Слово на Божественной литургии в Неделю 37-ю по Пятидесятнице в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово на Божественной литургии в Неделю 37-ю по Пятидесятнице в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы
18 февраля 2024 577

"Только что мы слышали в евангельском чтении отрывок, в котором говорится о том, как Господь Иисус Христос встретился в Иерихоне с мытарем по имени Закхей, что является как бы "эпиграфом" в подготовке к Великому посту. 

Этот город находился на плодородных землях, там шла активная торговля, город был весьма богатым. 

Но не будем забывать, что Палестина в то время находилась под властью римских колонизаторов, и евреи вынуждены были платить соответствующие подати римскому кесарю. Собирали эту дань под надзором римской армии, держащей местный народ в подчинении, люди из еврейского народа. Представьте, что даже тогда, когда человек платит налог в пользу своего государства, не всегда делает это охотно; а если людям приходилось платить в пользу оккупанта, то многие делали это с нескрываемым отвращением не только к тому, в пользу кого платили, но и к тому, кто этот налог собирает. И чтобы современнику нашему была понятна та палитра чувств, что испытывали жители древней Иудеи к мытарям - сборщикам налогов, нужно представить, как, например, отнеслись бы наши соотечественники к русскому человеку в время Великой Отечественной войны, который собирал бы в пользу германского оккупационного режима какой-либо ресурс со своих же односельчан. При этом человек, отдающий налог, знает, что часть его нечистый на руку сборщик оставит себе. 

Вот, такое же отношение было в Иерихоне и к Закхею. 

В один из дней в город пришел Иисус, Которого уже многие знали как великого Пророка и Чудотворца. Жители высыпали на улицы, а вместе с ними и Закхей пытался пробраться сквозь толпу, но в силу своего невысокого роста не в состоянии был даже увидеть сквозь людей идущего Учителя. Что же делает тогда человек, наделенный Римом определенной властью, которому из страха наказания при встрече люди кланялись, который не мог ударить перед народом в грязь лицом, что должен был сохранять в глазах окружающих определенный образ статусного человека? Он - представитель Рима, имеющий достаток, богатый, наделенный властью - пренебрегая всеми нормами приличествующего поведения, вдруг начинает бежать вперед толпы, залезает на высокое дерево, дабы перед его взором открылись улицы города. После такого поступка его могли счесть за безумца и даже отстранить от работы. 

И тут происходит нечто, что поражает внимательного читателя в этом евангельском отрывке: Господь останавливается у дерева, смотрит на сидящего на ветвях Закхея, и говорит ему: "Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме" (Лк., 19:5). Но откуда Христос вдруг знает этого человека, знает его имя? Для мытаря это становится свидетельством прозорливости Иисуса и того, что Он знает не только имя, но и всю его жизнь. 

Но представьте себе недоумение и негодование толпы, ведь вокруг было много людей достойных и праведных, что хотели бы пообщаться со Христом и сами принять Его гостем в своих домах. А Господь решает идти к этому презренному нечестивцу, что, согласно нормам жизни того общества, было сродни осквернению. 

Какая-то необыкновенная перемена в душе Закхея произошла от этой встречи, ведь он тогда сказал: "Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо" (Лк., 19:8). Мы помним из Священного Писания, что по закону иудейскому обидчик должен был возместить убытки тому, кого обидел, вдвое; но Закхей дает обещание возместить всем, кто пострадал от его руки, четырехкратно. То есть он не просто признается в том, что повинен перед своими согражданами, но и в том, что совершал грех преднамеренно. И тут он приносит прилюдное покаяние, давая обещание исправить свою жизнь. 

В ответ на это Христос говорит: "Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Лк., 19:9-10). А быть сыном Авраама в понимании людей того времени означало быть наследником тех благ, что уготовал Господь праведникам в вечной жизни. 

Почему же это Евангелие читается в качестве одного из подготовительных к Великому посту? Потому, что все, о чем мы будем читать и говорить далее, мы осознаем, лишь если правильно поймем поступок Закхея: что же такого славного он совершил. 

Самое важное в поступке Закхея - это желание видеть Бога, его желание встретить в жизни Христа. И если посмотреть на все последующие подготовительные недели и даже на самый пост, предваряющий Светлый праздник Христова Воскресения, то мы поймем, что все, что будет читаться на богослужениях, все то, о чем мы будем пытаться рассуждать и просить у Господа, все те подвиги телесные (как, например, воздержание в пище, усиленная молитва и так далее), что предстоит нам понести, - все это средства, которые даны нам для того, чтобы эта встреча с Богом  состоялась. Чтобы Бог воскрес в нашей жизни. Чтобы мы не просто пели "Христос воскресе из мертвых!", но дабы мы были по-настоящему исполнены радости и благословения Божьего от осознания того, что спасение пришло и в нашу жизнь. Это и будет ощущением реальности Его присутствия в нашем сердце. А для этого и нужна та самая отрешенность Закхея от всего внешнего, мирского, которая заключалась в том, что он не посмотрел на то, как о нем подумают или скажут люди, но понял, что самое главное для него - увидеть Бога.

И вот, если в нашей жизни, дорогие мои, будет присутствовать это желание встречи с Богом, тогда и Церковь для нас станет верным ориентиром на пути обретения оживотворяющего покаяния, истовой молитвы и истинного служения Господу. И тогда время Его Второго и Славного Пришествия для нас станет не страшным, но благословенным; тогда и мы услышим эти желанные слова, обращенные к нам самим: "Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама".

Потому, братья и сестры, памятуя о грядущих днях постного делания, будем и мы с вами иметь эту жажду встречи с Богом в течение всей последующей нашей жизни. Аминь."