«Ваше Преосвященство, всечестные отцы, дорогие прихожане!
Сегодня, собравшись в Кафедральном соборе, чтобы разделить радость нашего общего молитвенного общения, прежде всего хочу выразить искреннюю и сердечную благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В своих Первосвятительских трудах, полных как радостей, так и порой нелегких забот, он нашел возможность вспомнить обо мне и направить свои поздравления в день моего тезоименитства.
Особую благодарность выражаю вам, дорогой владыка Симон, собратья, пастыри Христовы. Мы вместе совершаем великое служение, направляя свои стопы и ведя за собой паству к источнику жизни вечной — Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу.
Сегодня мы много говорим о мученичестве. И действительно, мученик — это не только тот, кто терпит страдания, но и свидетель верности Христу. Святые мученики, будучи обычными людьми, проявляли мужество, преодолевая испытания ради своей веры, исповедуя Господа Иисуса Христа, Который был с ними и укреплял их.
Несмотря на изменившиеся обстоятельства, современное время также требует от нас свидетельства верности Богу, проявляемого в стойкости, преданности и готовности следовать за Христом.
Наша страна прошла через страшные годы гонений, когда за исповедание веры Христовой людей распинали, топили, вешали, подвергали жестоким издевательствам. Сейчас время не менее сложное, потому что мы претерпеваем мучения духовные.
Некоторые говорят, что лучше вагоны разгружать, чем работать умом и душой. Но почему? Потому что в первом случае, когда человек трудится физически, он завершает свое дело — пусть даже разгружает вагоны — и потом спокойно возвращается домой, не обременяя себя мыслями о сделанном. А вот человек, который работает сердцем, душой, умом, постоянно пребывает в своем деле.
Духовно-интеллектуальный труд, труд священнослужителя — это труд, при котором нет времени для отдыха. Даже сон становится временем, когда ум продолжает работать, готовясь к множеству дел грядущего дня. А грядущий день — это чаще не радостные встречи, а человеческие печали, боли и скорби. Это свидетельство о Христе там, где Его слышат и принимают.
Только сила Божественной благодати дает христианину, епископу, пресвитеру возможность отличить друга от врага, брата от предателя, собрата духовного от негодяя. И потому, возвращаясь в свою келью, мы часто оказываемся изможденными, израненными, опустошенными. Нет никаких физических сил, и все, на что способен человек, — это закрыть глаза и позволить себе минутное вдохновение, чтобы снова встать и идти. Это тоже великое свидетельство, бескровное мученичество, которое берет на себя каждый человек, особенно, священник.
К тому же наше братское общение, наша евхаристическая молитва и причащение из единой Чаши так необходимы, потому что ничто другое не соединяет и не укрепляет людей так, как Господь в Своем Таинстве. Если мы останемся без Евхаристии, без братской молитвы, если человеческое предпочтем Божественному, — горе нам! Потому что это приведет к разделению, а в разделении — погибель. Сегодня, как никогда, нам нужно единство, особенно в Церкви Божией, которую пытаются разрушить всеми возможными способами: разделить, разрознить, посеять вражду, неприязнь, непослушание, разномыслие и разногласие.
Все делается для того, чтобы Церковь перестала быть единой. Даже во времена гонений не было таких духовно изощренных нападок на Церковь, ведь тогда все было ясно: вот друг, а вот враг. Сейчас же все смешалось. Различить истину можно лишь при внутреннем свете, исходящем из сердца, а источником этого света, как я уже говорил, является Господь наш Иисус Христос.
Поэтому сегодня я благодарю всех вас, дорогие мои: владыка, братья и сестры, прихожане. Благодарю за вашу любовь, за ваше участие, за поддержку моего служения, конечно, несовершенного, но которое я стараюсь совершать в меру своих сил.
Благодарю вас за ваши молитвы и поддержку, столь необходимые в наше время. Однако вместе с молитвами важны и наши совместные труды. Как сказано в Евангелии: «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Дела милосердия, помощь нуждающимся, строительство храмов, благотворительность и верная любовь к Церкви являются живым свидетельством нашей подлинной веры.
Пусть святые мученики, чей добрый пример утверждает свет, чья кровь соединяет Церковь в единое тело, станут для нас добрым примером и молитвенными заступниками, созидающими нас для Царства Божия».