Слово по окончании Божественной литургии в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в день престольного праздника

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы в день престольного праздника
21 сентября 2023 1266

«Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую вас с престольным праздником Кафедрального собора нашего богоспасаемого города Ростова-на-Дону!

Для верующего человека не секрет, что в жизни не происходит никаких случайностей, но в ней присутствуют лишь закономерности. Многие храмы были построены в нашем городе в честь разных святых покровителей и событий Священной Истории, но Кафедральному храму выпала честь быть освященным в память Рождества Пресвятой Богородицы. И это, конечно же, тоже не случайность: мы помним, что именно в этот день в XIV веке на Куликовом поле войска великого князя одержали решающую победу над ханской ордой. Было положено основание независимости нашего Отечества. И потому праздник Рождества Пречистой Богоматери особым образом почитался, а с Доном он тем более связан, так как к этому самому дню, по преданию, казаки станицы Сиротской принесли образ Божией Матери «Донской» святому князю Димитрию, с которым он и одержал победу.

Так, с этим образом и с праздником Рождества Пречистой неразрывно связана история и нашей Родины, и Тихого Дона. 

Событие явления в мир Девы Марии не описано в текстах евангельских, а почитание его начало складываться только в IV-V веках. И на вопрос «почему?» есть логичный ответ: текст Евангелий уклоняется от описания бытовых сторон жизни человека. Оно уходит от всего того, что оттенило бы самое главное благовестие Нового Завета: Воскресение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа из мертвых. Ведь самым центром своего повествования Евангелие имеет именно это событие. Но чем больше времени проходило с момента Воскресения Господня, тем сильнее во всё разрастающихся христианских общинах возникала нужда свидетельства о тех событиях, которые предшествовали ему. А поскольку почитание Богородицы было особым с самого зарождения христианства, то и эпизоды Ее жизни бережно хранились в памяти последователей Иисуса, передаваясь из уст в уста.

Так, Священное Предание свидетельствует о том, как благочестивая чета Иоакима из рода пророка и царя Давида и Анны из рода первосвященника Аарона была бесплодной. А быть бездетным в иудейском обществе считалось позорным, так как в те времена каждая семья ждала, что именно на ней возможно и исполнится обетование о Пришествии в мир Мессии. И потому рожденное дитя считалось для родителей благословением Божиим. Естественно, у народа, наблюдавшего, как супружеская чета проживает многие годы в браке, но не имеет при этом детей, возникали мысли о том, что в этом доме нет того благословения. Именно поэтому, когда праведный Иоаким принес в Иерусалимский храм жертву, первосвященник отказался ее принимать, сказав, что не угодна Господу жертва от тех, на ком нет Его благословения. Эти слова обескуражили Иоакима, человека уже преклонных лет. Но он, униженный, отвергнутый и оскорбленный, не стал выяснять отношения, а удалился в пустынное место для уединенной молитвы, прося у Бога утешения и исполнения чаяний его сердца. В ответ на эту молитву ангел Господень явился ему и праведной Анне, сказав, что у них родится дитя, на котором исполнится Божественное обетование не только для их семьи, но и для всего народа. И мы знаем, что именно у них родилась Преблагословенная Мария, Которая стала Родительницей Самого Предвечного Сына Божия. Вот, эту историю доносит до нас Священное Предание.

Суть этого праздника в том, что Господь способен благословлять Своим присутствием не только семьи, но и целые народы.

Люди живут по-разному: у кого-то есть чада, у других – нет; кто-то не радит и о своих рожденных детях, иные воспитывают даже приемных, а другие пытаются решить проблему собственного бездетства так, как ее решали праведные Иоаким и Анна через усердную молитву. Прочие же желают во что бы то ни стало «добыть» для себя собственного ребенка даже вопреки естественным ограничениям, что накладывает порой на людей природа. И мы знаем, какие изощренные методы вмешательства в жизнь, в естество, в природу придумал человек. Безусловно, все эти вмешательства не имеют никакого отношения к Господнему благословению. Ведь жизнь родителя состоит не только и не столько в том, чтобы родить, сколько в том, чтобы сделать это с благословения Божьего, воспитать дитя. А вмешательство ученых в естественный процесс зачатия – дело противоестественное. Мы не знаем, что будет с этими детьми дальше, и каков будет в будущем итог этих изысканий. Но могу свидетельствовать из своего личного священнического опыта, зная несколько десятков таких семей, что вопреки здравому смыслу, установлениям церковным и собственному религиозному чувству не стали молиться о радости деторождения, но наперекор Божиему промыслу пошли на искусственное создание жизни, – я не видел среди них ни одной благословленной и счастливой семьи.

Человек никогда не должен посягать на то, что принадлежит Богу! Но должен со смирением, любовью и кротостью испрашивать себе благословение Божие, как это делала праведная чета Иоакима и Анны. И тогда десница Божия будет пребывать и на родителях, и на детях, и на детях детей. А если поступать вопреки воли Всемогущего Бога, демонстрируя Ему собственную власть, ум, хитрость человеческую, мнимое знание собственной жизни, большее, нежели о ней ведает Сам Господь, то возможно стяжать себе лишь печальные плоды собственных поступков как в жизни временной, так и в вечности.

И вот, пример родителей Пречистой Богородицы как никогда научает нас всех иметь смирение перед лицом Христова промышления, принимать волю Всевышнего Бога такой, какова она есть, проживать собственную жизнь не противоестественным образом, но искать милости от Создателя и Его благословения. И тогда любая жизнь человеческая обретает истинный смысл, счастье и надежду на продолжение в жизни вечной.

В день Рождества Приснодевы мы все радуемся об этом событии, ликуем и благодарим Господа за Его неизреченное снисхождение, за то, что Он послал нам Матерь Свою Пречистую – нашу великую Ходатаицу, Молитвенницу и Предстательницу, Которая пребывает неотступно в жизни каждого христианина, что уповает на Ее помощь и защиту.

Да будет же благодатный Покров Царицы Небесной пребывать над этим святым храмом, освященным в честь сегодняшнего праздника, и над землей нашей Донской, и над страной нашей. Аминь.»