Слово по окончании Божественной литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим в Патриаршем Вознесенском соборе г. Новочеркасска

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим в Патриаршем Вознесенском соборе г. Новочеркасска
17 апреля 2022 888

«Сердечно приветствую вас с праздником Вербного воскресенья, Входа Господня в Иерусалим – удивительно светлого дня, который завершает Святую Четыредесятницу и открывает Страстную седмицу. Эти дни воспоминания Страданий Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа – дни, что предшествуют Пасхе, Светлому Христову Воскресению.

Церковь живет в особом времени – и в биологическом значении, и в астрономическом, и в календарном. Церковь живет литургическим временем. Что это значит? Это означает, что все, что в Церкви совершается во дни воспоминания этих священных событий есть не просто память, но есть совершение данных событий в день сегодняшний. Находясь в литургическом времени, мы становимся не созерцателями со стороны, но живыми их участниками – и Тайной Вечери, и Причащения, и Страданий Спасителя, Его Светлого Воскресения и Вознесения… Все то, о чем повествует и возглашает нам Церковь в стенах соборных храмов, все это – время, в котором мы живем. И потому задавать себе вопрос: «А что бы мы сделали тогда?» – совершенно неактуально для нас. Этого вопроса в литургическом измерении не существует. Но есть другой вопрос, который мы себе можем задать: «А что мы должны сделать сейчас?». А сейчас, вместе с полнотой Церкви находясь в этом литургическом измерении времени, с ветвями в руках выходим навстречу Господу, Который грядет в Иерусалим. Мы видим Его восседающего во славе на кротком осле – символе мира и согласия. Он входит в город не как Победитель, а как Миротворец, возвещающий людям Свою любовь. И в ответ на это люди срезают ветви деревьев, постилают свои одежды, возглашают славу Грядущему Спасителю и Избавителю. Но никто не смотрит и, соответственно, не видит, что за Его спиной находится страшная Голгофа, и уже готовится Древо для распятия Его на Кресте.

Удивительно, что Господь, посетив во славе Иерусалим, вдруг в тишине оставляет этот город. Он не находит того, чего искал в людях. Он обращается к ним с благословением, со словом мира, возвещая им новую веру, новые смыслы христианской жизни. А люди поглощены своими собственными заботами, поиском житейских удобств, власти, силы, могущества, свободы или еще чего-то. Потому Господь тихо оставляет этот город, не находя в нем ни пристанища, ни Своих братьев духовных, ни понимания, ни любви.

И вот, этот весь город, к жителям которого мы сегодня тоже можем себя сопричислить, стоит с ветвями, разостланными одеждами, ликуя и радуясь проявлениям жизни, на самом деле совершенно опустошенный, лишенный Того, Кто в него пришел, принеся Свой мир и Свою любовь, Которого не приняли. Город, который пришлось оставить.

Мы воспеваем в стихирах сегодняшнего праздника потрясающие слова, которые являются подлинным ответом на те вопросы, о которых я сказал ранее, а именно: «Что я должен делать сейчас?». В них поется: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних». Сила Божия, любовь Божия собрали нас, и Церковь подсказывает, что эта сила Божественная возлагает на наши плечи наш собственный жизненный крест, который мы должны взять; а взяв этот крест, мы должны его нести. Но не куда-то в сторону для того, чтобы сбросить его со своих плеч; не для того, чтобы, видя кого-то впереди, сказать ему: «Помоги донести, потому что мне уже тяжело!». Но для того, чтобы следовать за Крестом Христовым - собственно, за Самим Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Потому что Его крестоношение предваряет наше, Его подвиг предваряет наш, и Его слава предваряет наше общее воскресение. Ибо только сострадая Христу и исполняя Его заветы в своей жизни мы можем быть сопричастны славе Христовой.

Вчера, беседуя со своими близкими людьми, я говорил им о том, что ранее, в предыдущие годы, мы часто наслаждались радостью Пасхи и Вербного воскресенья, если так можно выразиться, со страниц «школьного богословия», когда наблюдали Пасху, страдания и любовь Христовы только со страниц Священного Писания, евангельских рассказов, или, отчасти, соприкасаясь в богослужении. Но сегодня абсолютно другое время, сложное, тяжелое, спорное, многоболезненное. Но время, через которое Бог дает нам почувствовать подлинную любовь, подлинные страдания, и насладиться подлинной Пасхой. Пасхой через страдания, через боль, искушения, скорбь, через молитву – такую же молитву, что была в Гефсиманском саду.

Как понять и принять эту Пасху? Очень просто. Бог не ждет от нас многого; Он ждет от нас любви к людям, ко всем вместе и к каждому конкретному человеку: к тому, кто лишен крова; к тому, кто голодает; к тому, кому негде спать; к тому, кто болеет и весь в ранах; к тому, кто стоит на защите идеалов и свободы нашего Отечества, жизнью своею защищая нас. Молитва о них – наша святая обязанность! Точно так же, как и наш священный долг – помогать этим людям, что получают ранения и увечья. И наша святая обязанность – молиться за тех, кого Господь призвал к себе. И вот так, принимая чужую боль в своем сердце, мы становимся сопричастными страданиям других людей, а через это мы становимся сопричастными и страданиям Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Но если вместе с Ним страдаем, говорит Апостол, то вместе с Ним и воскреснем (Рим., 8:17)! И тогда Пасха – не просто день, в который мы печем куличи и красим яйца; а Пасха – это день победы жизни над смертью, победы правды над ложью, Бога над дьяволом. И тогда мы становимся живыми непосредственными участниками этой великой победы.

Но как пронести все это через свою жизнь? Ответ мы так же видим в стихире праздника: в этот день благодать Божия нас всех собрала. А благодать есть не что иное, как сила Господа. Но собравшиеся послужить другим, готовые взять крест на свои плечи и безропотно нести его не будут одиноки, ведь сама сила Божия будет помогать им. Именно ею, превосходящей все человеческие усилия, будет исполнен человек на жизненном пути.

Я это реально видел в глазах наших солдат, что защищают наше Отечество, выполняя долг воинской присяге, не имея в них ни злобы, ни коварства, ни обиды, ни разочарования. Но в них – свет Христов. Эту силу Божию я вижу в глазах сестер милосердия, что день за днем ухаживают за ними. Эту силу Божию я вижу в мальчиках и девочках – волонтерах – которые, превосходя свои физические силы, собирают гуманитарную помощь для тех людей, что в ней нуждаются. Эту силу я вижу в тех людях, что отдают последнюю копейку в помощь семьям, оставшимся в нужде и без крова. Я верю, знаю и свидетельствую: эта сила Божия никогда не оставит этих людей, но всегда будет укреплять их, ведя ко спасению в вечности, преумножая их собственные силы, чтобы превозмогать искушения скоропреходящего бытия.

Потому в этот день всем вам, дорогие мои отцы, братья и сестры, я молитвенно желаю быть исполненными это Божественной силы, благодаря которой только мы и можем превозмочь все обстояния окружающей жизни. Верьте в Бога, доверяйте Ему, ищите этой правды Божией, молите Его о покаянии, о причащении Святых Христовых Тайн, о помощи другим людям! И я верю, что эта сила Божия будет явлена сугубо в каждом из вас, и вы ее почувствуете, увидите и насладитесь ею. Аминь».