«Сегодня за Божественной литургией мы слышали евангельское повествование, переданное святым апостолом и евангелистом Матфеем. Безусловно, все слова Господа, которые мы читаем в этом отрывке, были произнесены Им не в один момент. Апостол Матфей собрал ключевые постулаты учения Христа, сформировав своего рода "свод" Его наставлений, произнесённых во время проповедей близ Галилеи.
Особенностью Нагорной проповеди является то, как Господь адаптирует Свои притчи и поучения к повседневной жизни людей. Говоря о Царствии Небесном, Христос проводит параллели с земным существованием, чтобы помочь слушателям лучше понять Его учение. Удивительно, что люди, слушавшие Иисуса в Палестине, понимали Его гораздо лучше, чем мы сегодня, хотя речи Христа звучат на нашем родном языке и сопровождаются пояснениями. В чём причина этого? Конечно, можно говорить о различиях в языках и эпохах, можно приводить множество причин, по которым нам трудно усвоить Слово Божие.
Тем не менее, в упомянутом отрывке апостол Матфей на понятном для нас языке излагает своего рода "формулу" существования человека в Царствии Божием, используя образ человеческого зрения: "Светильник тела есть глаз. Итак, если глаз твой будет чист, то всё тело твое светло будет. Если же глаз твой плох будет, всё тело твое темно будет. Итак, если свет, который в тебе, есть тьма, то как велика эта тьма!" (Мф.6:22-23).
Думаю, все мы понимаем, насколько важно для человека зрение: как только оно ухудшается, возможности взаимодействовать с окружающим миром становятся ограниченными. Он словно погружается в помрачение: плохо различает окружающие предметы, не может адекватно оценить обстановку и, как следствие, страдает. Человек обращается к врачу, и в зависимости от заболевания проходит лечение.
Теперь давайте попробуем перенести эти вещи на духовную жизнь, представив на месте зрения — духовное ви́дение. У каждого человека есть внутреннее око, которое позволяет ему видеть Царствие Небесное. Это око должно оставаться светлым и непомрачённым. А что может его затемнить? Единственное, что способно его помрачить, — это неправда человеческой жизни; она, подобно плёнке катаракты, затмевает внутренний духовный мир, искажая его восприятие. Легко найти примеры из жизни: завистливые люди будут видеть зависть во всех, а нечистые на руку станут подозревать других в воровстве. Человек же с ясным внутренним оком, не склонный осуждать, никогда не станет думать о других плохо.
Помрачение окружающего мира в глазах людей — это прежде всего отражение их внутреннего существа. Однако больной человек не в состоянии поставить себе правильный диагноз, и только специалист может точно указать на существующую проблему. Для духовных людей "лечебницей" является Церковь, а Врач в ней — сам Господь Бог. Он — Свет правды, Врач душ и телес наших. Без Его духовного врачевания невозможно восстановление духовного зрения человека и его способности видеть свет, к которому следует стремиться.
Если точно следовать греческому подлиннику Евангелия, выражение "чистый глаз" правильнее перевести как "щедрый глаз", а "плохой глаз" — как "скудный глаз". Эти нюансы, ускользающие в русском переводе, имеют важное значение. Бог, смотря на мир, проявляет к нему и к людям щедрость, как и человек, видящий мир оком Христовым. Такие люди способны терпеть, прощать, помогать и сочувствовать. Эти простые евангельские строки призывают нас к собственной духовной "диагностике": каково наше духовное зрение? Есть ли в нас духовная щедрость? Видим ли мы мир светлым или помрачённым? Конечно, эта диагностика должна проводиться как самим человеком, так и Церковью, особенно во время таинства Покаяния. Через него человек воспринимает Слово Божие, которое врачует его и возвращает здоровье его духу.
Будем же просить Господа о том, чтобы мы нашли это исцеление, чтобы в нас самих возникло желание исправить свое духовное ви́дение и стать щедрыми, как Спаситель, который смотрит на мир с великодушием. Дай Бог, чтобы наше око было светлым и наполняло светом и наш мир, и нашу жизнь. Аминь.»