Слово по окончании Литургии в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Кафедральном соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Кафедральном соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы
7 января 2025 94

«Приветствую вас с праздником Рождества Христова! 

Сегодня мы вновь собрались под сводами соборного храма, чтобы встретить этот светлый день и попытаться приблизиться к пониманию его величайшего смысла.

Если отвлечься от внешней праздничной атрибутики – украшений, застолий и поздравлений – перед нами предстанет историческая картина Рождества: перепись в Иудее, Вифлеем, Святое семейство, рождение Младенца и укладывание Его в ясли. Мы видим радостную весть ангелов пастухам и трагедию Вифлеемской резни, устроенной Царем Иродом. 

Эти евангельские события раскрывают историзм Боговоплощения, но неизбежно возникает вопрос: зачем всемогущему Богу было принимать образ человека и идти таким путем для спасения человечества? Размышляя над этой тайной, мы начинаем осознавать, что пришествие Христа в мир, Боговоплощение, стало первым и одним из величайших чудес христианства.

Мы глубже поймем смысл этих слов, когда прочтем Евангельские строки: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф 5:17). Господь пришел исполнить не только Закон Моисеев, но и все установленные Им законы мироздания.

А закон этот таков: невозможно поднять упавшее, не опустившись до его уровня. Для наглядности приведу несколько примеров. Человек, поднимающий тяжести, сначала приседает, склоняется, сосредотачивая всю свою силу, а затем, превозмогая себя, медленно поднимает снаряд над головой. Добытчик жемчуга вынужден нырнуть в холодные и темные глубины, чтобы найти в иле раковину с драгоценной жемчужиной и вынести ее на свет. Растение, достигнув зрелости, увядает, чтобы заключить всю свою жизнь в малое семя, которое падет в землю, умрет и затем вновь прорастет, принося обильный плод.

Вот этот закон жизни исполнил Сам Господь. Он Властелин пространства и времени, ограничил Себя человеческой природой, вошел в мир, воспринял на Себя плоть, сошел даже в преисподнюю, как говорят богослужебные песнопения.

И потому свет Рождества Христова воссиял не из царских чертогов, не с поверхности земли, а из глубины мрачной пещеры.

Один известный проповедник, посетив Святую Землю, вернулся в монастырь, где его братья ожидали рассказов о Голгофе, Гробе Господнем, Храме Воскресения Христова. Когда его спросили: «Что произвело на вас наибольшее впечатление?», он ответил: «Пещера Рождества Христова, то место, где родился Христос. Я понял, что так смириться перед людьми мог только Великий Бог».

Образ смирения Божия является Божественной тайной, которую Господь открывает через Свое Рождество. Бог снизошел до человеческой природы, чтобы возвысить ее, пораженную грехом, до высот Божественного.

Таков истинный смысл Рождества Христова. Осознав эту тайну, мы понимаем, что главное в этом событии – не внешние проявления праздника, а глубина духовного смысла, которую открывает нам Господь.

А что же мир? Как говорит Екклесиаст: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл 1:9). Действительно, все так же, как и две тысячи лет назад. Одни упиваются властью, другие, подобно фарисеям, выстраивают новые правила и ограничения. Жители Иерусалима были озабочены своими делами: кто-то участвовал в переписи, кто-то решал житейские вопросы. Но только пастухи и волхвы – те, кто не был погружен в суету – пришли поклониться Христу.

Почему именно они? Потому что смогли отвлечься от повседневных забот и устремиться к истине.

Вот чему нас учит Рождество. Чтобы встретить Бога, нужно хотя бы на время освободиться от суетных мыслей и забот. Именно это предлагает нам Церковь: в храме, в молитве, в Божественной Евхаристии мы обретаем ответы на важнейшие вопросы жизни. В конечном итоге, наш путь – это путь навстречу Богу, Который ждет каждого из нас.

Он пришел в этот мир, потому что любит нас. Он приходит в нашу страну, в наш город, в наш храм, в наши дома, в наши сердца. Способны ли мы сбросить с себя путы суеты и посвятить хотя бы два часа этой встрече? Встретим ли мы рожденного Христа, или, подобно тысячам людей, пройдем мимо, не увидев в Нем ничего, что бы тронуло нас и заставило затрепетать наше сердце?

Бог пришел в мир, потому что верит в нас. Даже в тех, кто не верит в Него. Даже в тех, кто потерял Его образ. Он ждет встречи с каждым человеком, чье сердце открыто.

Именно поэтому святитель Григорий Богослов говорит: «Христос рождается: славьте! Христос с небес: выходите в сретение! Христос на земле: возноситесь! Воспойте Господу вся земля! И скажу обоим в совокупности: да возвеселятся небеса, и радуется земля ради Небесного и потом земного! Христос во плоти: с трепетом и радостью возвеселитесь, — с трепетом по причине греха, с радостью по причине надежды». 

Я желаю всем вам, дорогие отцы, братья и сестры, а также нашему Донскому краю и всему Отечеству этой встречи. От нее зависит, каким будет наше будущее, изменится ли наша жизнь и в какую сторону пойдет наша страна. В конечном итоге, будем ли мы сильны с Богом или обессилены без Него? Аминь."