"Семь слов Христа" в интерпретации крупнейшего композитора XX века услышала молодежь прихода

"Семь слов Христа" в интерпретации крупнейшего композитора XX века услышала молодежь прихода
18.10.2021 125

Молодежь Троицкого прихода города Батайска вместе с иеромонахом Серафимом (Баленко), в рамках программы по изучению культурного наследия России, 17 октября 2021 года посетили Ростовскую филармонию, где прошел концерт, посвященный 90-летию одной из самых крупных и глубоких композиторов второй половины XX века Софии Губайдулиной. Ее творчество известно многим по фильмам "Вертикаль" (1967), "Маугли" (мультфильм, 1971), "Чучело" (1983) и другим кинолентам.

Ростовский симфонический оркестр решил открыть этого талантливого композитора с другой стороны и представил вниманию слушателей произведение "Семь слов Христа для виолончели, баяна и струнных (1982)".

Широко известны слова Софьи Асгатовны: "Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как re-ligio — восстановление связи между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей, постоянное воссоздавание legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность — это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьёзной причины для сочинения музыки".

"Я убеждена, что без религии", — говорит Губайдулина, — "человек становится очень плоским. Он мыслит только в плоскости: причина-следствие. Только материальное остается: заработать, съесть, заработать, повеселиться, заработать, съесть… Остается эта плоскость, с которой никогда не выйти в другое измерение жизни, которое, в общем, и создало человека".

Произведение "Семь слов Христа", которое было написано еще в 1982 году, просто потрясает своим необычным музыкальным решением и глубиной. К этой теме обращались композиторы прошлых веков, в частности Генрих Шютц и Йозеф Гайдн. Однако Губайдулина по новому переосмыслила этот материал. Выразительному голосу виолончели вторит тяжелое дыхание баяна. И этот необычный дуэт просто зримо передают мучительное состояние Христа – истерзанного и униженного, его внутреннюю борьбу с человеческими слабостями, с желанием просить о спасении Бога-Отца.

Струнные: скрипки, виолончели, контрабас, помимо воли разума, рождают ощущение жары раскаленной пустыни, марево от раскаленного песка. "Пить!" – это молит истерзанное человеческое Естество Христа.

Тембр баяна, его характерные "вздохи" служат символом сострадания Отца Небесного Единородному Сыну, умирающему за грехи людей.

Несомненно, данное музыкальное произведение конца XX века сложно для восприятия, особенно людям не знакомым с Евангельскими событиями. Но именно столкновение с неизвестным, сложным, вызывает желание изучить и понять культуру своей страны, формирует художественный вкус и интеллектуальный кругозор.


Галерея