Слово по окончании Божественной литургии в день престольного праздника в Сергиевском храме г. Ростова-на-Дону

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в день престольного праздника в Сергиевском храме г. Ростова-на-Дону
8 октября 2022 122

«Всечестные отцы, дорогие братья и сестры.

Приветствую всех вас с днем преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца!

Удивителен подход в Церкви к теме переживания смерти. Для нецерковного сознания остается непонятным, как можно праздновать день смерти, упокоения человека. Но для нас остается очевидным, что человек, переступая порог смерти, встречается с той реальностью, которую он лишь в некоей тени, в некоем отражении, «как бы сквозь тусклое стекло» (1 Кор., 13:12) видел в своей земной жизни... Таким образом, мы ожидаем встречи с Тем, в Кого мы веровали всю жизнь, Воскресение Кого мы весь свой земной путь проповедовали.

Преподобный Сергий также встретился с живым Богом, общение с Которым не терял всю свою жизнь. Он был удивительно духовным человеком. Величина его духовности состояла не в количестве совершенных богослужений, не в его власти над умами, не в деньгах; она состояла в огромной духовной силе. Перед своим отшествием ко Господу преподобный не оставил практически никакого святоотеческого наследия, но оно осталось в его учениках, преемниках, которые потом по всей Руси основали обители, ставшие духовными светочами для русского народа.

Преподобному приписывают краткое, но весьма емкое по своему смыслу изречение: «Внимайте себе, братие». Если прочитать эти слова бегло, поспешно, то на современный русский язык многие бы перевели его так: «Наблюдайте за тем, что в вас происходит, этим интересуйтесь, не смотрите вокруг». Безусловно, это очень поверхностный и неправильный перевод слов. Внимать себе — это быть человеком внутренне очень сосредоточенным, трезво и рассудительно наблюдающим за всеми жизненными явлениями, которые происходят в душе. Но не в качестве пассивного наблюдателя, а в роли деятельного созерцающего субъекта, пытающегося эти явления своей духовной жизни соотнести с учением Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Иными словами, внимание к себе – есть не что иное, как опыт глубокой, внутренне созерцательной жизни с Богом. Вот, что такое внимать себе.

Мы живем в очень сложные времена. Все внешние явления, происходящие сегодня в мире, приводят человека в состояние панического страха. Безусловно, у человека страх возникает там, где есть неопределенность; он не знает, что с ним будет буквально сегодня к вечеру. Однако так и испытывается наша вера. Тут и возникает «замок», который открывается «ключом» нашей веры: внимать себе – это значит смотреть «внутрь себя». Ведь если мы, верующие люди, обратим свой взор внутрь себя, то обязательно там встретим Бога; а если мы там встретили Бога – то нам нечего бояться!

Наши предки говорили: «Двум смертям не бывать, а одной не миновать». Безусловно, не надо ложиться и, скрестив руки, ждать, когда придет смерть, ведь еще одна народная мудрость гласит: «Умирать собираешься, а рожь сей». А в Священном Писании сказано: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сирах., 7:39).

Не надо поддаваться паническим настроениям, так как это действие бесовское. Любая встреча с демоном оставляет в человеке неопределенность, нерешимость, страх, холод, опустошенность; такая встреча убивает сердечный мир. И когда возникает подобное ощущение, человек сразу может сказать, что дух злобы и жуткое омерзение посетили его жизнь. И потому такой человек, что встречается с демоном, эту мерзость бесовскую чувствует всеми клетками всего своего существа.

Если мы будем поступать по словам преподобного, то обязательно встретим Бога, а если человек Бога встретил – ничего ему уже не страшно; видя все треволнения внешнего мира, он знает, что Господь его никогда уже не оставит. И это не просто вера, не какое-то воспитание себя. Это уверенность, и ничто не способно поколебать ее. Пройдет такой человек и сквозь огонь, и сквозь воду, преодолеет все и при этом останется спокойным, не растеряв мира сердечного.

Завет преподобного Сергия Радонежского как никогда актуален для нашего народа, который еще не проснулся от антирелигиозной дремоты. Сегодня страшно и предположить, что Господь уготовал нам для того, чтобы народ очнулся. Сейчас период тяжелый и ответственный, но это к тому же и период глубокого внутреннего очищения. Я верю в то, что Господь не оставит Россию никогда! Может быть ради пятнадцати, двадцати или тридцати человек, которые неистово будут молиться Богу. И вы, дорогие мои, молитесь, чтобы стать этими избранниками Божиими.

Очень часто люди задают вопрос: «Что нас сейчас делать?» В эти моменты я вспоминаю старца Иоанна (Крестьянкина)… К нему приходили разные люди, многие из которых были неверующими, и он мог сидеть с ними, вразумляя по нескольку часов. На подобные вопросы он всегда отвечал: «Други мои, будем молиться».

И вот, сегодня я говорю вам: «Други мои, будем же молиться!» Ведь именно и только молитва вернет нам мир сердечный, уверенность, трезвость мыслей, разум в восприятии действительности; она избавит нас от страха, от сомнений, от всего того, что свойственно человеку, который Бога не имеет. До тех пор, пока у нас не произойдет переоценка ценностей, пока мы не начнем Богу уделять первостепенного внимания – у нас будут скорби. Да избавит нас ото всех них Господь! Молитесь о стране нашей российской! Всему глава – молитва, она наше утверждение, укрепление и вразумление. Аминь».