Слово по окончании Божествнной литургии в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, в Кафедарльном соборе

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божествнной литургии в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, в Кафедарльном соборе
31 марта 2025 10

"Сегодня мы услышали повествование святого евангелиста Марка о том, как Господь исцелил отрока, одержимого нечистым духом, по вере его отца. Слова: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» — звучат в нашем сердце и нередко повторяются в молитве.

Этот евангельский эпизод следует сразу после одного из самых значительных моментов земной жизни Спасителя — Преображения Господня на горе Фавор, куда Христос восходит для молитвы, взяв с Собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Во время молитвы Его лицо просияло, как солнце, а одежды стали белыми, как снег (Мф. 17:2). Ему явились пророки Моисей и Илия, которые беседовали не о славе Фаворского света, а о предстоящих страданиях Спасителя. Ученики, в свою очередь, пораженные видением, не осознали всей глубины происходящего и хотели остаться на горе, не думая о грядущем пути на Голгофу.

Но о чем же говорил Господь с пророками? Евангелие свидетельствует: «Они говорили об исходе Его» (Лк. 9:31) — не о славе, не о Преображении, не о будущем торжестве Церкви. Два величайших пророка Ветхого Завета беседовали с Сыном Божиим о том, что Ему предстоит спуститься с Фавора и идти на страдания. 

Не случайно Господь говорит ученикам: «Сын Человеческий будет предан» — подчеркивая тем самым Свою человеческую природу. В этих словах нет намека на какое-либо снисхождение к боли: речь идёт о полноте страдания, которое предстоит пережить Иисусу Христу — как Человеку.

Мы привыкли видеть Спасителя на иконах, вырезанных из дерева или камня, написанных на доске. Иногда мы даже представляем себе сцену распятия. Но редко задумываемся о той боли, о той плотской муке, которую претерпел Христос как истинный Человек.

В последние мгновения Своей земной жизни Господь, по человеческому естеству, надеялся, что, возможно, чаша страданий пройдёт мимо. В Гефсиманском саду Он молился: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня!» (Лк. 22:42). Он боялся — по-человечески. Но всё равно — шёл.

Спускаясь с горы, Господь размышлял о страданиях, которые Ему предстоят. Внизу Его встретила толпа, не ведающая о Преображении, и среди них был отец, просящий исцелить сына, которому не смогли помочь ученики. Когда апостолы спросили: «Почему мы не могли изгнать демона?» Христос ответил: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29)...

Сегодняшний отрывок напоминает нам о значении молитвы и поста, которые являются основой для укрепления духа и раскрытия духовных даров. Господь, предвидя Свои страдания, сказал ученикам: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет» (Мк. 9:31). Однако, как и ученики, мы часто избегаем серьезных размышлений, сосредоточив внимание на радости праздников и торжественности богослужений, забывая о смысле страданий Христа. Истинная вера заключается в осознании крестного пути Спасителя. 

Приближается Пасха, и мы начинаем подготовку к празднику. Наша готовность должна быть не только внешней, но и глубокой, основанной на духовном осмыслении этих событий. Церковь в литургическом времени не просто вспоминает евангельскую историю, но живет ею. Поэтому важно не оставаться сторонним наблюдателем, а следовать за Христом, осознавая значение Его жертвы. 

Господь отвечает на наши молитвы. И через саму молитву с нами говорит Христос. Поэтому важно не быть безучастным к тому, что возвещает Церковь, но открыть слух, зрение, и — самое главное — сердце. И сказать вслед за апостолом: «Пойдём и мы умрём с Ним» (Ин. 11:16). 

Так и мы сегодня должны сказать: «Господи, Ты идёшь на Крест — прими и нас Своими спутниками. Сделай нас теми, кто в этот страшный час Твоей Голгофской смерти будет рядом с Тобой». Аминь".