Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на II съезде по церковному социальному служению Донской митрополии

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Доклад  митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия  на II съезде по церковному социальному служению Донской митрополии
28 декабря 2019 1899

Выступление

митрополита Ростовского и Новочеркасского МЕРКУРИЯ

на II съезде по церковному социальному служению Донской митрополии

27 декабря 2019 года

г. Ростов-на-Дону

Дорогое друзья, отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую всех вас, собравшихся в стенах Ростовского государственного университета путей сообщения, для того чтобы принять участие во втором съезде, посвященном церковному социальному служению в Донской митрополии.

Сегодня в этом зале те, кто не безразличен к помощи и служению ближним – сестры милосердия, социальные работники, представители власти, научного сообщества, социально ориентированных НКО. Поэтому, прежде всего, я хотел бы выразить вам, мои дорогие, слова глубокой, сердечной благодарности за это очень важное и ответственное служение.

Съезд уже второй по счету. И, вспомнив те задачи, что были поставлены год назад, отрадно свидетельствовать, что с помощью Божией, усилиями многих тружеников Церкви, пожелания и поручения, прозвучавшие на первом нашем съезде, в значительной мере реализованы. А это, в свою очередь, означает, что мы с вами не просто проводим образцово-показательные мероприятия, мы учимся, а во многом уже и научились работать. Социальная деятельность Церкви уже прошла этап становления, наступило время серьёзных проектов и дел.

Тема съезда в этом году звучит следующим образом: «Соработничество Церкви, государства, общества в делах милосердия и благотворительности». Безусловно, это не тема для дискуссии, это аксиома, означающая, что социальное служение невозможно эффективно осуществлять в изоляции от всей совокупности общественных и государственных сил, ведь у каждого субъекта социального служения свои задачи и свои мотивы. Государство осуществляет поддержку социальных инициатив в силу взятых на себя обязательств, Церковь и общество совершают это служение, реализуя высокие религиозные и гуманные идеалы. Но цель у нас одна – помочь людям, и делать это на постоянной основе.

С удовлетворением хотел бы отметить, что в Донской митрополии активно развиваются и функционируют практически все основные направления социальной деятельности, определенной как приоритетной Священноначалием, через Синодальный отдел по социальному служению: это и помощь женщинам в кризисной ситуации, поддержка многодетных семей, работа с сиротами, оказание поддержки людям с ограниченными физическими возможностями, реабилитация нарко- и алкозависимых, забота о бездомных,   попечение о беженцах, окормление заключенных, уход за пожилыми людьми и многое другое. Мы можем свидетельствовать, что благодаря труду церковных добровольцев, участию приходских специалистов, финансированию многих из этих проектов со стороны православных общин и благотворителей, поддержки государственных грантов и тесному взаимодействию с профильными министерствами в регионе значительная часть социально острых проблем ослабла. Конечно, пока рано полагать, что мы достигли всего возможного из того, к чему стремимся. Однако отрадно и отметить, что нами сделаны не только первые шаги, но и осуществляются серьезные проекты, причем на систематической основе.

Убедительными примерами такого квалифицированного регулярного социального делания являются церковные приюты, центры гуманитарной помощи, дома для мам, сестричества, структуры приходских социальных работников, различные профилактические мероприятия, объединенные ресурсные силы.

Думается, не лишним будет обратить внимание не столько на разнообразие форм служения, но на их высокий качественный уровень, на линейность нашего общего труда, сопряженность усилий.

Было бы ошибочным полагать, что социальная деятельность — это лишь благородный порыв души, единичные импульсивные действия. Вовсе нет. Подвигнуть себя на единичное дело, «поймать» благочестивое настроение после прочитанной книги, просмотренного фильма или встречи со священником – очень легко. Ну, загорелся человек высоким мотивом и в пылу чувств пошел на подвиг… А что же дальше? На следующий день уже стих, если не сказать больше, потух. И дело общего евангельского свидетельства из-за подобных импульсивных движений не совершается с должной тщательностью и последовательностью. Поэтому хочу вам сказать очень важную вещь: социальное служение – это не эмоция, это призвание свыше, это труд с четким планированием всех шагов, с поступательным движением вперед и несомненным упованием на помощь Божию. Не спорю, чуткое сердце и добрые импульсы – важный фактор в благих делах. Но подлинная добродетель христианского служения – постоянство. Именно этому навыку нужно учиться, его нужно включить в свою духовную жизнь, осознав, что оказание помощи людям — это большой духовный труд, а не просто подобие поэтического наития, некое вдохновение, которое, как известно, легко может и исчезнуть.

Из этого тезиса производится и следующий вывод, очень важный для эффективного служения ближним. Социальным работникам, сестрам милосердия и всем нашим добровольцам недостаточно быть просто отзывчивыми и сострадательными людьми. Кроме желания служить людям и веры в Бога, необходимо получить хорошую богословскую и профессионально направленную подготовку.

Повышение квалификации на специальных образовательных курсах, которые проводит социальный отдел митрополии, непременное условие нашей деятельности. Более того, я абсолютно уверен, что нам не нужно ограничиваться только рамками курсов по подготовке приходского специалиста, необходимо читать специальную литературу, посещать семинары, конференции, круглые столы, приобщаться, в конце концов, к опыту зарубежных коллег, в том числе и инославных. Необходимо иметь открытое сердце к любому опыту, который помогает эффективно осуществлять социальную миссию, даже если этот опыт лежит вне церковных границ, даже если он реализуется в работе не церковных учреждений. Лучшие примеры и достижения на пути служения ближнему должны стать нашим достоянием, или, по крайне мере, предметом наших размышлений, творческих проработок.

Такой же внеконфессиональный и вненациональный принцип должен быть положен в основу нашего непосредственного контакта с человеческим горем. В области внимания человека, занимающегося социальным служением, должны быть все без исключения нуждающиеся, вне зависимости от их гражданства, национальности или вероисповедания. В каждом человеке мы должны видеть образ Божий, личность, бессмертную душу, которая нуждается в любви и внимании. Именно так к людям относился Христос, даже когда окружающие критиковали Его за это.

Кроме того, помогая ближним, конечно же, нужно помнить о сочетании материальных и духовных средств.

Важно не просто накормить бездомного человека, а предоставить ему возможность вернуться к нормальной жизни, обрести себя в обществе, дать ему духовные силы к реабилитации.

Говоря о профилактике абортов, важно не забывать о полноценной поддержке будущей матери; причем осуществлять это нужно как до, так и после рождения ребенка. Для женщин, которые находятся в наших приютах и социальных центрах, важно не только чувствовать себя защищенными, но и иметь четкий план дальнейших действий, пути выхода из кризиса.

Многодетные семьи должны не просто получать ресурсную поддержку от приходов, но и сами вливаться в него, становиться частью прихода. Желательно, чтобы каждая малообеспеченная семья, обращающаяся к Церкви за поддержкой, чувствовала себя уютно внутри общей приходской православной семьи, участвовала в приходской жизни.

Пожилые люди, инвалиды, малообеспеченные граждане – все они нуждаются не только и даже не столько в конкретной помощи, как в проявленном внимании, участии, любви, душевном тепле, добром взгляде. Это составляет самый большой дефицит нашего времени, именно его так не хватает человеческой душе.

Здесь я хотел бы вспомнить случай, описанный митрополитом Антонием Сурожским. У дороги, по которой он ходил в школу, сидел нищий. Рядом с ним лежала шапка для милостыни. Проходя мимо, кто-то бросал грош, но чаще всего прохожие даже не смотрели на этого человека, а видели только пустую шапку. Человека как будто не существовало. Люди проходили мимо, не заметив его одиночества, его скорби и страдания. И вот перед этим нищим остановился один школьный преподаватель. Он ни одной монетки не бросил ему. Он снял свою шапку и, наклонившись к нищему, сказал ему несколько слов. А нищий вскочил на ноги и обнял его. Когда этот преподаватель дошел до гимназии, дети его окружили: «Что случилось? Это что, ваш родственник, или знакомый, или друг? Почему вы остановились перед ним, когда все другие проходили мимо? И почему вы сняли перед ним шапку?». И он им объяснил, что он шел в гимназию пешком с другого края города, потому что у него не было денег, чтобы оплатить свой проезд. Увидев нищего, он понял, что каждый раз, когда человек проходит мимо нищего, то этот человек словно говорит этому обездоленному: «Ты мне не нужен. Зачем ты живешь? Сойди с моего пути, хоть даже и умри». Тогда он остановился, и для того, чтобы этот человек понял, что он значим в его глазах, что он равный ему, он снял шапку и попросил у него прощения за то, что у него медной полушки нет, что ничем ему материально помочь не сможет. Но он выразил нищему знак того, что тот существует, замечен, есть. И нищий поднялся с земли, обнял и поцеловал его. Этот нищий сказал, что никогда за всю свою горестную жизнь он не был так обогащен, как в тот день. Он был признан человеком! В пыли придорожной он был замечен…

Поэтому каждый, кто почувствует нашу любовь, будет обогащен во много раз более, даже при наших самых скромных возможностях. Не забывайте этого, дорогие мои. Наша общая задача — помочь человеку в беде, оказать ему духовную поддержку, преодолеть его страхи, растерянность, одиночество, и через это дать ему силы жить, восстановить в нем образ Божий.

Выступая сегодня на съезде по социальному служению, который в числе прочих собрал вместе епархиальное духовенство, церковных добровольцев и представителей власти, хотел бы обратить внимание высокого собрания на некоторые простые истины, которые, тем не менее, нуждаются в дополнительном проговаривании и осмыслении.

Прежде всего, обращаюсь к духовенству. Дорогие собратья, я знаю обо всех ваших нагрузках, о том, насколько тяжелый крест несет на себе приходской пастырь. Но полагать, что социальное служение Церкви – это дополнительная нагрузка к несомым послушаниям, совершенно неправильно. Это не опция по выбору, это основа нашего евангельского свидетельства, к которому призывает Сам Господь. Поэтому прошу вас с особым тщанием относиться ко всему, что происходит в этой области исполнения нами пастырского долга.

Теперь обращаюсь к мирянам. Относитесь к социальному служению не только как к труду, спасительному для его делателя, но как к проповеди Евангелия – спасительной для каждого слушающего. Уверен, что рядом с вами есть немало молодых людей, которые готовы к конкретным делам, но зачастую просто не знают, куда им обратиться и что можно сделать. Ваша миссия – помочь им найти приемлемую форму волонтерства, личным примером заинтересовать людей к служению ближним. Не забывайте, что многие, еще невоцерковленные люди, становясь сначала церковными добровольцами, через эту деятельность постепенно становятся церковными людьми.

Обращаюсь теперь к социальным отделам наших епархий. Вы несете особую ответственность за дело, что поручила вам Церковь. И я рад, что епархиальные сотрудники подают хороший, добрый пример личного участия во многих проектах. Однако хочу подчеркнуть, что нам нужны не единичные акции, а системная работа, по четкому плану, с измеряемыми результатами, конкретными задачами на год и целями на долгосрочную перспективу.

В адрес представителей светской власти также хотел бы сказать. Церковные социальные инициативы – это огромная финансовая, человеческая и психологическая нагрузка на приходы. Люди осуществляют ее совершенно добровольно, движимые самыми высокими мотивами. Поддерживайте их, в той мере, в которой дает вам власть, на своем участке ответственности. В наше время массовая культура и поведенческие стандарты плодят эгоистов и потребителей. Мы окружены людьми, которые слепы и глухи по отношению к Богу, слепы и глухи по отношению друг ко другу. Жалость и милосердие не входят в популярные тренды. Забота о ближнем – редкий дар. Поэтому было бы непростительной ошибкой со стороны лиц, облеченных властью, относиться к церковному добровольному служению формально или прохладно. Повторяю, у нас могут быть разные мотивы, но должна быть одна цель и слаженное взаимодействие по ее достижению.

В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть, что трудиться на поприще социального служения – это непростая задача. И вы все это прекрасно знаете. Никакое добро не совершается без трудностей. Легко только грешить. Добродетель требует усилий. Но мы должны идти по этому пути без колебаний и сомнений. Потому что через совершение добрых дел проявляется наша вера и деятельная любовь, к которой призывает Господь.

Уповайте на всесильную помощь Божию, не полагайтесь только на свои эмоции, силы, знания. Как писал апостол Павел, «духа не угашайте» (1Фес.5:19) и в усердии вашем «не ослабевайте» (2Кор.9:11).

Призываю на всех вас благословение Божие во всех благих делах! Позвольте также поздравить вас с наступающим Новым годом и великим праздником Рождества Христова!

Спасибо за внимание. Желаю плодотворной работы на съезде.