«Ваше Высокопреосвященство, дорогие владыки, всечестные отцы, матушка игумения, дорогие прихожане!
Прежде всего, сердечно хотел бы поблагодарить Предстоятеля Русской Православной Церкви — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который, несмотря на множество забот и попечений, неизменно помнит о нас, своих чадах, направляя слова приветствия, молитвенные благопожелания и свое Первосвятительское благословение.
Также хочу выразить благодарность вам, дорогие владыки. Несмотря на сложные погодные условия и другие испытания, вы прибыли сюда, в Ростов-на-Дону, под покров Божией Матери, Которая незримо, но явственным образом хранит нашу землю от бед и напастей.
Хотел бы искренне поблагодарить вас, дорогие пастыри и собратья, кто ежедневно совершает свое служение на Донской земле, — за вашу молитвенную поддержку и неоценимую помощь.
Двадцать пять лет епископского служения — это немалый срок. В эти дни я с особым чувством вспоминаю далекий 2000-й год; архипастырей, которые тогда возложили на меня руки, и переживания, охватившие меня во время хиротонии. Это момент, когда, преклоняя колени перед престолом Божиим, человек встает уже измененным — с новой духовной ответственностью и ясным осознанием своего призвания.
Каждое сказанное тогда слово сегодня звучит иначе — ярче, отчетливее, реальнее. Те слова, которые я произнес при наречении, были мне ясны, но тогда они не ощущались столь живыми, как сейчас. Позвольте мне вспомнить некоторые из них.
Перед лицом Патриарха и архипастырей нашей Церкви я сказал: «Монах носит на своем теле параман, на котором начертаны слова: "Азъ язвы Господа моего Iисуса Христа на тѣлѣ моемъ ношу".»
А что значит носить язвы Христовы на теле? Это значит, что монах умирает для мира — не для людей, но для мирских дел, которые теряют для него смысл и значимость. Его жизнь — свидетельство о Христе, а главное его призвание — служение тем, кому он поставлен служить.
Я также сказал: «Дело епископа — это еще и умирание для самого себя, отказ от всего, чего бы ни желала душа, чего бы ни жаждало сердце».
Теперь я воспринимаю это не просто как слова, но как живой, ежедневный опыт. Тем, кто слышит эти мысли, может показаться, что это невыносимо тяжелое бремя, ведь смерть всегда связана с горечью, болью и страданием. Однако умирание для себя ради Христа не приносит ни скорби, ни разочарования, ни отчаяния, потому что верующий знает: отрекаясь от себя, он обретает жизнь в Царстве Божием. И это умирание — не скорбное, а исполненное радости и тишины. С каждым годом предстояния у престола Божия осознание этого становится все глубже, превращаясь не просто в понимание, а в живой опыт.
Думаю, что даже сейчас, говоря эти слова, я еще не до конца постигаю всю их глубину. Но с каждым годом эта великая тайна приоткрывается все больше, и это наполняет сердце радостью. Ведь слова Господа, учение апостолов, оставленное нам в Священном Писании, проповедь святого апостола Павла становятся не просто нравственным наставлением, но подлинной реальностью.
И потому в этот день я благодарю Бога за все годы, которые Он сподобил меня пройти в Церкви Христовой, за возможность постигать глубину ее жизни, приобщаться к ее страданиям и славе Воскресения.
Благодарю Господа за все, что Он даровал мне, и особенно за то, что каждый раз, совершая Божественную литургию, я переживаю ее как нечто совершенно новое, вновь и вновь открывая для себя глубину этого Таинства.
В человеческом измерении это невозможно, но возможно только тогда, когда Бог открывает Себя многочастно и многообразно
Если что-то и удалось сделать за эти годы, то это, безусловно, труд всех, кто служит рядом, созидая Церковь Божию и наше Отечество — Россию. Это архиереи, священники, диаконы, благочестивые миряне, а также те, чьи сердца открыты для учения и благодати.
Ведь Церковь не просто отвечает на вызовы сегодняшнего или завтрашнего дня, но и определяет судьбу нашего народа, нашего Отечества — на десятилетия, на века вперед. Мы можем решать множество актуальных вопросов — экономических, политических, социальных, семейных, но есть то, что не под силу никакой другой общественной структуре: Церковь хранит священную память народа.
Эта память не передается через книги, журналы или цифровые носители, потому что они не способны вместить ее глубину. Церковь передает великое наследие веков от сердца к сердцу, от уст к устам, из рук в руки — через молитву, через благодать Святого Духа.
И она укореняется даже там, где, казалось бы, уже нет почвы для жизни. Бог находит Себе место и пристанище даже в пустыне.
И я, как архиерей, служитель Церкви, алтаря Божия, могу с полной уверенностью свидетельствовать об этом. Вот в этом и заключается суть и содержание архиерейского служения.
За это — слава и благодарение Господу нашему Иисусу Христу во веки веков. Аминь.»