«Первая седмица Великого поста подходит к завершению. Это время особого молитвенного труда и духовного очищения, и венчает его торжественное празднование нашей святой веры — Неделя Торжества Православия.
С IX века по церковному уставу в этот день в соборных храмах совершается особый чин, который с течением времени претерпевал изменения, но неизменно сохранял свою суть. В нем утверждается истина православного вероучения, различая церковное и мирское. Анафема, как иногда ошибочно понимают, — это не проклятие, а граница, отделяющая православное мировоззрение от чуждых ему учений. Человек, пребывающий вне церковного единства, неизбежно отрывается от благодатного предания Святой Церкви, утрачивая полноту духовной жизни. В это воскресенье также провозглашается вечная память всем, кто от века трудился в утверждении православной веры, и многолетие тем, кто и ныне продолжает это служение.
Исторической основой праздника стало воспоминание VII Вселенского Собора (787 г.), который положил предел иконоборческой ереси и окончательно утвердил почитание святых икон. Однако значение этого события простирается дальше: его решения определили отношение Церкви не только к иконописи, но и ко всей сфере человеческого творчества — науке, культуре, искусству.
Иконоборческая ересь была одной из наиболее опасных в истории Церкви. Она возникла под влиянием крайних религиозных взглядов и политических расчетов. В VIII–IX веках императоры Константин и Лев, стремясь укрепить свою власть, пытались устранить отличия между христианством, иудаизмом и исламом, запретив почитание икон. Это решение было продиктовано не только богословскими спорами, но и политическими и экономическими соображениями. Убрав иконы из храмов, власть стремилась уменьшить религиозные различия в обществе.
Второй, более практичный, мотив заключался в экономической выгоде: удаление икон из храмов и прекращение строительства монастырей позволило бы императорам перенаправить средства в укрепление армии и другие государственные нужды, сэкономив ресурсы, которые шли на благотворительность, строительство и украшение храмов. В конце концов, это также было способом ответить на неудачи в войнах и государственных делах — найти виновных и переложить на Церковь обвинения в том, что она "не так служит" и "не так исполняет каноны". Сопротивление этой ереси вело к гонениям на церковных людей, и вся репрессивная машина империи обрушивалась на тех, кто не согласен с официальной линией.
И тогда был созван Вселенский Собор, на котором окончательно признали иконы не как доски, но как средство обращения к Богу. Прославление Бога через изображения стало неотъемлемой частью христианской культуры.
Решение VII Вселенского Собора было не просто выражением богословского мнения, а догматическим определением Церкви, утверждающим, что истинное знание и творчество, направленные к славе Божией, находятся в церковной традиции. Церковь не отвергала науку и искусство, а освящала их, направляя к прославлению Спасителя. Все, что не ведет к этой цели, не может быть подлинным искусством. На протяжении веков после VII Вселенского Собора святые отцы, церковные и государственные деятели, архипастыри и простой народ с усердием исполняли его постановления, сохраняя православное учение и передавая его следующим поколениям. Именно их трудами Церковь Христова шествовала «царским путем» – срединным путем истины, свободным от крайностей. Они защищали ее от заблуждений и ересей, чтобы верующие могли обрести спасение в ограде Святой Матери-Церкви.
Сегодня, молясь в храмах, окруженных иконостасами и образами, мы осознаем, что это не просто украшение, а результат многовековой работы тех, кто укреплял традицию Церкви. Храмовая живопись и архитектура символизируют славу Божию, возвышая наш дух, и являются наследием святых отцов, их верой и трудом, который мы продолжаем, празднуя Торжество Православия.
Мы возносим молитвы за всех, кто от века трудился во благо Церкви, кто сохранял чистоту православного учения – патриархов, архипастырей, учителей веры, государей и правителей, воинов и защитников Отечества. Особые молитвы мы возносим и за тех, кто и ныне стоит на страже чистоты веры, охраняя Церковь от заблуждений, способных поколебать ее единство.
Будем радоваться и благодарить Бога за то, что имеем благодатную возможность жить в единстве со Святой Матерью-Русской Православной Церковью, которая доныне хранит предание святых отцов, заветы Вселенских Соборов и чистоту Священного Писания. Это великая милость Божия, дающая нам возможность прожить жизнь честно, благочестиво и, достигнув ее земного предела, обрести Царство Небесное».