XXIV Димитриевские образовательные чтения
«Великая Победа: наследие и наследники»
12 ноября 2019 год
Музыкальный театр
Уважаемые члены Высокого Президиума! Дорогие друзья!
Сегодня мы вновь обращаем мысленно свои взоры к прошлому, к великим страницам нашей истории, пытаемся по-новому осмыслить её уроки, понять собственное бытие через осмысление оной. Сегодня мы вновь взираем на наследие наших дедов и отцов, за которое они ожесточённо бились на полях сражений Великой Отечественной войны, пока не одержали окончательную победу над суровым врагом 75 лет назад. Мы, наследники Великой Победы, вновь благодарим всех тех, кто отдавал свои жизни в этих кровавых схватках, и вновь стараемся ответить на судьбоносные для нашей страны и нашего народа вопросы, которые спустя десятилетия всё острее встают перед нашим обществом: Достойно ли мы восприняли наследие Победы? Что это за наследие? То ли наследие, которым мы сейчас обладаем, отвоёвывали в войне? И какое наследие мы – наследники Победы – сможем в конечном счёте передать нашим потомкам?
Что же есть наследие? Самым простым, но при этом академически верным будет ответ, что наследие – это явление духовной жизни, быта, уклада, воспринятое, унаследованное от прежних поколений, от предшественников. И когда мы говорим о наследии, воспринятом после победы в Великой войне, то мы, конечно же, имеем в виду и нашу свободу, и нашу культуру, и нашу духовную идентичность, и сам наш народ.
Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «За всю историю человечества не было таких страданий. Ни один народ не отдал на алтарь победы 27 миллионов жизней. И сегодня эти 27 миллионов жизней вопиют к небесам, когда кто-то пытается украсть у них подвиг и украсть у них победу. Мы никогда не забудем, что именно наш народ сломал хребет страшному врагу, перед которым отступила вся Западная Европа, и который был сломлен только благодаря мужеству и жертвам 27 миллионов людей, хотя и превосходил нас во много крат своей военной мощью, организацией и международной поддержкой».
Наш народ действительно принёс великую жертву. И мы сегодня не имеем права забывать об этом. Ведь невозможно сохранение наследия без сохранения правильной памяти о том, кто нам его передал; о тех событиях, в результате которых само это наследие стало возможным.
Сегодня, спустя почти 75 лет после Великой Победы, мы всё острее понимаем, сколь велико значение передачи той истинной памяти о войне, что пока еще несут наши ветераны. Ибо она – эта Победа – внесла серьёзные коррективы в культурный код нашего народа.
Совокупность наших индивидуальных представлений о каком-либо грандиозном, произошедшем в прошлом событии, создаёт некую коллективную память. Память народную. Эта народная память, которую мы сами и формируем, становясь таковой, парадоксальным образом начинает формировать нас самих: наши ценностные ориентиры, отношение к самим себе, к близким и дальним, к миру в целом.
Память – это не просто механизм передачи опыта, но способ формирования общественной реальности. Ведь помимо субъективных представлений об объективной реальности, существует также реальность интерсубъективная – та, которая становится правдой, когда в неё верит множество людей.
Как говорил академик Лихачев: «Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим. Память – преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти».
Прошедшее, вошедшее в настоящее, формирует эту самую интерсубъективную реальность, народную память, если хотите. И общая задача всего нашего народа – не допустить подмены этой памяти, чтобы сохранить правильное представление о реальности, сохранить свой культурный код. Мы – народ-победитель. И не просто житейская гордость об этом даст нам возможность пронести это звание через столетия, но истинная народная память, подкреплённая духовной идентичностью. Ведь истинная память есть основа совести любого человека.
Говоря о наследии Великой Победы, вспоминая славные подвиги нашего народа в годы военных лихолетий, страшных лишений, агрессии врага и нечеловеческих усилий наших соотечественников во имя будущей свободы, – невозможно не вспомнить и не оценить участия Церкви в этой славной Победе.
В период Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь, несмотря на многолетние довоенные репрессии и подозрительное отношение к себе со стороны государства, словом и делом помогала своему народу, внеся весомый вклад в общее дело Победы над грозным врагом. Когда шла речь о самом существовании страны, то в этих тяжелейших условиях водораздел пролег между теми, кто поднялся на борьбу с агрессором, и теми, кто трусливо уклонялся от этого. Русская Церковь доблестно выбрала участь оказаться в рядах первых. Примеров участия священнослужителей и церковного народа в войне неисчислимое количество.
Феномен веры человеческой – это великая сила, дающая возможность человеку, как говорит Сам Господь, двигать даже горы: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет» (Мк.11:22-24).
Профильные министерства, органы законодательной и исполнительной власти, образовательные учреждения, деятели науки и искусства, музейное сообщество, и, конечно же, Церковь – все мы в той или иной степени боремся за сохранение исторической памяти. Ведь конструируя память о прошлом, мы формируем общественные образцы, нравственные архетипы, интерсубъективную реальность для наших современников и, как следствие, будущих поколений. Мы все стоим на страже наших общих интересов в перспективе сохранения нашего общего наследия, нашей общей культуры!
Но то ли наследие, которым мы сейчас обладаем, отвоевывали наши предки в годину военных лихолетий? Достойно ли мы восприняли это наследие, и в чем, в конечном счете, оно заключено?
Еще в период военных действий отношение руководства СССР в лице Сталина осознало, что народ воюет не за всемирную революцию и Коммунистическую партию, а за своих родных и близких, за Родину. Что война, действительно, Отечественная. Люди воевали за свободу своих детей и внуков, за свои семьи, за свой род, за русский народ.
С тех пор многое изменилось, но что-то осталось прежним. Сменился политический режим, государственный строй. Но остался ли русский народ самим собой, не потеряли ли мы свою идентичность? Сегодня мы не можем явить то экономическое чудо, которое явили наши деды в послевоенные годы, когда разрушенная почти до основания и истощенная советская экономика в считанные годы обрела не просто второе дыхание, но вышла на передовую. Однако, если трезво оценивать современную экономическую ситуацию в стране и в мире, я бы отказался от сугубо пессимистических оценок. По словам одного из ведущих современных историков Ювааля Ноя Харари, сегодня человечество достигло такого уровня комфорта и безопасности, которого не было никогда в его истории. И это действительно так. Мы настолько привыкли к автоматизированности многих бытовых и производственных процессов, к житейскому комфорту, что не можем и вообразить всех трудностей быта наших же соотечественников еще ¾ века назад. Но то ли это наследие, та ли доминанта, за которую отдавали свои жизни наши предки на полях сражений?
Думается, что свобода от рабства, свобода самостоятельного выбора духовного, культурного пути нашего народа – вот основной нерв, что двигал рукой советского воина в напряженные моменты боевых действий. Материальное советское наследие было утрачено в 90-е годы прошлого столетия, утрачено безвозвратно. Но на его место пришло новое, российское. Сегодня государство отдает значительные силы и средства на восстановление и поддержание российской экономики, внутренних рынков, развитие отечественного производства, прикладных отраслей научного знания. Но все это скорее относится к наследию материальному, не утраченному наследниками Великой Победы, но трансформированному в то, что соответствует веянию времени, современным реалиям.
Однако как быть с наследием духовным? Сегодня мы все больше погружаемся в бытовые проблемы, видим главную ценность нашего индивидуального и коллективного бытия во всё большем потреблении, в наращивании материального благосостояния. И, как бы тривиально это не выглядело на первый взгляд, но такое тотальное погружение в мир материального стяжательства оставляет все менее возможности нашему сознанию обратить свой взор в сторону вечного. На том месте, где всегда господствовал дух, мы, выхолащивая оный, создаём новые мифы, мифы о материальном благополучии, за которое можно пожертвовать чем угодно. Эти мифы всю историю человечества приводили целые народы к краху, но как жаль, что наша историческая память столь коротка! С древних времён цивилизации находили свой конец в периоды своего максимального политического и военного могущества, но при этом тотального духовного и морального разложения.
Именно поэтому так важно помнить уроки истории; помнить, за что отдавали жизни наши предки; помнить нашу отечественную культуру, до глубины пропитанную христианскими интенциями и построенную на принципах христианской нравственности, не променять её на суррогат материальности.
Русский народ всегда знал, что вера как духовный стержень русского народа, служит ему опорой в самые трудные времена. И особенно Церковь чувствовала свою ответственность перед лицом будущих поколений. Однако отношение к Церкви в советское и постсоветское время было различным.
Спустя десятилетия после войны и после образования суверенного уже Российского государства отношение современников к Церкви и церковному деланию также подвергались значительной корреляции. А сегодня уже невозможно молчать о том, что либеральная пропаганда стремится создать самый нелицеприятный образ Церкви, разбить наше общество на тех, кто «за», и кто «против», а через это начать проводить в сознании молодёжи свои «революции», направленные отнюдь не на народное единство, но на разложение, смущение и развращение неокрепших умов. Мы снова оказались на фронтах войны, только теперь эта война не в окопах, а в душах.
В таких условиях не только Православная Церковь, но и представители власти, культуры, образования, всех этноконфессиональных сообществ должны встать на защиту традиционных представлений о морали. Мы обязаны помнить: не всё то золото, что блестит. Не всё, что новое – автоматически хорошо; и не всё, что старое – ветхо.
Это важно осознавать особенно тогда, когда речь идёт о нововведениях в образовании. Мы с таким усердием стараемся реформировать образовательную систему, что постепенно забываем о том добром наследии, что несомненно было в советской и русской образовательной системе. Особенно это касается воспитательной и патриотической работы в школах. Советский школьник не жил от 9-го до 9-го мая, вспоминая лишь на неделю в году о Победе. В любых значимых мероприятиях всегда грамотно расставлялись акценты, напоминавшие ему о подвиге Советского народа в Великой войне. И это при том, что он видел ежедневно и живых свидетелей военных лет, учился у них, сидя за партами, слушал их живые рассказы.
Сегодня, к сожалению, у нас практически не осталось такой возможности личных встреч с ветеранами. И именно поэтому ответственность воспитательных структур в образовании стала ещё выше. Мы не должны стесняться перенимать тот богатейший опыт советского воспитания, что последние годы так тщательно мыслителями либерализма пытается быть вымытым из нашей памяти. Сегодня, когда книжные полки заполнены бестселлерами американских авторов, а в кинотеатрах мы видим только взгляд из-за океана, у современного подростка происходит тотальная подмена ценностей и нравственных ориентиров. На смену идеалам доблести и самопожертвования приходят ценности гедонизма и безграничного потребления. В этих условиях подрастающему поколению очень трудно по-настоящему осознать, что такое «жизнь» в концентрационных лагерях, что чувствовали наши соотечественники, когда враг был на подступах к Москве, или за что боролись те, кто оставался в блокадном Ленинграде, или что чувствовали тысячи раздетых догола евреев, которые один за одним поднимались к смертельной Змееевской балке.
Либерализация ценностей, стирание духовной и культурной идентичности могут привести к тому, что мы легко готовы будем отдать воспитание детей западным псевдо-творцам, нечистоплотным СМИ, нечистым на руку пропагандистам. А это, в свою очередь, приведёт к обезличиванию Победы, потере народной памяти.
Вообще путь духовного обезличивания – это тупиковый путь, путь в никуда. Стало модным и с высоких трибун, и в интернет-пространстве, в блогах, даже в официальных СМИ стараться подчеркнуть, что мы – светское государство, откреститься от тысячелетней истории русского народа, оторваться от духовной парадигмы, что во многом сформировала тип русской мысли такой, как она есть. Важно время от времени напоминать самим себе, что именно дух творит себе формы. Культура же, в свою очередь, есть выражение духа в формах, доступных объективному человеческому восприятию. Напомню, поражённый дух способен сотворить себе лишь искажённые формы, дух благодатный – формы прекрасные. Встав на путь духовного обезличивания, мы, сами того не осознавая, уничтожаем собственную культуру, стираем с лица земли – кого?- русского человека: фундамент нашей государственности, нашей духовности, хранителя традиции, защитника Отечества.
Мы: религиозные деятели традиционных конфессий, деятели культуры, науки, власть предержащие прилагаем все усилия, чтобы противостоять этому пагубному веянию духа времени. И, открывая приходы, мы не должны забывать о том, что они - эти приходы - обязаны стать не только центрами притяжения людей для исполнения религиозных обрядов, но и центрами просвещения, образования для подрастающего поколения, центрами сохранения традиционной русской культуры, центрами сохранения исторической памяти и культурной идентичности нашего народа. Только теснейшее сотрудничество школ, средних и высших учебных заведений с приходами и епархиальными структурами в деле духовно-нравственного воспитания и просвещения без отрыва от общего и профессионального образовательного процесса может дать возможность объединить материальное и духовное наследие в единое наследие нашей страны, передать это единое наследие будущим поколениям. Именно синтез традиций и инноваций в лице сотрудничества Церкви и народного образования способен дать Отечеству не только грамотных специалистов, но граждан, способных помнить свои корни, чтить и уважать свои традиции, любить свой народ и свою Родину.
Как бы прискорбно ни было отмечать, но следующее поколение уже не увидит живых свидетелей войны. Поэтому одна из главных совместных, я бы сказал, «профильных» задач и образовательных учреждений всех уровней, и Церкви – это сохранение наследия Великой Победы – как материального, так и духовного – и воспитание бережных ее наследников. В этой связи предлагаю в рамках работы всех секций XXIV Димитриевских образовательных чтений разработать и предложить конкретные возможные методические ходы и механизмы по совместному учебно-воспитательному процессу, разработать совместные церковно-государственные воспитательные инициативы, направленные на сохранение памяти о Великой Победе нашего народа в Отечественной войне. Те инициативы, которые бы отвечали современным образовательным стандартам, а также запросам контактных аудиторий. А по итогам проведения секций руководителям предоставить результаты предложений в отдел религиозного образования и катехизации Ростовской епархии для формирования сводного документа, который мы смогли бы обсудить и с депутатами нашего Областного законодательного собрания. Подчеркиваю, что это предмет для обсуждения на всех секциях текущих чтений!
Мы с благодарностью сохраняем в памяти подвиг наших воинов и всего народа, который встал на защиту Дона и всей России. С человеческой точки зрения невозможно до конца объяснить эту победу. Но жизнь в эпоху нравственного релятивизма заставляет нас еще более трепетно относиться к памяти о подвигах предков, ибо только в этом бережном и трепетном отношении и есть возможность сохранить нашу идентичность.
Благодарю за внимание!