Слово перед началом пасхальных богослужений в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово перед началом пасхальных богослужений в Ростовском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы
2 мая 2021 167

«Из года в год, из столетия в столетие христиане собираются под сводами храмов по истечении дней Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы, чтобы своим сердцем приникнуть к тайне Воскресения Господа и Спасителя своего из мертвых. И хотя эта тайна давно не является тайной, ибо она засвидетельствована в первоисточниках христианской Церкви и очевидцами, видевшими и осязавшими воскресшего Господа, сквозь годы и столетия она не перестает оставаться таковой для очень многих людей. Не только для тех, которые не обрели Христа в своей жизни, но для тех, которые приблизились к нему, и, может быть, даже для тех, которые называют себя христианами, но не могут до конца понять сути Воскресения, не могут в своем сознании примириться с поражением смерти жизнью, не могут реально почувствовать это событие Воскресение Господа из мертвых. Почему же мы называем это тайной?

Сегодня тайна Воскресения Христа из мертвых открывается в своей полноте. Мы не можем как святые апостолы и жены-мироносицы видеть погребальные пелены, в которые был завернут Спаситель. Не можем видеть ангела, сидящего на отваленном от дверей гроба камне, не можем как Лука и Клеопа беседовать с Ним по пути из Иерусалима во Эммаус, не можем осязать Его, как это делали апостолы. Но мы можем так же реально принять Его в свою жизнь не мертвым, а живым. Ибо мертвое не может родить живое.

Свидетельством христианской жизни и этой правды является сама наша жизнь, поскольку, встречаясь с воскресшим Христом, с этой реальностью, непостижимой для человеческого ума, человек преображается и изменяется, становится другим. И это уже не мифология, не философия, а реальность нашей жизни. Как же можно ее познать? Эту реальность открывает нам Церковь. Сегодня, в день Великой субботы, мы слышали слова древних песнопений: «Царь царствующих и Господь господствующих» приходит для того, чтобы закланным, как жертва, и отдать себя для питания мира. Безусловно, эти слова уходят в глубокую христианскую древность, когда с особым чувством голгофский подвиг Господа и Спасителя Иисуса Христа воспринимался христианами именно как жертвенное служение, Бог принес себя как искупительную жертву за грехи мира, прообраз древней церкви – но не жертвенное животное, а именно Себя, как первенца человеческого рода, распяв в себе всякий грех и всякую неправду.

Что же это за жертва, и как она могла быть принесена? Разве может родить жертвенное служение безразличие, омертвение? Нет, не может. Жертву может родить только любовь. И каждый человек, который любил или любит в своей жизни, знает, как рождается эта жертва, каким чувством она рождается, сколь дорого стоит, как она приносится. И хотя любовь невозможно осязать руками, невозможно увидеть, ее можно почувствовать сердцем.

Когда открывается сердце, мы чувствуем любовь человека к нам. Точно также, когда мы открываем сердце навстречу Богу, мы чувствуем эту любовь Господа к себе. И это не просто чувства, мы видим проявление любви Божией в конкретных делах, как супруги видят проявление любви друг к другу не только в значимых моментах своей жизни, но и в каждодневных мелочах, в быту, в обычной жизни.

Так же, когда человек обращается к Господу в минуты глубокого отчаяния, уныния, скорби, болезни или, может быть, радости, или когда находится наедине с самим собой, тогда он говорит: «Господи!». И Бог откликается ему на каждое его прошение, на каждый вздох. И самое удивительное то, что этот Божий ответ человек реально чувствует в своей жизни. Именно в этом ответе любви Господа на любовь человека кроется тайна Воскресения Христова и открывается людям. Потому что, встретившись с Богом, человек воспринимает Воскресение Господа из мертвых как свершившийся исторический и свершающийся в вечности, в реальности факт нашей жизни. Поэтому, приходя в храмы, мы ожидаем встречи с реальным воскресшим из мертвых, победившим Своей смертью человеческую смерть Христом.

Именно этой Встречи я желаю всем нам, собравшимся здесь под сводами этого величественного храма. Этой встречи с Богом я желаю вашим родным, близким, друзьям и знакомым – всем, кто приблизился к этой встрече или находится на пути к ней. Этой встречи с Господом я молитвенно желаю всей нашей стране, потому что после нее меняется человеческая жизнь, меняется в силе, в правде, в чести, в совести, в достоинстве, в культуре, ибо Бог преображает человеческую жизнь.

И пусть сегодня, когда мы выйдем с крестным ходом, как некогда жены-мироносицы шли к гробу Спасителя, чтобы оплакать погребенного, также и мы выйдем вслед за ними и найдем Христа, не погребенного для нас, но воскресшего и воскрешающего нас. Аминь»