Слово по окончании Божественной литургии в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла в Ростовском кафедральном соборе

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла в Ростовском кафедральном соборе
12 июля 2021 760

«Церковью с древних времен было усвоено почитание святых апостолов. Очень разных людей по характеру, по образу жизни и своего служения. Мы знаем, что апостол Пётр вместе со своим братом Андреем на берегах Галилейского озера был призван первым к ученичеству, к апостольскому служению Господу. Будучи человеком простым и открытым, он принял Слово Божие как Истину, которую может принять только человек с сердцем и умом, не помрачёнными грехом. И всю свою жизнь, наполненную духовными падениями и восстаниями, покаянием и огромной верой, святой апостол следовал за своим Господом и Спасителем «даже до смерти».

Апостол Павел не входил в число 12-ти учеников. Он был гражданином Рима, хоть и иудейского происхождения. Был человеком, воспитанным в Законе Моисеевом, одним из величайших учеников Гамалиила, проповедником и раввином в Палестине; человеком высокого ума, образования и интеллекта. Он был одним из тех, кто в своей жизни не только изучал Закон Моисеев, но и старался сам следовать ему, а также учить других этому следованию.

Восприняв христианство как еретическое учение, Павел был убеждён, что остаётся верен Ветхозаветному Закону. И Предание повествует нам, что даже в тот момент, когда первомученика архидиакона Стефана иудеи побивали камнями, он, хотя и не участвовал лично в этом деле, но стерёг одежду тех, кто совершал казнь.

И вот, уже призывая сам гнать христиан, он идёт в Дамаск. Но особым удивительным образом через слепоту, через услышанный им голос Божий, а затем через Крещение и чудесное прозрение, он принимает Бога в своё сердце столь же ревностно и чисто, как принял его святой апостол Пётр.

История говорит о том, что они в своей жизни встречались всего лишь дважды. В первый раз это случилось, когда на свою проповедь вышел апостол Павел и посетил Иерусалим, там общался с Петром, Андреем и Иаковом, братом Господним по Плоти – первым епископом Иерусалимским. Затем – на Первом Иерусалимском Соборе. Но велика вероятность того, что они встречались и в Риме во времена их заточения. У нас нет достоверных сведений, в один ли год была их мученическая кончина. Но Церковь свидетельствует, что она произошла именно в один день. Вероятнее всего, что через год друг от друга они приняли в Риме мученическую смерть: святой апостол Пётр был распят, а святой апостол Павел, как гражданин Рима, был усечён мечом.

Совершенно разные люди. Как бы сейчас сказали «из разных сфер жизни». Что же их тогда объединяет настолько, что мы ставим их в один ряд, как первоверховных, главенствующих апостолов? Объединяют их великая, чистая, святая простота веры и желание служить Богу.

Мы видим, насколько по-разному складываются их жизни, но как они похожи в самых важных ключевых моментах служения! И вот, когда рассуждаешь о таких разных людях, иногда задумываешься о том, как они могли быть столь единомысленны, как они могли быть столь тесно соединены союзом веры? Ведь часто бывает, что даже люди, имеющие кровное родство, – я говорю, в первую очередь, о наших современных семьях – не имеют совершенно ничего общего и близкого.

Если взглянуть на печальную статистику, в нашей стране распадается почти каждый второй брак. О чём это говорит? О том, что люди незрелые? Возможно. О том, что родители не были научены семейным ценностям и не привили их детям? Вероятнее всего. О том, что люди привыкли жить только для себя и не считаться с другими людьми, будучи по жизни эгоистами? Да, и это тоже верно.

Но мне кажется, что самым важным является некий залог, который был в прежние времена, даже у наших родителей и уж тем более у наших дедов и прадедов. В центре человеческих отношений стоял Христос. И именно через Христа люди обретали и любовь, и терпение, и жизненный опыт. Они учились служить друг другу в семье, своим детям, своим родителям, Отечеству, окружающему миру. Это служение через Христа всегда было смыслом жизни русского человека.

А там, где Бога не было, происходили те разрушительные процессы, свидетелями которых являемся сегодня мы, не замечая, что всё это, увы, стало неотъемлемым постоянным признаком нашей жизни.

И вот, сегодня, когда мы вспоминаем святых апостолов и их ревностное великое служение, то, конечно же, и для своей семейной жизни, и для своего общественного служения мы должны напомнить друг другу о самых важных ценностях, которые существуют в жизни. Напомнить о приоритетах ценностей, чтобы не рассеиваться на ничтожное, ненужное, мелкое, упуская при этом самое главное. Здесь можно вспомнить слова святого праведного Иоанна Кронштадтского, которого спросили о том, что для него самое важное в жизни. И батюшка Иоанн ответил, что самое дорогое и ценное в его земном бытии – это Господь наш Иисус Христос со Отцем и Духом Святым; самое дорогое, что есть у него после Бога – это душа человеческая, о ней вся его забота и попечение.

Он говорил, как пастырь, и не только о душах вверенных ему людей, но и о своей. Потому что, если мы губим собственную душу, не спасаем её, то ни о каком спасении душ других людей не можем и говорить.

Эти две основополагающие ценности, а также истекающие из них другие, и должны быть положены в основу нашей православной христианской, российской жизни, в основу нашего служения людям и Отечеству.

Поэтому пусть жизненный путь служения, мученической кончины и в веках прославленные подвиги святых апостолов Петра и Павла будут для нас, немощных, добрым и важным примером для спасения нашей души и для жизни духовной. Аминь»