"Сегодняшний день в церковном календаре особенный — Неделя перед Рождеством Христовым, день, предшествующий великому празднику. По Церковному уставу в этот день читается первое зачало Евангелия от Матфея, включающее родословие Господа Иисуса Христа по плоти и описание события Его Рождества.
Когда мы начинаем читать Евангелие от Матфея, невольно возникает вопрос: зачем нужно было перечислять множество имен по 14 родов? Однако важно помнить, что Евангелие содержит не только нравоучительный смысл, но и исторический.
Каждый из евангелистов, как и другие апостолы, обращался к определенной аудитории. Апостол Матфей обращался к иудеям, учитывая специфику этого народа. Одним из важнейших оснований их веры была чистота родословной, поскольку нечистокровный иудей не мог быть полноценным членом общества. Особенно строго это соблюдалось в отношении священства: родословную проверяли не только у кандидата, но и у его жены до пятого поколения. Если обнаруживалось, что предки не были иудеями, человека не допускали к служению. Это было связано с ожиданием Мессии, и для того, чтобы понять, где и когда Он явится, тщательно отсекались побочные линии рода.
Поэтому евангелист Матфей, обращаясь к еврейскому народу, начинает свое Благовестие с перечисления предков Господа Иисуса Христа, поскольку для иудеев родословие было важным свидетельством законности и принадлежности к народу Израиля. Он пишет без лишних подробностей: «От Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф.1:17). Это делалось для удобства запоминания, ведь у большинства людей не было записанного текста Евангелия, и оно передавалось устно.
О чем же говорят эти три раза по четырнадцать родов? Прежде всего, о судьбе еврейского народа. Царь Давид был величайшим представителем иудейского общества. В нем сочеталась власть, мудрость, сила и царское достоинство. Однако после него началось духовное и политическое ослабление, что привело к Вавилонскому пленению. Затем последовало освобождение, возрождение надежды и, наконец, исполнение обетования — рождение Спасителя.
Родословная Иисуса Христа — это история Израиля. Важно отметить, что евангелист Матфей не приукрашивает родословие, включая в него не только праведников, но и грешников, а также иудеев и язычников. Это подчеркивает единство всех народов во Христе, как позднее скажет апостол Павел: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28).
Кроме того, в родословной Господа Иисуса Христа упоминаются не только мужские, но и женские имена. В иудейском обществе того времени женщина не имела самостоятельного статуса и полностью зависела от отца или мужа. Однако евангелист Матфей, упоминая женщин, подчеркивает, что перед Богом все равны.
Ещё одна важная тема родословной — царственное достоинство Иисуса Христа. Не случайно в евангельских повествованиях мы читаем: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Лк. 18:38), «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне!» (Мф. 21:9). Таким образом, подчеркивается Его царское имя, но не как земного царя, а как Царя царствующих и Господа господствующих (Откр. 19:16).
Родословная Спасителя — это не просто список имен, а откровение о пришествии Мессии в мир. Святой апостол Матфей продолжает повествование о Рождестве Христовом, подчеркивая, что Дева Мария зачала от Духа Святого, что является исполнением Божественного замысла. Иудеи верили, что Дух Святой открывает истину, и зачатие Господа Иисуса Христа от Духа Святого свидетельствует о спасительной цели Его пришествия.
Для народа Израильского действие Святого духа было очень важным откровением. Дух Святой говорил через пророков, возвещая волю Божию для народа. Воля Божия свята и совершена, она ведет человечество к спасению. Указание евангелиста на зачатие от Духа Святого свидетельствует, что рождение Спасителя — часть Божественного промысла.
Само имя «Иисус» — это греческий перевод еврейского «Иешуа», означающего «Яхве спасет». Яхве — одно из имен Бога, означающее «Сущий». Таким образом, уже в самом имени Господа заключен смысл Его пришествия в мир — спасение человечества.
И наконец, вспомним, что пророки многократно говорили о возрождении мира. Пророчество Иезекииля о поле «сухих костей» мы читаем на утрене Великой Субботы. Это видение напоминает о схождении Духа Святого, Который дарует человечеству возрождение вечной жизни.
Все эти исторические аспекты помогают глубже понять смысл этого Евангельского отрывка. Господь Иисус Христос — плоть от плоти народа Израильского, исполнение пророчеств, воплощение Божиего замысла о спасении. Через рождение Спасителя Бог открывает нам иной взгляд на мир, позволяя увидеть привычное в новом свете и осознать свой путь к Царству Божию, которое приводит нас Рождество Христово. Аминь."