Слово по окончании Божественной литургии, перед вручением Патриарших наград медикам Дона в Ростовском кафедральном соборе

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии, перед вручением Патриарших наград медикам Дона в Ростовском кафедральном соборе
4 апреля 2021 96

«Всех вас приветствую с воскресеньем Крестопоклонным, преполовением Святой Четыредесятницы!

Пост – это время духовного подвига и осмысления своей жизни. Безусловно, это не может происходить без труда, без некого духовного надрыва, когда человек признается себе в неправильном поведении, приносит покаяние перед крестом и Евангелием, когда совершает духовный труд по своему внутреннему исправлению. Это время духовных переживаний сопряжено с воздержанием в пище, со стесненными внешними обстоятельствами, со скорбями и искушениями. И, кажется, что мы бываем просто раздавлены всей этой мощью печалей, соблазнов и последствий нашей духовной немощи. Особенно это чувствуется в первые недели поста.

Потому совершенно неслучайно святая Церковь, утешая каждое свое чадо в дни поста, полагает возможным в его середине, в Неделю третью, вынести на середину храма святой Крест, чтобы напомнить нам, что мы не единственные в своих скорбях. Были те, кто прошел путем невзгод и испытаний, болезней и лишений прежде нас. И, прежде всего, это был наш Господь и Спаситель Иисус Христос. И потому древо Его страданий, сам подвиг износится с почестями на середину храма, и Церковь совершает поклонение Кресту Христову и тем спасительным страданиям, которые избавили человечество от вечной погибели, от ада, от господства греха над человеком.

Изнесением креста Церковь также напоминает нам евангельским словом о том, что у каждого из нас есть свой крест. Сегодня за Литургией мы слышали евангельское повествование, в котором Господь говорит: «Кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот не достоит Меня» (Мф. 10:38). Очень простые слова, понятные нам, потому что каждый имеет в своей жизни огромное количество скорбей и неприятностей, которые мы часто воспринимаем как крестоношение. Человек живет, носит на себе эти тяготы, переживает болезни – и вдруг оказывает, что все это не является крестоношением. Так может быть по двум причинам. Первая, это отсутствие религиозного осмысления своей жизни. Потому все скорби и невзгоды, посылаемые нам или создаваемые нами, воспринимаются не через крест Христов и не через Его страдания. Они воспринимаются нами, как некая череда случайностей, в которую нас ввергают окружающие обстоятельства. Но такое осмысление жизни никоим образом не имеет никакого отношения к понятию крестоношения.

Вторая причина – то, что в тех обстоятельствах, которые встречаем в нашей жизни, мы постоянно находимся в состоянии ропота и негодования. Мы задаем себе вопросы: За что нам это? Почему и как это могло случиться? Произносим прочие безумные слова своими устами и, конечно, разжигаем свою душу и сердце не без участия дьявола. Мы ропщем на то, что Бог посылает нам в жизни, воспринимаем это не как очищение и возможность следования за Христом, но как некую череду обстоятельств, лишающую нас человеческого счастья.

Как же сделать так, чтобы наши невзгоды и скорби воспринимались нами именно с религиозной точки зрения? Мы должны смотреть на них через Крест Христов. Вообще, с Креста Христова многое видно. Отец Иоанн Крестьянкин часто говорил нам, что свет Воскресения Христова можно увидеть только с креста, что никакой Пасхи не будет, если ты не побывал на кресте, если не понес его. И очень многие из людей, которые даже так пытаются воспринять свои невзгоды и страдания, говорят, что они подражают крестоношению. Это слово часто употребляется во многих богословских текстах. А если задуматься поглубже, оказывается, что оно совершенно неприемлемо. О каком подражании может идти речь? Подражание – это внешнее исполнение того, что происходит. Господь возложил крест на свои плечи и мы возлагаем, Он сгибался под тяжестью и мы сгибаемся, Он плакал и мы заплачем. Но нет нашей сопричастности подвигу и страданиям Христа, нет понимания спасительности этих страданий. Потому говорить о подражании крестоношению неправильно. Но правильно будет евангельское слово: «Возьми крест свой, и следуй за Мной…» (Лк. 9:23).

Значит, мы несем свой крест не просто сами по себе, а перед нашими глазами этот крест несет Спаситель. Он прокладывает нам дорогу. И это не влачение креста, это именно его несение, когда, собрав все свои жизненные силы, подняв всю тяжесть скорбей и лишений, человек идет во след Христу безропотно, с благодарением взирая на то, как наш Спаситель прошел этот крестный путь Своей жизни. И если у нас будет такое религиозное восприятие обстоятельств жизни, когда мы имеем перед глазами Господа и Его крестный подвиг, то будет и совершенно другое осмысление всего того, что происходит с нами. И тогда все обстоятельства, скорби, невзгоды и лишения мы будем воспринимать не через себя, свою боль, чувства или рефлексы своей жизни, но будем воспринимать их через крест, великий подвиг и страдания первого крестоносца Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. И только тогда все, что мы принимаем в этой жизни как волю Божию, ниспосылаемую нам во Спасение, будет для нас подлинно спасительным и подлинно благостным в духовной жизни.

Потому мы подходим к Кресту Христову, просим о заступлении. Мы припадаем к крестному древу и черпаем от него силы, способные дать нам возможность шествовать по жизни. И, конечно, крестоношение – это исполнение того призвания, которое Господь дарует нам, которое есть у каждого. У монашествующих это призвание молитвы, смирения, кротости, терпения, послушания и многих других добродетелей, ради которых приносятся обеты. У семейных людей это забота о детях, своих родителях и ближних. У призванных служить государству и Отечеству это великая ответственность перед народом, страной за все свои дела и т.д. Честное исполнение возложенных обязанностей всегда сопряжено с трудностями и духовными переживаниями. И каждый человек, который проходит это послушание в той или иной степени, знает, что невозможно его преодолеть, исполнить усердно, четко и со знанием дела, если не будет в этом помощи Божией. И когда в самых сложных обстоятельствах жизни обращаемся к Господу с простой, самой искренней молитвой: «Боже, помилуй, помоги, прости, благослови меня», мы чувствуем, как Он откликается на самое простое движение нашего сердца, давая силы там, где они, казалось бы, уже оскудевают.

Я неслучайно говорю об этом. В течение последнего года очень сложные жизненные обстоятельства переживали все в нашей стране. Это время, когда коронавирусная инфекция взяла господство не только над физическим состоянием людей, но и над духовно-нравственным. Это было очень тяжелое время, может быть необходимое нам для нашего духовного осмысления. Это время было необходимо для подвига…

И были те люди, которые, не смотря ни на какие искушения и обстоятельства, несли свой жизненный крест, взирая на подвиг Христа, в соответствии со свое присягой и долгом. Это были врачи, медсестры, санитарки – те, кто вышел в открытое сражение с этой инфекцией. Эти люди мужественно и честно исполняли свой долг. Это были медики, и это были священнослужители, которые входили в «красную зону», чтобы напутствовать людей святыми Таинствами, выслушать их исповедь и иногда благословить в жизнь вечную.

Сегодня – самое время сказать добрые слова в адрес этих людей, которые очень во многом послужили спасению человеческих жизней, рискуя своей собственной. Это сделает нас еще более мужественными и сильными. Да укрепит нас всех в этом служении своему Отечеству, близким и спасению своей души сила Честнаго и Животворящего Креста. Аминь»