Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в Великий Вторник в Татианинском храме при ДГТУ

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
 Слово по окончании Литургии Преждеосвященных Даров в Великий Вторник в Татианинском храме при ДГТУ
9 мая 2024 356

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры, сердечно приветствую вас с Великим Вторником. В этот день мы вспоминаем последнюю проповедь Спасителя в Иерусалимском храме, которая содержала притчи о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.

В течение двух дней, начиная с Великого Понедельника, за богослужением звучит  удивительно красивое песнопение: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща…» (Тропарь, 8-го гласа).

Безусловно, под образом жениха мы понимаем Самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, потому что жених символизирует радость, веселье, полноту счастья; с его приходом начинается торжество жизни, полнота человеческого бытия. Так было в иудейской традиции, так есть и в наше время.  В это время люди пребывают в особом измерении человеческого счастья, которое проявляется в детях, любви, взаимопонимании, их окружает особый мир.

Святая Церковь, используя образ жениха, говорит нам о том, что Царство Божие в лице Спасителя уже с нами. Однако есть одно условие: "И блажен раб, егоже обрящет бдяща". Это означает, что счастье найдет того, кто встретит этого Жениха, будучи бдительным и не пропустив момент встречи.

Оказывается, бывает так, что в ожидании торжества нашей веры, в ожидании Жениха, мы начинаем дремать, а иногда и засыпаем.

Образ спящего блуждания в нашей жизни очень характерен. Это время, когда мы проводим дни неосознанно, будто находясь одновременно в присутствии и отсутствии, когда наши молитвы кажутся лишенными ответа, а обращения к Богу — напрасными, потому что душа пустая. Из-за рассеянности и духовного сна мы постоянно находимся в состоянии дремоты, нас отвлекают внешние факторы. Люди, которые видят сны, прекрасно понимают, что сноведение — это множество образов, которые мозг воскрешает в нашем сознании. За одну ночь человек может побывать где угодно. Это присутствие нереальности в реальном мире, к сожалению, свойственно нашей жизни.

Но Церковь через свои песнопения призывает нас к глубокому сосредоточению, особенно в начале Страстной седмицы, когда Господь идет на вольные страдания. Она напоминает, что важно не пропустить главное, скрытое за внешними проявлениями, и идти глубже, к внутреннему, содержательному.

В эти святые дни важно сохранять сосредоточение и крепко держаться за веру в Христа. Пройдем же вместе с Ним через все испытания, начиная с Иерусалимского храма, через темные часы в Гефсимании, предательство, страдания на Голгофе, и даже через ад, чтобы встретить Светлое Воскресение с чистой душой

Я желаю вам мирной, спокойной и молитвенной Страстной седмицы. Пусть Светлое Христово Воскресенье встретит вас в радости, любви и сердечной сосредоточенности».