Слово по окончании Литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе г. Новочеркасска

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборе г. Новочеркасска
25 апреля 2021 90

«Ваше Высокопреподобие и преподобия, дорогие отцы, прихожане, всех вас приветствую с праздником Вербного воскресенья!

Это праздник, который отделяет Святую Четыредесятницу, дни Великого поста, время покаяния и сокрушения о своих собственных грехах от времени, когда уже пора сосредоточиться не на своих грехах и мыслях, но всецело, вседушевно, умом и сердцем следовать по слову Евангельскому за событиями крестных страданий Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Праздник Вербного воскресенья воспринимается Церковью, может быть, особенно в последние столетия, как некое торжество Христово, победа входящего в Иерусалим Господа. Ведь тогда люди постилали свои одежды на Его пути, срывали ветви финиковых пальм, воздавали Ему царские почести, восклицали хвалебные песни словами Псалтири: «Осанна Вышний! Спаси, спаси нас сейчас!». И это, конечно, никак не укладывается в то духовное состояние, которое в это время испытывал Господь. Потому что за это время Его вхождения в святой град из Его пречистых уст не услышали ни одного слова. Он был всецело сосредоточен, был погружен в Себя, в размышления, и, безусловно, как говорят многие богословы, за словами восхваления слышал уже совершенно другие слова великой пятницы: «Распни, распни Его!».

Наверное, глупо было бы представить, что со входом Господа в Иерусалим весь город пришел в движение. Об этом говорят церковные историки, лишь отчасти намекая на некоторые события, которые в то время произошли в Иерусалиме. Город действительно пришел в движение, но если бы оно было столь откровенно заметным, вызывающим, то, безусловно, на такое движение прореагировали бы римские легионеры, которые были поставлены следить за порядком. Произошло не столько внешнее, сколько внутренне движение. Две религиозные партии фарисеев и саддукеев, к которым относились и священники, столкнулись с тем, что были поставлены проповедью Спасителя и Его чудесами с те условия, которые показывали их духовно пораженческую позицию. Саддукеи не верили в воскресение мертвых, а Господь мертвых воскрешал. Фарисеи соблюдали традиции, а Христос нарушал и говорил, что любовь выше всякой традиции. И народ, видя это, все более и более шел за Христом. А фарисеи и саддукеи все более и более ослабляли свои позиции… Так родилась зависть, она преследовала Христа. Все его существование вызывало зависть.

Эти движения в городе среди людей выражают те духовные настроения, которые часто приходят в нашу жизнь, в наше сердце. Мы являемся наследниками тех, кто встречал Спасителя с ветвями пальм, постилал перед Ним одежды, восхвалял, видя в нем избавителя еврейского народа, освободителя. Но не настолько же мы бесчувственны, чтобы не понимать, что происходит вокруг и внутри нас, насколько мы вовлечены в это движение с Христом или против Него!…

Праздник Вербного воскресенья напоминает о двух духовных состояниях нашего сердца, приводя нам в пример современников Христа, задавая вопросы: Где ваше сердце? В каком направлении оно движется? Сопричастно ли оно Христу и готово ли пойти за Ним, чтобы спогребстись, по слову святого апостола, а потом и совоскреснуть со Христом? Мы можем стоять на богослужениях, слушать Евангелие Страстей Христовых и исполнять полные трагизма духовные песнопения, но будет ли наше сердце ими полностью исполнено или это будет дань традициям? Сможем ли мы потерпеть невзгоды и неудобства, которые встречаются в нашей жизни? Мы можем простить врагов Христа, а своих собственных? Может быть, мы готовы ночью идти за женами-мироносицами, а готовы ли мы утром встать на молитву? Множество вопросов встает перед каждым из нас, на них мы обязательно должны ответить до дня Великой субботы, чтобы знать, сходим ли мы со Христом до преисподней и восстанем ли мы с Ним вместе. Или, может быть, ничего не происходит и не произойдет с нами?..

Потому в этот день, когда сама церковная традиция дает нам в руки ветви верб (ваий), когда пробуждающаяся природа напоминает о нашем духовном пробуждении, о нашем воскресении к жизни, будем более и более внимательны ко всему тому, что происходит в душах и сердцах, чтобы не остаться в стороне от грядущего к нам Спасителя мира. Аминь»