Слово по окончании Божественной литургии в Ростовском кафедральном соборе в день Успения Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Слово по окончании Божественной литургии в Ростовском кафедральном соборе в день Успения Пресвятой Богородицы
28 августа 2023 660

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Всех вас, возлюбленные братья и сестры, приветствую с праздником Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Праздник Успения, который мы отмечаем с такой торжественностью и теплотой, является при этом абсолютно непонятным для многих людей. Так происходит потому, что для человека мирского, лишенного духовного сознания, незнающего Бога, нет понятия «Успение», но есть понятие «смерть». Но разве в древности люди не знали о смерти? Конечно же, знали... Но при этом, когда Господь сталкивается с фактом смерти, он называет ее иначе, как, например, в случае воскрешения дочери Иаира, или воскрешения праведного Лазаря... 

Но почему смерть называется «успением», «сном»? Потому что мы имеем обетование, что во Второе и славное Пришествие Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа мы восстанем в обновленных телах своих. То, что умерло, не может жить, но то, что уснуло – может восстать вновь. И потому печаль учеников Спасителя, которые пришли к одру Божией Матери в тот день, не была омрачена скорбью, но была озарена светлой радостью Ее восшествия к Сыну Своему и душою, и телом. Они не видели Ее телесно, но знали, что Она разрешилась силой Божией от этого сна, который одних низводит в небытие, а других вводит в жизнь вечную.

Не было бы утешения, не было бы радости, и жизнь была бы бессмысленной, если бы мы не чувствовали то, что по отшествию от земного человеку отворяется небесное.

Конечно, наше сердце исполняется печалью, когда мы встречаем явление успения в своей жизни среди родных и близких. Но человек, который совершает поминовение усопших сродников, уже получает утешение от Господа, ведь в молитве он постигает то, что не может постигнуть умом – азы жизни вечной. В момент разлуки со сродниками сердце его исполняется утешением от осознания того, что его близкий человек отходит в жизнь вечную, на встречу с Господом.

Во вчерашнем евангельском чтении молодой, умудренный жизнью человек подошел к Спасителю и спросил: «…Учитель благой! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19:16). Вопрос был нелепым и праздным, потому что его представление о жизни вечной было представлением, в котором он может быть достойным награды за то, что он может сделать. Но греческое слово, которое обозначает «жизнь вечную», несет в себе более глубокий смысл — это жизнь, свойственная Богу.

Вся жизнь христианина наполнена этим исканием, ведь каждый из нас ищет Бога. Мы восклицаем: «Господи, как было бы хорошо, если бы мы встретились с Тобой! С какой радостью мы бы исполнили каждое Твое слово, если бы Ты открыл нам Себя в той истинной полноте, которую мы готовы воспринять». Но это не означает, что, когда Господь открывает Себя, мы следуем за Ним… Скорее мы поступаем так, как юноша из этого евангельского чтения, отходя, опечаленные, ведь слишком много имеем оков на руках и ногах: власть, богатство, имущество, обязанности… Но мы все равно продолжаем искать эту встречу со Спасителем. И через успение человек входит в эту Божественную, великую любовь. Но тогда ничто уже не омрачает его сознание, и единственная радость исполняет его: он видит то, к чему стремился.

Мне вспомнилась одна история. Некий православный архипастырь совершал свое служение в Чикаго, прожив долгую жизнь – более 90 лет. И вот, уже на смертном одре, понимая, что жизнь подходит к концу, прощался со всеми. Его духовные чада спрашивали: «Скажите, владыка, а не боитесь ли Вы этого перехода в жизнь вечную?». Тогда он сказал удивительные слова: «Как я могу бояться встретиться с Тем, о Ком я всю свою жизнь проповедовал?».

Именно эти удивительные слова дают нам осмысление и нашего собственного грядущего успения, и Успения Пречистой Богоматери, потому что в этом сне, в этом успении мы не одиноки.

Потому и празднуем Успение Божией Матери как праздник. Мы обретали Ее телесно рядом, а теперь обретаем всей Церковью, всей земной полной как нашу великую молитвенницу и ходатаицу перед Господом. От этого и радуемся, этим торжествуем, и Ее молитвами спасаемся. Аминь.»