Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 4-ю по Пасхе в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в Неделю 4-ю по Пасхе в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы
23 мая 2021 101

«Всечестные отцы, возлюбленные братья и сестры! Христос Воскресе!

Безусловно, пасхальные дни являются самыми яркими и впечатляющими для нашего сознания и души в течение всего года. Потому что нет радости выше пасхальной радости, которая покрывает своим ликованием и торжеством не только осязаемый земной мир, но и мир небесный, и даже сходит в преисподнюю, давая возможность и усопшим насладиться этим пасхальным победоносным торжеством…

Сегодня за Литургией мы слышали Евангелие от Иоанна, в котором святой апостол и евангелист повествует о чуде, совершившемся в Иерусалиме накануне одного из пасхальных дней, в которые Господь посещал город. Чудо произошло около купальни, которая по-еврейски называлась «Вифезда», что в переводе на русский означает «дом милосердия» или «масленичный дом» (как известно, масло тоже связывается с религиозной жизнью, с некой милостью и мягкостью духовной). Господь, придя к купальне, видит около входа в нее лежащего расслабленного человека, то есть парализованного, за которым требуется уход, ведь он не может сам ничего сделать для себя: ни перестелить свое ложе, ни принести себе пищу, ни убрать за собой. Весьма печальное зрелище, которое, видимо, можно было наблюдать не единожды у этой купели. Больные люди стекались к этим водам, потому что ждали явления, которое совершалось один раз в году. По преданию, к водам купели спускался ангел, и когда он касался вод купальни, они начинали бурлить. Тот, кто первым опускался в эти бурлящие воды, получал исцеление. Потому это место было наполнено болящими людьми, жаждущими получить исцеление в тот самый момент, когда ангел прикасался к водам.

Среди множества больных людей был и этот человек. Но чем он отличался? Евангелист повествует нам, что у вод купели в таком парализованном состоянии он находился тридцать восемь лет. Мы не знаем, сколько прожил этот человек. Возможно, он прожил в парализованном состоянии половину своей жизни или даже больше. Подойдя к нему, Господь задал ему вопрос: «Что ты тут лежишь?». Казалось бы, неуместный, странный вопрос. Но человеку этот вопрос был важен, потому что может быть, за эти тридцать восемь лет никто не обращался к нему с этим, и он сам никого не интересовал. И вот нашелся проповедник, человек, который спрашивает о нем. Тогда расслабленный рассказывает Ему свою историю, что тридцать восемь лет он ждет исцеления и находится у этой купели, но за это время не нашлось ни одного человека, который помог бы ему первым войти в воды. Все время кто-то другой залезает в купель первым, и нужно опять ждать год до следующего момента, когда эта вода станет целительной.

И тогда Господь задает второй вопрос: «Чего ты хочешь?». Рассматривая всю полноту евангельского повествования, мы можем сказать, что естественным был ответ этого человека: «Исцелиться хочу, быть здоровым». Но ведь не всегда так бывает. Некоторые люди, закореневая в своей немощи, используют ее для привычного заработка не самым благородным образом. А этот человек хотел исцеления. И этот вопрос был важен Спасителю. Человек должен был засвидетельствовать перед Богом свое желание исцелиться. В ответ на это выраженное человеком желание Господь говорит ему: «Тогда встань, возьми свою пастель и ходи». И это было сказано так уверенно, так сильно и с такой властью, что жилы расслабленного стали действовать, и он встал после тридцати восьми лет беспомощного состояния. Такое удивительное повествование передает нам Иоанн Богослов. А что же важно для нас сегодня?

Для себя мы должны засвидетельствовать, что без нашей воли и без нашего желания Господь никогда не действует в жизни. Он никогда не проявляет Себя ни вероломным Богом, вторгающимся и ломающим нашу жизнь, ни таким, который может залюбить нас – Господь приходит в жизнь на основе нашего желания, чтобы Он пришел. А там, где нет человеческих желаний, там Бог стоит в стороне и смотрит, что будет дальше, когда это желание проявится…

Древние напрямую связывали грех и болезнь. В этом отчасти есть правда, потому что всякий грех разрушает человеческое здоровье. Необходимо помнить, что болезнь во многом определяется неправильным образом жизни. Мы просим у Бога помощи, Его заступления, и чтобы Он пришел в нашу жизнь, изменил ее и исцелил нас. Но действительно ли имеем желание, чтобы это сделал Господь? Действительно ли у нас есть такая вера, которая готова откликнуться на слово Божие желанием, всеми чувствами и даже человеческой плотью? Этот вопрос должны задавать сами себе в эти пасхальные дни. Один известный богослов сказал: «Бог не может спасти меня без меня». Здесь мы видим и величие Божие, и те реальные силы, которые сокрыты в каждом человеке, в каждом из нас.

Там, где есть вера, желание и неотступность следовать за Богом и следовать Его слову, там будет и чудо нашего духовного изменения, духовного исцеления, ведь человек откликнулся на голос Божий. Тридцать восемь лет ждал этого голоса, дождался, услышал и откликнулся! Этого всем нам желаю, чтобы, услышав обращенный нам голос Божий, мы всегда могли на него откликнуться и последовать по велению нашего Спасителя, Который приведет нас к духовному исцелению, обновлению и в конечном итоге – к общему Воскресению с Господом. Аминь»