Слово по окончании Литургии в праздник Торжества Православия в Ростовском кафедральном соборе

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в праздник Торжества Православия в Ростовском кафедральном соборе
21 марта 2021 130

«Сегодняшний воскресный день – первый после первой седмицы святого Великого поста – Церковь именует Неделей Торжества Православия. Это название имеет глубокие исторические корни и уходит ими во времена конца 8 – начала 9 века. Тогда Византийскую империю сотрясали духовные распри. Похоже, что с тех пор ничего и не изменилось…

Эти духовные распри, которые возбуждались внешними факторами, такими как мнительность и маловерие государей, присутствие в империи большого количества инославных, свободомыслие многих иерархов Церкви привело к господству мнения, что иконы есть идолы. И основывалось это на Заповеди Божией: не сотвори себе кумира. А чрезмерная ревность и мудрование императоров привели к мнению, что святыни нельзя ставить близко к людям, потому что они отображают высокие божественные миры, а мы, грешные и ничтожные, соприкасаемся с ними, и таким образом оскверняем, потому иконы должны поставляться на места столь удаленные, что люди не смогут к ним прикоснуться, поклониться или облобызать, либо вообще как идольское подобие они должны быть уничтожены.

И такие крамольные мысли, помноженные на мнительность властей, привели к тому, что начались иконоборческая ересь и иконоборческое гонение. Святые иконы стали уничтожать, а тех, кто их почитал, в империи имели большие неприятности с властью. Этих людей стали преследовать. В течение многих десятилетий проходила эта духовная брань. В итоге был созван 7-й Вселенский собор, на котором святые отцы сформулировали очень важное правило почитания святых икон. Оно звучит так: честь, воздаваемая образу, к первообразу восходит. Иными словами, мы покланяемся не доске и краскам, мы поклоняемся тому, кто изображен на них, своим духом воспаряя от земли к чертогам небесным.

Но и после Вселенского собора, буквально через несколько десятилетий пришедшие к власти люди сочли необходимым вновь совершить гонения на иконы. И это продолжалось десятилетия. В итоге через чудесные явления в самой императорской семье был положен конец иконоборческой ереси и самим гонениям. И власть имущие, и народ понимали глубину своего заблуждения. Именно поэтому в покаянные дни святого поста из константинопольской церкви крестным ходом они направились к императорскому дворцу с литией, т.е. с сугубым молением, во время которого многократно пели «Господи, помилуй», прося милости и прощения у Бога за свое безумие. И с тех пор было установлено в Церкви в первое воскресенье святого Великого поста совершать Торжество Православия, окончательную победу над лживым еретическим учением.

Это значит, что мы являемся преемниками этой святой традиции. И, совершая в первую неделю святого поста Торжество Православия, мы торжествуем не правоту, в которой живем, не сами себя чествуем как православные, но прославляем торжество истины. Философы и многие ученые говорят, что истина есть абсолютная и правдивая, реальная мысль о том или ином явлении. Но если мы будем так рассуждать, до много можем дойти, потому что у каждого человека своя мысль, свое мнение и своя реальность, свое восприятие жизни, каких-то вещей и явлений. И так может получиться, что истин в этой жизни очень много. Или, как говорят, у каждого своя правда.

Христианская Церковь говорит о том, что истина только одна, и она сама говорит о себе словами Священного Писания, как передает их евангелист Иоанн Богослов: «Я есть путь, истина и жизнь». Это слова Господа. Потому церковной истиной мы воспринимаем не человеческое высокоумие или рассуждение, но абсолютной истиной в Церкви является Сам Бог, а именно – то, что Он о Себе открыл людям. А не то, что мы представляем о Господе или каким хотели бы Его видеть.

Торжество Православия – это торжество истины, торжество пребывания Бога в Своей Церкви. Это свидетельство того, что божественная истина и промысел Божий пребывают в Церкви и управляют ей. И потому, прославляя сегодня в Троице славимого Единого Бога Отца и Сына, и Святого Духа, мы с благодарностью возносим свои молитвы за то, что Господь не гнушается нас и неотступно пребывает вместе с нами во все дни нашей жизни, давая нам возможность находиться в истине.

Находиться в истине означает понимать ложное, неправильное, уклоняться от этой неправды. В сегодняшнем мире множества предложений, теорий и мнений важно научиться знать эту истину, чувствовать ее своим сердцем и не прилепляться к духовному соблазну. Потому в эти дни Торжества Православия Церковь многолетствует тех, кто служит этой истине, кто своими трудами поддерживает ее, воспевает вечную память тем, кто от древних веков отстаивает ее торжество, и анафематствует всякое неправильное, неистинное учение. Анафема не есть проклятие, но отречение, черта, разделяющая истину от неистинны, правду от лжи. И мы, будучи наследниками великих событий и великой Православной Церкви, также сегодня со смирением вспоминаем всех, от века потрудившихся для торжества этой истины, всех, кто не щадил своей жизни, чтобы свидетельствовать об этой истине, и просим здравия и спасения всем, кто в истине пребывает, не взирая на соблазны мира сего.

Всех вас сердечно приветствую с торжеством истины нашей Церкви»