Слово по окончании Божественной литургии в Неделю мясопустную, о Страшнем суде, в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в Неделю мясопустную, о Страшнем суде, в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону
23 февраля 2025 536

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, в Неделю мясопустную, о Страшном суде, мы приближаемся к Великому посту. В предшествующие недели Церковь напоминала нам о ключевых евангельских повествованиях, раскрывающих путь человеческой души к покаянию и спасению.

Мы слышали историю о Закхее, грешном сборщике податей, который всем сердцем желал увидеть Господа. Толпа мешала ему, но стремление к встрече со Спасителем побудило его взобраться на смоковницу. Христос заметил это усердие, вошел в его дом и благословил кающегося грешника.

Затем была притча о мытаре и фарисее. Мытарь, осознавая свою греховность, сокрушался и смиренно молился Богу, тогда как фарисей горделиво превозносил себя, полагая, что его праведность превосходит других. Спаситель же сказал, что именно мытарь вышел из храма оправданным, ибо истинное смирение угодно Богу.

На прошлой неделе мы вспоминали притчу о блудном сыне — глубоко трогательную историю о милосердном отце, готовом принять заблудшего сына, раскаявшегося в своих ошибках. Этот образ дарует нам надежду: каким бы ни был путь человека, искреннее покаяние открывает дорогу к прощению и спасению.

И вот сегодня, в Евангелии от Матфея, Господь говорит о Судном дне — втором пришествии Христа, когда Он явится не в человеческой плоти, но во славе небесной, в окружении ангелов, чтобы судить весь человеческий род. Тогда не останется ни одного поступка, за который человек не понес бы ответа, будь то награда или осуждение. Каждое наше действие имеет значение, каждое будет взвешено на весах.

В притче Спаситель приводит образ из сельской жизни палестинцев: агнцев и козлищ, которые привычно пасутся в одном стаде, но которые будут разделены Христом в Его второе пришествие. Этот образ символичен: Господь отделит праведников, сохранивших чистоту сердца и верность Ему, от тех, кто предался греху. В лучах Божией славы добро воссияет, а зло окажется в тени, лишенное света.

Каковы же «критерии» этого Суда? Они гораздо проще, чем может показаться. Главное, что отличает праведников от грешников, — это дела милосердия, совершенные из любви к ближнему и ради веры в Бога. Накормить голодного, напоить жаждущего, приютить странника, навестить больного, поддержать страждущего — вот дела, которые будут оценены Спасителем. Эти поступки кажутся незначительными, но именно они весомее любого формального исполнения закона.

Почему Церковь напоминает нам о Страшном суде именно перед Великим постом? Важно понимать, что Евангелие от Матфея, в котором приводится притча о Страшном суде, было написано для иудеев - людей, соблюдавших закон Божий, знавших Писание и строго исполнявших его заповеди. Обличая их, Господь указывает на то, что без милосердия и проявлений любви к ближнему все эти действия не имеют никакой ценности. Проявляя искреннюю любовь и заботу о несчастных, обездоленных, нуждающихся в помощи, мы проявляем любовь ко Христу. Господь отождествляет Себя с каждым страждущим человеком, показывая, что дела милосердия, совершенные ради них, на самом деле совершаются ради Него.

История Церкви знает множество примеров святых, которые видели свое призвание в служении ближним. Они осознавали, что в каждом человеке, особенно в страдающем, отражается Сам Господь. Вспомним святого Мартина, который, увидев почти раздетого нищего в холодную погоду, разорвал свой плащ и отдал половину несчастному человеку. Христос же, явившись к нему в ту ночь, одетый в половину плаща, обратился от него к сонму предстоящих ангелов и громко сказал: «Сим плащом одел Меня Мартин, хотя он еще только оглашенный». 

Конечно, добрые дела совершают и те, для кого это часть их профессии: социальные работники, врачи, защитники Родины. Однако спасение зависит не только от самих поступков, но и от того, с каким сердцем они совершаются. Если милосердие исходит от искренней веры и любви, оно становится путём ко Христу. Ведь, как говорит апостол Иаков: «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26).

Дорогие братья и сестры, суть притчи о Страшном суде вовсе не в том, чтобы напугать нас, а в том, чтобы призвать нас к добру и к осуждению собственного зла. Важно наше искреннее покаяние и самоанализ; мы должны не осуждать других, а с глубокой честностью оценивать свои собственные поступки. Именно эту возможность нам дает пост. Давайте же посвятим это время тому, чтобы подготовить свои сердца и умы к встрече с Господом. Пусть Страшный суд не станет для нас причиной страха, а будет благословением и радостью, когда Господь скажет нам: «Войдите в радость Господа вашего». Пусть наша подготовка через покаяние, милосердие и веру станет основой нашего спасения и приведет нас в вечную жизнь в Царстве Божием.

Аминь»