Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в среду Страстной седмицы в Преполовенском храме Донской духовной семинарии

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в среду Страстной седмицы в Преполовенском храме Донской духовной семинарии
20 апреля 2022 135

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Ваши Высокопреподобия и Преподобия, дорогие отцы, учащие и учащиеся! Всех вас приветствую с Великой средой!

В этот день Святая Церковь предлагает нам вспомнить страшное деяние, которое совершил один из учеников Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа Иуда Искариотский, а именно предательство. Предательство – это измена. Измена идеалам, долгу, верности. По большому счету, предательство – это измена по отношению к самому себе. Вот, Церковь предлагает нам поразмышлять сегодня над этим грехом.

В течение Великого поста мы много раз слышали о подвигах святых угодников Божиих. Их жития, подвиги и великие труды предлагались нам к осмыслению в нашей жизни как добрый пример великого подвига, возможного для человека, укрепляемого благодатью Святого Духа. И мы видели, как грешники превращаются в святых – не по мановению некоей магической силы, но как прилагая силу Божию к своим собственным трудам, они поднимались наверх по ступеням этой духовной лестницы. Не для того, чтобы просто забраться туда, а имея непреодолимое желание быть рядом с Богом, чувствовать Его присутствие. А святость, чудотворения, исцеления были лишь прилагательными в их жизни, но никак не самоцелью. Они стремились лишь стяжать Святой Дух, иметь прощение грехов и радость богообщения.

А сегодня Церковь предлагает нам сравнить свою жизнь с жизнью одного из учеников Спасителя. Он был призван к апостольскому служению в числе последних. Мы точно не знаем, где и как он родился, и кто были его родители. Лишь косвенные указания Священного Писания напоминают нам о том, что он был Иуда Симонов. Кем приходился ему этот Симон, был ли он ему отцом, или старшим братом, мы не знаем. Но апостолы, дабы отличить его от другого Иуды, говорят о нем, что он был Искариот. Мы не знаем даже, было ли это некое селение, или же так называлась окраина какого-то города, или это было искаженное название зилотов – людей, что с оружием в руках пытались отстоять независимость Иудеи, используя при этом некоторые, как бы сейчас сказали, террористические методы. Доподлинно мы не знаем. Но это название «Искариотский» прочно за ним закрепилось.

И вот, этот человек, который получил власть над духами нечистыми, власть вязать и решить грехи, который был рядом с Господом и видел чудеса исцелений и воскрешений, который все свое время проводил подле своего Учителя, вдруг решается на предательство. Видя, как Христос входит в Иерусалим во славе, а потом оставляет этот город, он решается пойти к первосвященникам и сказать, где находится Иисус. Почему он пошел к ним? Неужели Его не могли взять в Иерусалиме? Могли, но популярность Христа в народе была настолько велика, что старейшины и первосвященники побоялись народного бунта, следствием чего могли вызвать гнев прокуратора. Они боялись отрешения от своей власти, страшились того, что лишатся тех благ, которые римская власть им давала. И потому было принято решение каким-то образом в тайном месте взять Христа. И Иуда решается на то, чтобы пойти к первосвященникам и предложить указать место и время, где будет Христос, чтобы они могли прийти туда и арестовать Его. И получает он за это тридцать серебряников. Цену не очень-то и большую, равную примерно четырехмесячному заработку. Но он взял эти деньги, чтобы не соблазнять старейшин, будто он делает что-то «не то», чтобы показать свою верность Синедриону.

Мы задаем себе очень часто вопрос: «А почему он это сделал? Что толкнуло его предать своего Учителя, одаривавшего его наравне с другими учениками Своими благами и милостью?». Есть много различных толкований, в том числе и апокрифических, которые выставляют порой Иуду как некоего подвижника, что совершил домостроительство Божие, послужил этой тайне страданий Спасителя и Его Воскресения; что якобы не было бы Иуды, ничего этого не произошло. Но это лишь лукавые представления, которые дает нам суетный мир сей, а Священное Писание прямо указывает нам на корень этого зла, и евангелист пишет: «Иуда был вор» (Ин., 12:6). Казалось бы, каким образом воровство связано с предательством? Оказывается, весьма непосредственным. Иуда был казначеем в апостольской братии, он носил ковчежец, в который люди полагали какие-то средства для того, чтобы апостолы могли иметь пропитание, возможность остановиться где-то для ночлега, а также из этих средств раздавали деньги нищим и убогим – тем, кто нуждался. И, естественно, никакой отчетности финансовой Иуда перед апостолами не нес. Он по указанию Спасителя совершал те или иные деяния, о которых я сказал выше. Но коль скоро он, по описанию апостола, был нечист на руку, то имел необходимость в средствах. Вероятнее всего – но это можно лишь предполагать, так как Писание прямо не указывает на это – он где-то прятал эти деньги, пытаясь сколотить себе некое состояние на «достойную жизнь».

Но чего же ему не хватало? Неужели была столь острая необходимость идти за этими тридцатью серебряниками? Конечно же, нет, не за деньгами он туда пошел. Дело все в том, – и это понятно даже из окружающей нас жизни – что человек может пойти на предательство только ради очень больших денег: на предательство своей Родины или семьи… Откуда же эти деньги мог взять Иуда? Если мы внимательно посмотрим на страницы Священного Писания, то увидим, что Христа воспринимали не как Спасителя мира, а как спасителя Иудеи, который по мессианским представлениям евреев должен был стать их царем и избавить их от владычества Рима. А быть казначеем при царе означало возможность распоряжаться всеми финансами этого царства. А это как раз-таки очень большие деньги. И вот, Иуда, надеясь на то, что это случится, и был рядом со Христом. Такая мысль его и удерживала. Но его постигло разочарование…

Христос входит в Иерусалим, и вот оно, царство, не хватает только одного лишь слова Иисуса, и вся Иудея восстанет против римлян!.. А Христос тихо уходит из Иерусалима и говорит при этом, что Царство Его не от мира сего.

Крушение всех надежд.

И потому он пошел к первосвященникам. Он был не только слабым и ничтожным человеком, но был при этом еще и провокатором, решившим до конца воспользоваться своим Учителем, чтобы там, в Гефсиманском саду, предав Его, знающего заранее о предательстве, спровоцировать Его на ответ, понимая, какою силой и властью Христос обладает. Он мог бы предоставить этот ответ, но в кротости и безмолвии Мессии этого ответа не последовало. Тогда Иуда идет к первосвященникам и бросает полученные деньги, признавая, что предал кровь неповинную (Мф., 27:4).

Но раскаяние ли это? Я бы сказал – не столько раскаяние, сколько разочарование, потому что Иуда был очарован Христом, как Лидером, Проповедником, Чудотворцем, Человеком, у Которого в руках была вся власть. Но Он не воспользовался этой властью. И вот, наступило разочарование.

Страшный пример. И страшна его кончина.

Почему нам нужно помнить об этом в дни Страстной седмицы, да и вообще в нашей жизни? Мы часто бываем очарованы Христом, так же как Иуда. И примеров тому мы знаем достаточное количество. Когда человек не любит Христа, не верит Христу, не живет со Христом, а просто очарован Им. Он очарован красотой богослужения, священными одеждами, пением, или еще чем-то. Человек входит в то состояние, в котором живет искусством, поэзией, мечтаниями. Все это, несомненно, связано с Господом. Но как только доходит дело до жизни со Христом, вдруг оказывается, что она совсем не такая. Она совершенно иная, не эфирная, а реальная, требующая от нас жизненных сил, энергии, трудов, а подчас даже жертвы. Это совсем не то, чтобы быть очарованным кем-то или чем-то.

И вот, вслед за этим, когда человек не находит того столь удобного, полезного и выгодного бога, что сам себе придумал, вдруг наступает разочарование. Оказывается, Бог совсем другой! И что же делать в этой ситуации? Сейчас многие называют такое состояние нравственным выгоранием, когда все те силы, что были потрачены на поддержание очаровательного образа Христа в своем сознании, вдруг заканчиваются, а сила Божия так и не начинает действовать. Это результат того, что было и у Иуды: враг рода человеческого – сатана – как всегда обманул человека. Он также обманул и Иуду, внушив ему мысль о том, что плод его очарования принесет достойные результаты. А все получилось по-другому. Наступило горькое разочарование, когда он увидел, что предал кровь неповинную, что члены Синедриона осудили Иисуса неправедно, в считанные часы сфабриковав приговор, нарушив все законы, и никто не мог заступиться за Господа, ведь нужно было быстрее привести казнь в исполнение. Но это разочарование, которое Священное Писание называет раскаянием, не дало следующего шага – истинного покаяния.

Если сравнить апостола Петра и Иуду, мы видим, что оба они предали Христа и отреклись от Него. Но один покаялся, а второй – нет. Вот, в чем разница: можно признать свою ошибку, но далее Бог ждет нашего покаяния. Только через него и духовные труды в нашей душе оживает реальный Христос, а не придуманный нами.

Сегодня мы должны задуматься о том, кто для нас Христос? Бог Спаситель, распятый и Воскресший, Который рядом с нами в моменты радости и горечи, Который не дает нам сломаться в печали и затучнеть в радости? Или может тот мифический бог, персонаж, которого мы сами себе придумали, служа этой бессодержательной пустышке?

Сегодняшний день заставляет нас задуматься о нашей вере, о ее подлинности, о Том Христе, в Которого мы веруем, и о том, насколько Он близок и реален в нашей жизни. Ведь соотнести себя с трагической историей Иуды Искариотского – значит очистить себя и свою веру от всякого наносного, ложного, придуманного нашим человеческим разумением обмана, который закрывает от нас подлинный образ Христа Спасителя.

Дай Бог, чтобы в нашей жизни не было очарования, дабы не последовали за ним горькие разочарования; чтобы в нашей жизни мы видели лишь реального Христа, страдающего, умирающего и Воскресающего, живущего и действующего в нас. Аминь».