«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Всех вас, дорогие братья и сестры, приветствую с воскресным днем, а причастников поздравляю с принятием Святых Животворящих Таин Христовых.
Перед тем, как мы покинем Кафедральный храм и оправимся в свои дома, важно ещё раз вспомнить слова того евангельского чтения, которое произносилось сегодня за Божественной литургией: о воскрешении сына вдовы Наинской.
Христос, окруженный народом, подымался по узким тропам, вьющимся среди больших и малых камней и расселин, ведущих к Наину... «Когда же Он приблизился к городским воротам», – говорит евангелист, – «тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города» (Лк., 7:11). Не заметить погребальную процессию было невозможно, так как они были многолюдны, сопровождались так называемыми «плакальщицами», громко оплакивающими скорбь, погребальными музыкальными мелодиями… И далее, евангелист кратко и точно передает, как произошло воскрешение юноши. Эта картина как бы сейчас перед нами. Две большие группы людей встретились и смешались у ворот Наина, вероятно, стараясь пропустить друг друга. Мать (к тому же ещё и вдова, оставшаяся вероятнее всего без гроша к существованию, ведь в те времена именно мужчина был единственным кормильцем в семье, а женщина находилась на содержании), шедшая за носилками, окруженная людьми, пришедшими разделить с нею скорбь об утрате её единственного сына, – оказалась возле Христа; она горько плакала и едва ли могла хорошо разглядеть, Кто встретился с ней. Видя безутешное горе этой матери, говорит евангелист, Господь «сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились; и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!» (Лк., 7:13-14).
После этих властных слов Христовых, объятая страхом, теснившаяся возле носилок толпа, увидела, как... «мертвый, поднявшись, сел, и стал говорить; и отдал его Иисус», – добавляет святой Лука, – «матери его». Придя в себя, все свидетели чуда, поняв, что произошло, пришли в великое воодушевление и «славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой».
Вообще человеческая смерть – это такой поворотный момент, который не может оставить нас без размышлений, обсуждений, и не привести нас в осознание той духовной стороны жизни, что существует помимо её осязаемой, посюсторонней составляющей. Почему? Вероятнее всего оттого, что страшен не сам факт перехода из этой жизни в вечность, как, собственно, факт умирания, когда человек долгое время страдает от какого-то недуга, что в конечном итоге приводит его к кончине. Недуги бывают разные, и не всегда они представляют собой болезни физические. Духовные болезни не менее – а быть может порой и более – умерщвляют человека. Пристрастия к запрещённым веществам, алкоголизм, распутство и многое другое из того, что постепенно поглощает человека, исхищает его: из обыденного, нормального своего состояния человек как бы медленно перетекает в некое иное. А это пагубное состояние, которое уже никак не может быть связано с Богом, с Его Божественным светом, и является подлинным умиранием, предтечей вечной погибели.
Священникам, к сожалению, приходится очень часто встречаться с таким явлением, когда родители, близкие и даже врачи не в состоянии помочь остановить течение подобной прогрессирующей болезни, которая убивает человека.
Давайте теперь вновь вернемся к евангельскому повествованию и вместе взглянем на то, что произошло близ города Наин.
Встретились два мира: один в виде погребальной процессии, шествия смерти; другой – шествие жизни, шествие Церкви в лице людей, присутствующих там, во главе со Христом. И вот, некоторые толкователи Священного Писания удивляются тому, что Господь пришёл именно в эту минуту, в тот момент, когда Он смог бы встретиться с горечью утраты лицом к лицу: ни часом раньше, ни часом позже. Сошлись воедино жизнь и смерть.
Следом Он обращает Своё внимание на горе матери, видит её слёзы и стенания… Он её услышал! И это второй важный момент.
Затем последовал третий: Христос остановил погребальную процессию. Но что это значит в нашем контексте? Это означает возможность словом церковной проповеди достучаться до сердца человека, остановить его на пути умирания. И лишь после этого Бог воскрешает умершего человека; лишь после этого начинает действовать Божественная сила.
Вот и ответ на тот вопрос, который сегодня, к сожалению, так часто задают многие родители: «Что нам нужно сделать, чтобы своё чадо спасти от тяжких недугов, что убивают его, приводя из жизни в бездну ада?». В соответствии с этим повествованием святого апостола и евангелиста Луки, прежде всего, должна произойти встреча этого погибающего человека и его близких – родственников, родителей, домашних, друзей – с Богом и с Церковью. Где должна произойти эта встреча? – Конечно же, в доме Божием, под сводами храма.
Затем близкие этого человека должны усердно молиться за него. Господь именно этого ждёт от нас. Но не потому, что Он не видит, а лишь потому, что мы должны сами внутренне созреть для получения этой милости Божией. Человек должен быть готов к получению дара, дабы не растерять его впоследствии. В такой момент происходит чудо: человек останавливается на пути к погибели.
Ну, и наконец, человек должен сам расслышать слова Господа, обращённые к нему: «Тебе говорю, встань!». Человек должен в любом состоянии иметь упование на Господа, повергать Ему свою печаль, усердно молиться. Конечно, такая внутренняя работа над собой – это дело не одного дня, не одного месяца, и возможно даже не одного года. Но Бог непременно придёт; и сделает Он это именно в тот момент, когда это будет действительно необходимо: ни часом раньше, ни часом позже, но тогда, когда человек будет готов.
Искреннее, чистое, открытое сердце, жажда соединения с Богом ведут человека к духовному перерождению, к открытию диалога с Ним. Именно таковым было состояние той вдовицы Наинской, имени которой мы даже не знаем, но которая при этом стала примером для многих людей на протяжении двухтысячелетней истории христианства.
Помните, каждое наше воздыхание слышит Господь и даёт нам потребное в то время, когда это действительно нам необходимо и полезно для вечного спасения.
Аминь.»