокола Хатыни, трагедия и память», в смешанном формате – заседание круглого стола на тему «Исторический вектор России: прошлое и настоящее», пленарное заседание и круглый стол Второго международного патриотического форума «Миротворчество поколений в исторической памяти Российского государства».

Живая историческая память студентов проявилась и в участии студентов в Международном историческом диктанте на тему событий Великой Отечественной войны – «Диктант Победы-2021»; во Всероссийской образовательно-патриотической акции с международным участием «Фестиваль сочинений РусФест»; в агитационно-пропагандистской акции «Мы – армия страны, мы – армия народа» на железнодорожной станции Ростов-Главный; в интеллектуальной онлайн-викторине «Песни Великой Победы».

Поручение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина по созданию в регионах Обществ русской словесности, имеющих целью сохранение традиций русского языка и литературы, выполнено: Региональный центр русской словесности действует на базе кафедры журналистики Ростовского государственного экономического университета, сотрудничая с Ростовской-на-Дону епархией в духовно-нравственном воспитании молодежи.

Любовь к Донскому краю и его традициям воспитывается в немалой степени через краеведческий материал, который представлен отделами Ростовской-на-Дону епархии.

Для студентов организовывается посещение уникальных памятников культуры федерального значения, это – отреставрированный Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, Воскресенский войсковой собор станицы Старочеркасской, Патриарший Вознесенский войсковой всеказачий кафедральный собор г. Новочеркасска, храмовые комплексы Азовской иконы Божией Матери г. Азова, Святого Георгия Победоносца г. Ростова-на-Дону и Святого праведного Павла Таганрогского г. Таганрога.

 

Размышляя о формировании мировоззрения молодого человека, мы прежде всего видим, что этот процесс происходит через активность, деятельность. «Вера без дел мертва», – сказал апостол, и еще: «…я покажу тебе веру из дел моих» (Иак.2:18-20).

Таким образом, деятельность присутствует в мировоззрении на всех этапах: в его становлении, в «проверке» молодым человеком этических максим, принятых обществом, в их интериоризации, когда бытующая в общества мораль становится внутренним ориентиром поступков, то есть нравственностью, наконец, поступок – это результат мировоззрения, тот фактор, по которому воспитатель может увидеть, принесли ли плоды его усилия.

 

Обратимся к волонтерской деятельности. О ее важности говорил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая перед участниками Парламентских встреч, состоявшихся в рамках Международных образовательных чтений 2021 года: «Развивающиеся волонтерские движения вселяют надежду, и считаю это важным индикатором нравственного состояния общества. В последнее время все мы говорили о некоем нравственном кризисе, и, может быть, неслучайно, потому что симптомы этого явления налицо, но испытания, через которые мы сейчас проходим, дают нам новую, более позитивную информацию о нравственном состоянии людей и общества.

…мы должны искать поддержку в деятельной солидарности друг с другом, которая может стать эффективным средством и против страха, и против уныния. Через такого рода действия мы обретаем опору в ближних и сами благодаря этой опоре становимся более сильными и свободными…»

Рассматривая положение дел в вузах Донского края, мы видим, что спектр волонтерской деятельности студенчества расширяется, его участники развивают социальное, культурное, экологическое, событийное и медиа- направления добровольческой деятельности. Так, студенты-волонтеры Ростовского государственного университета путей сообщения за 2020–2021  учебный год, учитывая правила проведения мероприятий и акций в условиях COVID-19, подготовили и провели более 30 акций и мероприятий формата офлайн и онлайн по всем направлениям.

 

На Донской земле проведён межрегиональный форум волонтеров «В будущее вместе», в котором приняли участие более 450 человек из 7 регионов России. Соорганизаторами форума выступили РГУПС, Комитет по молодежной политике Ростовской области и государственное автономное учреждение Ростовской области «Донской волонтерский центр».

 

Видя значительную и системную работу вузов совместно с Ростовской-на-Дону епархией в аспекте духовно-нравственной направленности, зададимся вопросом: какова результативность нашей деятельности? Что мы имеем в качестве конкретных результатов многочисленных мероприятий и акций? В чем выражаются качественные изменения в личности молодых людей?

Думается, что мы уже ответили на этот вопрос: активность нашего студенчества – волонтерские акции, реальная помощь нуждающимся семьям, школьникам – и есть проявление сформированного мировоззрения, нравственности, гражданской позиции, показ, по слову апостола Иакова, веры из дел своих.

И дела – это не только социальные проекты. Любовь к родному краю, Родине, ее истории и культуре, духовность, патриотизм – это тоже поступки, через которые раскрывает себя личность со сформированным мировоззрением, гражданской позицией готовностью своим трудом строить безопасное будущее.

 

Необходимо хотя бы кратко сказать об актуальных вопросах, стоящих перед стоящих перед вузовским сообществом.

Позвольте предложить задачу, которая прямым образом вытекает из темы сегодняшнего заседания и моего сообщения: решение проблемы мировоззренческого становления студенческой молодежи Донского края может быть проиллюстрировано большим количеством конкретного материала, но научно-диагностическое обобщение этого материала пока что отсутствует. И, думается, у наших вузов есть все возможности такое исследование выполнить.

Стратегия развития российского образования предполагает и такую позицию, как формирование единого образовательного пространства. Думается, это следует применить и к духовно-нравственному воспитанию нашего студенчества. Пришла пора решения двух стратегических вопросов в этом направлении. Первый – это сопоставление знаний, получаемых школьниками на занятиях ОПК (ОРКСЭ) и ОДНКНР с содержанием курсов и модулей духовно-нравственной направленности, преподаваемых в наших вузах, опора на уже имеющиеся у студентов представления, знания.

Второй – это обсуждение проблем содержания и форм преподавания курсов и модулей духовно-нравственной направленности, достижение известного единства в подходах, создание базы основных тем и методики их раскрытия, которая стала бы подспорьем для преподавателей, укрепила бы единое образовательное пространство.

Если уж пришлось вспомнить преподавание основ православной культуры и основ духовно-нравственной культуры народов России в общеобразовательных школах, нельзя не сказать о странном положении, когда в Федеральном государственном стандарте среднего образования эти предметы есть, а в вузовском классификаторе соответствующих специальностей нет. Учителя ОПК и ОДНКНР повышают квалификацию по предмету, по которому они не имеют подготовки. Честно говоря, я не имею четких представлений о пути решения этой проблемы. Но уверен в том, что это «повышение квалификации» более полноценно там, где налажен неформальное, открытое общение учителей со священнослужителями и педагогами церковных учебных заведений. Вторая сторона той же проблемы – расширение преподавания курса на основную школу. Воспитание человека не заканчивается 4-м классом. На решение этой задачи, в частности, направлено преподавание в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Сегодня ведется работа по утверждению концепции и написанию программы, однако среди авторского коллектива нет представителей Русской Православной Церкви.

 

Я приглашаю всех к активному диалогу для рассмотрения этих, а также других актуальных вопросов теологического образования и духовно-нравственного воспитания студенчества на Донской земле.

Помогая студентам в их самовоспитании, выстраивании своего мировоззрения и гражданской позиции, мы работаем на опережение, формируя позитив, а не борясь с негативом. Мы работаем на будущее нашей страны.

Благодарю за внимание.