Исторический очерк

ДОНСКАЯ И НОВОЧЕРКАССКАЯ ЕПАРХИЯ

Освящение Вознесенского войскового собора в Новочеркасске. Фотография. 1905 г. (ГПИБ)

Освящение Вознесенского войскового собора в Новочеркасске. Фотография. 1905 г. (ГПИБ)

РПЦ, учреждена 5 апр. 1829 г. как Новочеркасская и Георгиевская, с 17 июля 1842 г. Донская и Новочеркасская, упразднена в 1935 г. 

При открытии епархии ее территория включала землю Войска Донского (с 1870 обл. Войска Донского), Кавказскую обл. и земли Черноморского казачьего войска (Черноморию). Указом от 17 июля 1842 г. из Новочеркасской епархии на землях Черноморского казачьего войска и Сев. Кавказа была выделена Кавказская и Черноморская епархия. 19 мая 1887 г. решением Гос. совета к обл. Войска Донского были присоединены входившие в Екатеринославскую губ. города Ростов-на-Дону и Нахичевань, посад Азов, бывш. Ейское укрепление, Ростовский у. и Таганрогское градоначальство, включавшее Таганрог и волости Мыс-Добронадеждинскую, Никольскую, Троицкую, Покровскую и Преображенскую. Присоединенные местности образовали Ростовский и Таганрогский округа, в церковном отношении оставшиеся в юрисдикции Екатеринославского архиерея. Войсковое правительство и Донское епархиальное управление неоднократно поднимали вопрос о передаче этих территорий Донской епархии, но положительного решения не последовало. 1 апр. 1911 г. было учреждено Таганрогское викариатство (см. Приазовское и Таганрогское вик-ство) Екатеринославской епархии. Предлагалось создать на территории Ростовского и Таганрогского округов самостоятельную кафедру с центром в Ростове-на-Дону. В ответ на этот проект Екатеринославского владыки донское духовенство направило в Синод прошение «открыть викарийство при Донском архипастыре».  Синод не удовлетворил оба ходатайства. В 1917 г. на данной территории была создана Ростовская епархия. 


РОСТОВСКАЯ И НОВОЧЕРКАССКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, образована в 1919 году. В 1919-1948 гг. именовалась Ростовской и Таганрогской, в 1948-1954 гг.- Ростовской и Новочеркасской, в 1954-1957 гг.-Ростовской и Каменской

Предыстория. 

Территория совр. Р. и Н. е. имеет сложную историю формирования. В 1937 г. учреждена Ростовская обл.; в 1943 г. возобновлена Ростовская епархия, в состав к-рой вошла прекратившая существование в 1936 г. Ростовская и Таганрогская епархия, а также часть бывш. Донской и Новочеркасской епархии.

Предыстория центральной в административном смысле части Ростовской и Новочеркасской епархии связана с завоеванием и освоением северо-восточного Приазовья по инициативе царя Петра I Алексеевича и с заселением Новороссии императрицей Екатериной II Алексеевной. Первые попытки закрепления в северо-восточном Приазовье относятся к 1637 году, когда донскими казаками была захвачена турецкая крепость Азак (Азов). Через эту крепость проезжали, следуя на Восток и обратно, иерархи Русской Церкви.

В Азаке существовала греческая церковь во имя святого Иоанна Предтечи. Предположительно, храм был построен в 1471 году, однако существуют мнения о его более древнем происхождении. После взятия Азака в 1637 году казаки по обету возродили Иоанно-Предтеченскую церковь, а также построили Никольскую церковь, которая выполняла функции часовни без антиминса. В 1641 году Азов был возвращен Османской империи.

В результате Азовского похода 1696 года царем Петром I вновь был взят Азак. Разрабатывая стратегию освоения северо-восточного Приазовья, царь реализовал идею Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары, который в 1700 году предлагал сделать Азов торговым городом и учредить там епархию.

В 1701 году царь лично, без соборного решения русских иерархов, учредил первую в Приазовье самостоятельную епархию, названную Азовской и Донской. Епархиальным архиереем был определен митрополит Парфений (Небоза). Резиденцией митрополита по указу Петра I назначен построенный в 1700 году на месте разрушенной во время взятия Азова в 1696 году греческой церкви во имя св. Иоанна Предтечи азовский во имя Иоанна Предтечи муж. мон-рь.

Кроме монастыря, после второго Азовского похода по указу царя в северо-восточном Приазовье были основаны и построены: соборная церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы в мечети турецкой крепости Азак (1696) и Троицкая церковь в Троицкой крепости на Таганьем Роге (ныне Таганрог) (1699).

Предпринятые Петром I попытки устройства церковной жизни в северо-восточном Приазовье не увенчались успехом. Продолжение русско-турецких войн и заключение в 1711 году Прутского мира, по которому Азов и Таганрог отошли Турции, стали причинами прекращения церковной жизни в регионе. Только в 1739 году Азов окончательно отошел России и по настоянию Воронежского епископа Иоакима (Струкова) был включен в состав Воронежской епархии. В 1770 году последовал повторный указ о присоединении Азова и Таганрога к Воронежской епархии.

Во второй половине XVIII века началось активное заселение Новороссии. 22 марта 1764 года была образована Новороссийская губерния, в состав которой вошли земли северо-восточного Приазовья. После заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Османской империей (1774) 14 февраля 1775 года была учреждена Азовская губерния, включившая северо-восточное Приазовье.

9 февраля 1775 года была учреждена Славянская и Херсонская епархия (с 1783 года — Екатеринославская и Херсонеса Таврического епархия, название которой впоследствии неоднократно менялось), ставшая центром церковной жизни региона.

В 1761 году по приказу императрицы Елизаветы Петровны была основана крепость в честь святителя Димитрия Ростовского, которая стала предтечей Ростова-на-Дону. До 1919 года церкви северо-восточного Приазовья входили в состав Екатеринославской епархии.

В мае 1910 года Ростовская городская дума подняла перед Синодом вопрос об учреждении в северо-восточном Приазовье самостоятельной епархии с центром в Ростове-на-Дону. Однако Синод не рассмотрел обращение думы.

Учреждение в 1911 году Таганрогского викариатства Екатеринославской и Мариупольской епархии не удовлетворило граждан Таганрога, желавших учреждения самостоятельной епархии, и городскую власть Ростова-на-Дону, с точки зрения которой именно Ростов-на-Дону должен был стать центром викариатства. Решение Синода не удовлетворило и войсковое правительство Области Войска Донского, на территории которой находилось вик-ство.

1912 году по инициативе таганрогского городского головы И. Е. Платонова был поднят вопрос об образовании самостоятельной Приазовской епархии с центром в Таганроге. Заручившись поддержкой архиепископа Донского и Новочеркасского Владимира (Синьковского), наказной атаман Войска Донского направил соответствующее прошение в Синод, однако оно было отклонено.

В феврале 1913 года по инициативе гласного Ростовской городской думы И. С. Кошкина в Синод было направлено ходатайство об учреждении самостоятельной Азовской епархии с центром в Ростове-на-Дону. Необходимость ее создания объяснялась значительным числом православного населения города и примыкающего к нему Нахичевани-на-Дону, удаленностью от епархиального центра в Екатеринославе, отсутствием «торжественного епископского богослужения в благолепных храмах» и распространением сектантства.

21 марта 1913 года Синод рассмотрел поданное Кошкиным прошение, постановив передать его «на заключение» епископу Екатеринославскому и Мариупольскому Агапиту (Вишневскому) и на обсуждение епархиального съезда. Съезд признал, что удовлетворение ходатайства нанесет значительный материальный ущерб Екатеринославской епархии. Епископ Агапит поддержал это мнение.

Синод, сообщив Ростовской городской думе решение съезда и епископа Агапита, указал, что «находит соответствующим» учредить в Ростове-на-Дону викариатство «с предоставлением епископу особых полномочий». 25 февраля 1914 года городская дума, заслушав указ Синода и доклад Кошкина, признала желательным учреждение в Ростове-на-Дону викариатства «с особыми полномочиями» и постановила выделить из городского бюджета 25 тысяч рублей на строительство дома для епископа и канцелярии, а на содержание епископа и канцелярии ежегодно отчислять по 12 тыс руб.

После получения гарантий финансирования в Синоде с 1915 года началась разработка проекта учреждения самостоятельной Приазовской епархии с викарной кафедрой в Ростове-на-Дону. Этому способствовало создание «Комиссии по вопросу об увеличении в Российской Церкви числа епархий и о более удобном распределении границ некоторых существующих ныне обширных епархий», которую возглавил митрополит Петроградский Питирим (Окнов).

6–11 июля 1916 года, по итогам работы комиссии, Синод постановил выделить Ростовский и Таганрогский округа из состава Екатеринославской епархии в самостоятельную Приазовскую епархию. Её архиерей должен был носить титул «Приазовский и Таганрогский», а епархиальным центром был избран Таганрог. В Ростове-на-Дону планировалось учреждение полусамостоятельного викариатства «по изыскании на это средств». Хозяйственному управлению Синода было поручено разработать законопроект об утверждении Приазовской епархии и Ростовского викариатства при ней.

9 августа 1916 года наказной атаман Войска Донского граф М. Н. Граббе ходатайствовал перед митрополитом Питиримом о содействии в скорейшем решении вопроса об учреждении Приазовской епархии. Однако окончательное решение так и не было принято, и самостоятельная Приазовская епархия учреждена не была.

Синодальным указом от 30 сентября 1916 года духовенству пяти благочиннических округов Екатеринославской епархии, входивших в состав Области Войска Донского, было предписано «состоять в ведении» Приазовского и Таганрогского епископа. На тот момент этот титул носил священномученик Иоанн (Поммер), который официально стал именоваться «Приазовским и Таганрогским» с 5 октября того же года. Его деятельность регулировалась типовой «Инструкцией викарным епископам с особыми в епархиях полномочиями».

Ростовская и Таганрогская епархия в 1919 – начале 1920 годов

Вопрос об учреждении самостоятельной Ростовской и Таганрогской епархии на территориях, неподконтрольных большевикам землях Всевеликого Войска Донского был поднят во время гражданской войны, в мае 1919 г., на Юго-Восточном Русском церковном Соборе (ЮВРЦС) в Ставрополе. На Соборе председательствовал митр. Донской и Новочеркасский Митрофан (Симашкевич; избран Собором председателем Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России), присутствовали еп. Приазовский и Таганрогский Арсений (Смоленец) и представлявший интересы Приазовского и Таганрогского викарства профессор Донского (Варшавского) университета П. В. Верховский. 

Обосновывая необходимость преобразования Приазовского и Таганрогского викариатства в самостоятельную епархию, Верховский указывал на следующие обстоятельства: этот вопрос возник давно, но принятию положительного решения помешали революционные события 1917 г.; викарство «обнимает собой компактную территорию в 5 благочиннических округов, удобно превращающуюся в самостоятельную епархию»; обладающий широкими полномочиями Таганрогский викарий, согласно синодальной инструкции, «не ведает лишь дел бракоразводных, судебных и метрических», что «мешает ведению дел местного церковного управления», а предоставление викарию перечисленных полномочий «равносильно дарованию епархии самостоятельности»; в случае учреждения самостоятельной епархии, о чем ходатайствовало и Ростовское городское самоуправление, «последним будут предоставлены епархии участок земли и все необходимые на это дело средства». 

22 мая 1919 г. ЮВРЦС утвердил преобразование Приазовского и Таганрогского викариатства в самостоятельную Ростовскую и Таганрогскую епархию, ее границы совпадали с границами викарства, архиерей должен был пребывать в Ростове-на-Дону. На Ростовскую кафедру назначен еп. Арсений (Смоленец). После завершения ЮВРЦС и возвращения Ростовского еп. Арсения из Ставрополя в Ростове-на-Дону был учрежден епархиальный совет (окончательно сформирован не был из-за затруднений, вызванных гражданской войной). Он разместился на подворье ростовского собора в честь Рождества Пресв. Богородицы.


Ростовская и Таганрогская епархия в 1920 - 2-й пол. 30-х гг. ХХ в.

По сравнению с дореволюционным периодом к 1921 г. количество приходов на территории Ростовской епархии осталось практически неизменным. В 1913 г. в Таганрогском викариатстве насчитывался 81 приход. В 1921 г. в Ростовской епархии было 4 благочиннических округа и 83 церкви: в 3 благочиниях насчитывалось 65 храмов, в Таганрогском городском благочинии - 18 храмов.

4 марта 1922 г. в Ростове-на-Дону при Донисполкоме была учреждена Комиссия по изъятию церковных ценностей под председательством секретаря Донкомпомгола, члена ВЦИК А. И. Муралова. В течение 5 дней комиссия вела переговоры с духовенством Ростова-на-Дону. На одной из встреч представитель Ростовского еп. Арсения (Смоленца) прот. Константин Молчанов заявил, что изъятие церковных ценностей в пользу голодающих «не противоречит религиозным воззрениям и обрядам» и что духовенство возьмет на себя обязательство разъяснить прихожанам значение декрета.

Изъятие церковных ценностей из храмов епархии началось 11 марта 1922 г. с ростовского кафедрального собора в честь Рождества Пресв. Богородицы. При попытке изъять ценности прихожане собора избили членов комиссии. Решающую роль в прекращении избиения сыграли протоиерей собора Иоанн Цариненко и протодиакон Димитрий Новочадо, последний спас жизнь председателю комиссии Муралову и нескольким ее членам, которых он провел в алтарь. После этого инцидента изъятие церковных ценностей было приостановлено на несколько дней. 12 марта 1922 г. в газете «Трудовой Дон» опубликован приказ Дон-исполкома, разъясняющий смысл изъятия церковных ценностей и его правомочность с точки зрения советского законодательства. 

14 марта 1922 г. Муралов опубликовал в той же газете обращение к народу, после чего процесс изъятия возобновился. Первый этап кампании завершился 21 марта 1922 г. За исключением инцидента в ростовском кафедральном соборе, конфискация ценностей проходила без существенных эксцессов, при этом «по наставлению комиссии» верующим предоставлялась возможность заменять предметы культа равноценным количеством золота или серебра. По завершении первого этапа изъятия церковных ценностей в Донской области была проведена агитационная кампания, в рамках которой на предприятиях, в военных частях и учебных заведениях принимались резолюции о необходимости конфисковать церковные ценности в помощь голодающим. 

Второй этап изъятия начался 1 мая 1922 г., был отмечен фактами сокрытия церковных ценностей и сопротивления верующих. Наибольшее сопротивление конфискации ценностей оказывали прихожане-крестьяне храмов бывшего Таганрогского округа, в указанное время относившегося к Донецкой губернии УССР. На территории Донской области церковные ценности продолжали реквизировать до конца августа 1922 г. Изъятие церковных ценностей в бывшем Таганрогском округе официально завершилось 23 июня 1922 г., однако в конце 1923 — начале 1924 г. здесь имело место «доизъятие». Эксцессы второго этапа изъятия церковных ценностей послужили поводом для привлечения к суду Ростовского епископа Арсения (Смоленца) и группы верующих, 11 августа 1922 г. в Ростове-на-Дону в здании театра К. Маркса началось публичное слушание дела епископа Арсения «по обвинению в контрреволюции, сопротивлении исполнения декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей и контрреволюционной пропаганде и агитации».

Вместе с архиереем перед судом предстали 36 человек (прот. К. Молчанов, ключарь ростовского кафедрального собора прот. И. Цариненко и другие духовные лица и миряне). Еп. Арсению ставились в вину призывы к духовенству не участвовать в изъятии церковных ценностей, организация беспорядков при попытке реквизировать ценности из кафедрального собора, участие архиерея в ОВРЦС. Прот. К. Молчанова обвиняли в том, что во время пребывания белых войск в Донской области он вместе с еп. Арсением преподнес ген. А. И. Деникину икону вмч. Георгия Победоносца «в знак победы над большевиками», а также в том, что он сотрудничал с журналом «Церковь и жизнь». Прот. И. Цариненко и 2 мирян обвинили в «организации беспорядков». В результате 9-дневного процесса еп. Арсений был признан виновным «в сознательном участии в контрреволюционных действиях, недонесении властям о контрреволюционной организации... в сопротивлении распоряжениям рабоче-крестьянской власти и распространении воззваний патриарха Тихона о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Его приговорили к расстрелу, но, «приняв во внимание искреннее раскаяние и амнистию ВЦИК» по случаю годовщины Октябрьской революции, ревтрибунал заменил расстрел 10 годами тюремного заключения «со строгой изоляцией». Остальные подсудимые были приговорены к разным срокам тюремного заключения (некоторые — условно).

Предпосылкой для распространения обновленчества на территории Ростовской и Таганрогской епархии стало несогласие части духовенства с позицией еп. Арсения (Смоленца) по вопросу изъятия церковных ценностей. 26 апреля 1922 г. на собрании духовенства и мирян Ростова и Нахичевани-на-Дону был создан временный исполнительный комитет. 14 мая 1922 г. еп. Арсений издал указ с требованием «не входить в сношения с самочинным бюро». 17 мая исполнительный комитет в газете «Трудовой Дон» опубликовал заявление против князей церкви, в котором содержался призыв к приходскому духовенству признать власть комитета (признание осуществлялось путем дачи подписки). К 20 мая большинство священно- и церковнослужителей Ростовского округа дали требовавшуюся подписку. К 30 мая 1922 года программа комитета приняла ярко выраженный обновленческий характер. К 14 июня аналогичные комитеты были созданы в Азове и Таганроге. Вероятно, в том же месяце сочувствовавшее обновленчеству духовенство Ростовской епархии просило временно возглавить епархию Аксайского епископа Митрофана (Гринёва), однако он ответил отказом, объяснив его несогласием с обновленческой программой, принятой комитетом.

Во второй половине июня комитет начал формировать группу делегатов для поездки в Москву с целью «ознакомления с работой» обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). В качестве делегатов комитетом рассматривались видные ростовские священнослужители, в том числе прот. Иоанн Жежеленко, протоиерей Никольской церкви Алексий Трифильев и протодиакон кафедрального собора Д. Новочадов. Однако названные священнослужители, получив предложение войти в делегацию, 31 июля 1922 года подали в комитет заявление с категорическим отказом признавать ВЦУ «по долгу христианской совести». 21 июля 1922 года временное управление Ростовской епархией ВЦУ вверило обновленческому Царицынскому епископу Модесту (Никитину).

В августе 1922 года от обновленческого исполнительного комитета отделилась община Никольской церкви Ростова-на-Дону. Ее члены заявили, что община относится к юрисдикции Киевского патриарха, при этом за богослужением помимо него поминались пребывавший под арестом патриарх Московский и всея России святитель Тихон (Беллавин) и епископ Арсений (Смоленец). К октябрю 1922 года от ростовского обновленческого комитета и епископа Модеста отделились еще три ростовских прихода. Они объединились в «религиозный союз» под названием «Единая Святая Соборная Апостольская Церковь».

7 сентября 1922 года епископ Модест (Никитин) прекратил временно управлять обновленческой Ростовской епархией. 15–18 ноября того же года в Александро-Невском соборе Ростова-на-Дону состоялся I обновленческий съезд духовенства и мирян Ростовской и Таганрогской епархии. Председательствовал на съезде проживавший с 1922 года в Таганроге и под давлением Донского отдела ГПУ уклонившийся в раскол Прилукский епископ Феофилакт (Климентьев). 16 ноября съезд избрал его временно управляющим епархией и председателем созданного тогда же Ростовского ЕУ. Очевидно, вследствие разногласий между обновленческими группировками «Живая церковь» и «Союз церковного возрождения» (ко времени проведения Ростовского съезда под влиянием властей группировки примирились, но до Ростова, вероятно, известие об этом еще не дошло), съезд признал Ростовскую епархию автономной, не подчиняющейся ВЦУ, и отказался от проведения в жизнь постановлений, выработанных в августе 1922 года на съезде «Живой церкви» в Москве и предписанных ВЦУ к выполнению на местах. Для реализации требуемого властями «обновления» Церкви съезд утвердил программу, выработанную на собраниях ростово-нахичеванского духовенства 5 и 31 июля 1922 года.

В конце 1922 — начале 1923 года по инициативе Донского отдела ГПУ были арестованы сопротивлявшиеся обновленчеству клирики Ростовской и Таганрогской епархии прот. А. Трифильев, свящ. Павел Чехранов и протодиакон Д. Новочадов. Вместе с ними были арестованы и осуждены представители духовенства Донской и Новочеркасской епархии: Аксайский епископ Митрофан (Гринёв) и священники Владимир Волагурин и Иоанн Артемьев, открыто выступившие против обновленческого Донского епископа Мелхиседека (Николаева). Упомянутые духовные лица отбывали заключение в СЛОН.

После обновленческого собора, заседавшего в Москве с 29 апреля по 9 мая 1923 года, все приходы Ростова-на-Дону признали раскольничий синод (до 8 августа 1923 года именовался Высшим церковным советом (ВЦС)). 14 июня 1923 года в ростовском кафедральном соборе состоялся обновленческий съезд духовенства и мирян, на котором выступали видные обновленцы прот. В. Чернявский (участвовал в московском раскольническом соборе 1923 г.) и прот. А. Гурич. Они сообщили съезду о постановлении собора о переходе на новый стиль, подтвердили принадлежность ростовского духовенства к «умеренному обновленчеству» и призвали руководствоваться программой «Союза общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ) «с правом самоопределения по церковным вопросам, не внося никаких изменений в богослужение и сохранив славянский язык в возможно полной мере». Съезд избрал епархии архиереем еп. Феофилакта (Климентьева) с титулом «Ростовский и Азовский». Также съезд постановил пригласить в Ростов-на-Дону главу СОДАЦ прот. А. И. Введенского «для прочтения ряда лекций по апологетике и вопросам церковного обновления». В сент. 1923 г. Введенский провел в городе диспут.

11 авг. 1923 г. оставшийся верным канонической Церкви ростовский прот. И. Цариненко писал патриарху о том, что в Ростове «ныне ни одной православной церкви, исключая Греческую, в которой служба совершается на греческом языке, что составляет скорбь верующих русских людей, посещающих эту церковь», верность Патриаршей Церкви сохранили лишь 2 ростовских протоиерея и 2 находившихся в заключении священника, а «Православной службы, кроме греческой, в г. Ростове нет».

9 сент. 1923 г. еп. Феофилакт (Климентьев) скончался. В том же месяце на Ростовскую и Азовскую раскольничью кафедру был определен «архиепископ» Назарий (Андреев), возглавлявший ее до окт. 1925 г. В дальнейшем Ростовскую обновленческую кафедру занимали «митрополит» Ростовский и Северо-Кавказский Константин Спасский (10 окт. 1925 - 2 февр. 1927) и «митрополит» Ростовский и Кавказский (с марта 1934 Ростовский и Азово-Черноморский) Петр Сергеев (2 февр. 1927 - 24 сент. 1937). 6-7 сент. 1927 г. в Александро-Невском соборе состоялся последний обновленческий епархиальный съезд духовенства и мирян, констатировавший неустойчивое положение обновленцев в Ростовской епархии: в Ростове им принадлежали лишь Александро-Невский собор, Всехсвятская церковь и 2 часовни. В 1924-1934 гг. обновленческая Ростовская епархия входила в состав раскольничьей Северо-Кавказской (в 1927-1929 Кавказской) митрополии (митрополичьего округа), в 1934-1937 гг. - в состав Азово-Черноморской митрополии. Центром обновленческой митрополии был Ростов-на-Дону. Кафедральным собором митрополии до закрытия в 1936 г. являлся ростовский Александро-Невский собор. С 24 нояб. 1924 по 10 окт. 1925 г. раскольничьей митрополией руководил Московский «митрополит» Серафим (Руженцев), затем - главы обновленческой Ростовской епархии.

К 14 июня 1922 г. в Таганроге был создан исполнительный комитет, подчинявшийся Ростовскому обновленческому комитету. Первый обновленческий съезд духовенства и мирян в Таганроге прошел 9 нояб. 1922 г. по предложению Ростовского раскольничьего ЕУ. Съезд учредил церковный комитет, в дальнейшем взявший на себя функции ЕУ. В марте 1923 г. было учреждено Таганрогское викарство обновленческой Ростовской епархии, которое возглавил еп. Александр (Бялозор). В июне 1923 г. таганрогские приходы добивались образования самостоятельной Таганрогской епархии, но на обновленческом съезде, проходившем 14 июня в Ростове-на-Дону было решено «просить высший церковный совет не утверждать проект отделения Таганрогского округа». 30 сент. того же года еп. Александр (Бялозор) был почислен на покой по болезни и поселился в Ейске. В тот же день самостоятельную Таганрогскую обновленческую епархию возглавил Таганрогский и Приазовский «архиепископ» Владимир (Кириллов), тогда же он встал во главе обновленческого Таганрогского ЕУ. Кафедра глав обновленческой Таганрогской епархии располагалась в Успенском соборе Таганрога, одновременно они были настоятелями Крестовоздвиженской архиерейской церкви. «Архиепископ» Владимир стремился насаждать в церковной жизни новый стиль, при нем к раскольничьей Таганрогской епархии был присоединен ряд обновленческих приходов Донской и Новочеркасской епархии. Он управлял обновленческой Таганрогской епархией до 5 авг. 1924 г. Затем епархию возглавляли еп. Александр (Бялозор; 5 авг.— 11 нояб. 1924, в. у.) и «епископ» Александр Шубин (11 нояб. 1924 - 1928; 24 авг. 1926 стал «архиепископом»). Обновленческая Таганрогская епархия входила в состав раскольничьей Северо-Кавказской митрополии (митрополичьего округа). В апр. 1926 г. укр. обновленческий синод отделил от Таганрогской епархии в свою пользу 12 приходов Ио-лодаевского благочиния, в результате чего епархия начала испытывать финансовые трудности. С 1 мая она состояла из 31 общины. Эти общины были объединены в 5 благочиний. В 1928 г. приходы обновленческой Таганрогской епархии воссоединились с раскольничьей Ростовской епархией. Со времени появления обновленчества в Таганроге расколу активно противостояли прот. Александр Юшков и основанная еп. Арсением (Смоленцом) монашеская община во главе с иеромонахом (с 26 дек. 1924 игумен, с 7 апр. 1925 архимандрит) Иосифом (Черновым). Некоторые не желавшие подчиняться обновленцам приходы Таганрога и окрестностей окормляли Екатеринославские архиереи.

6 июля 1927 г. было учреждено Азовское викариатство Ростовской епархии, которое возглавил еп. Серафим (Силичев). 13 июля того же года еп. Арсений (Смоленец) был назначен на Минскую кафедру, временное управление Ростовской епархией вверено Азовскому еп. Серафиму. 27 октября того же года он был определен Ростовским и Таганрогским епископом. С 28 октября того же года до 12 марта 1929 г. также временно управлял Донской епархией, 24 апреля 1929 г. возведен в сан архиепископа. 4 ноября 1931 г. архиеп. Серафим был арестован. Весь период пребывания на Ростовской кафедре он возносил за богослужением имя только патриаршего местоблюстителя Крутицкого митр. сщмч. Нетра (Полянского) и воздерживался от поминовения его заместителя - митр. Сергия (Страгородского). Так же поступало и подчиненное архиеп. Серафиму. Духовенство. Позднее на допросе архиерей показал, что не считал вопрос поминовения принципиальным и сослался на угрозы. 17 (4?) ноября 1931 г. временное управление Ростовской епархией было поручено Ейскому епископу Николаю (Амасийскому). 22 ноября 1933 г. он был назначен епископом Ростовским и Таганрогским, в 1934 г. возведен в сан архиепископа, 23 мая 1935 г. арестован. После этого приходы Ростовской епархии окормлял Таганрогский епископ Иосиф (Чернов); Таганрогское викариатство Ростовской епархии было возобновлено с его архиерейской хиротонией 27 ноября 1932 г. 27 декабря 1935 г. епископ Иосиф был арестован. В январе 1936 г. на Ростовскую кафедру был назначен архиепископ Дионисий (Прозоровский); он поселился у сестры в поселке Батайск (с 1938 года — город Ростовской области). Однако местные власти отказали ему в прописке, и в конце февраля 1936 г. он был вынужден выехать в Москву к митрополиту Сергию (Страгородскому) за новым назначением. Вскоре он вернулся в Ростов-на-Дону, где 15 марта того же года был арестован, после чего Ростовская кафедра несколько лет не замещалась.


Ростовская епархия в 1941-2020 гг.

К 1941 году в Ростовской области, по официальным данным, действовал единственный храм — в честь Преображения Господня в хуторе Обуховка Азовского района. Во время Великой Отечественной войны значительную часть территории, образованной в 1937 году Ростовской области, оккупировали немецкие и румынские войска.

За время оккупации на территории Ростовской области были открыты 243 церкви. К церковному служению в 1942 году вернулось лишь незначительное число клириков, служивших в Ростовской и Донской епархиях до 20-х годов ХХ века. Основную часть клира составляли священнослужители, оказавшиеся на территории региона по причине поиска мест при еще не закрывшихся храмах, поселившиеся здесь после отбытия административной высылки.

Епископ Елевферий (Воронцов) воссоединял с Церковью клириков, уклонившихся в обновленческий и григорианский расколы. В 1944 году при регистрации открывшихся в 1941–1944 гг. церквей уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви было зарегистрировано 196 клириков Ростовской и Таганрогской епархии, в том числе 38 протоиереев, 134 священника, 11 иеромонахов и 13 диаконов. 5 апреля 1946 года епископ Елевферий был назначен архиепископом Пражским и Чешским, экзархом Московской Патриархии в Чехословакии. 14 апреля 1946 года во епископа Ростовского и Таганрогского был хиротонисан Серафим (Шарапов). Он ходатайствовал перед патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским) об открытии Ростовской духовной семинарии. 15 января 1947 года патриарх перенаправил председателю Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпову ходатайство еп. Серафима об открытии семинарии с сообщением о том, что в Ростове-на-Дону "имеется помещение, административный и преподавательский состав, приобретена учебная и фундаментальная библиотека (более 450 томов)". Патриарх дважды (15 янв. и 6 мая 1947) присоединился к ходатайству Ростовского епископа. Совет по делам РПЦ счел возможным открыть Ростовскую ДС, однако 15 окт. 1947 г. Карпова известили о том, что Совет министров посчитал это «нецелесообразным». 30 окт. 1947 г. еп. Серафим был переведен на Ульяновскую кафедру. В тот же день на Ростовскую кафедру назначен еп. Сергий (Ларин). Вместе с ним в Ростов-на-Дону прибыл игум. Пимен (Извеков; указом Ростовского епископа от 9 марта 1948 был назначен секретарем Ростовского ЕУ, ключарем и 2-м священником кафедрального собора в честь Рождества Пресв. Богородицы); в 1971-1990 патриарх Московский и всея Руси). В конце июня 1948 г. игум. Пимен стал членом епархиального совета. Благодаря еп. Сергию в Ростовской обл. была прекращена деятельность последнего обновленческого священника. По ходатайству еп. Сергия Ростовская и Таганрогская епархия 24 февр. 1948 г. была переименована в Ростовскую и Новочеркасскую. 19 окт. 1949 г. еп. Сергий был назначен управляющим Житомирской епархией, на Ростовскую кафедру определен еп. Николай (Чуфаровский). В 1950 г. еп. Николаю удалось впервые после войны провести ремонт кафедрального собора. 27 марта 1951 г. еп. Николай был перемещен на Рязанскую кафедру. Митр. Вениамин (Федиенков; 27 марта 1951 - 28 нояб. 1955) стремился восполнить нехватку священнослужителей путем приглашения клириков из других епархий. С 1951 по 1955 г. в клир Ростовской епархии были зачислены священнослужители из 23 областей СССР, большинство из которых было выходцами с Зап. Украины.

13 нояб. 1964 г., после отстранения Хрущёва от власти, патриарх Алексий I передал председателю Совета по делам РПЦ В. А. Куроедову копию прошения верующих Ростова-на-Дону с жалобами на факты притеснения верующих и нарушения их прав. Авторы прошения утверждали, что Ростовский архиеп. Иероним (Захаров) «окончательно разрушил» епархию, работает «в полном контакте с уполномоченным по разложению православной общины и закрытию храмов». Верующие жаловались на сокращение богослужений в кафедральном соборе (службы совершались только в выходные дни, требы — в часовне ежедневно, кроме понедельника и вторника), на запрет несовершеннолетним посещать собор даже в сопровождении родителей, на запрет в епархии крестить детей старше года, на закрытие ряда храмов епархии под предлогом отсутствия у священников регистрации (священники получали отказы в выдаче регистрации). Авторы прошения указывали, что многократно обращались по этим вопросам к епархиальному начальству, но архиеп. Иероним (который, как отмечалось в прошении, «больше живет в Рязани, а не в Ростове») верующих не принял. Из Совета по делам РПЦ патриарх получил ответ, что в вопросе увеличения количества богослужений в ростовском кафедральном соборе «препятствий со стороны уполномоченных Совета не было и не будет»(Письма патр. Алексия І).

С 1 дек. 1970 по 31 мая 1973 г. Ростовскую кафедру возглавлял архиеп. Владимир (Котляров). На 1 янв. 1971 г. в епархии было 65 храмов, 63 священника и 9 диаконов. На 1 янв. 1972 г. числились 62 храма, 59 священников, 8 диаконов. При архиеп. Иоасафе (Овсянникове; 31 мая 1973 - 2 апр. 1982; до 10 апр. 1977 в сане епископа) на 1 дек. 1976 г. в епархии было 63 храма, столько же священников, 7 диаконов, в 1977 г. - 65 священников, 7 диаконов и 8 псаломщиков; на 10 янв. 1978 г. в епархии 7 священников являлись кандидатами богословия. На 1 июля 1979 г. в епархии действовали 64 храма, были зарегистрированы 66 священников и 6 диаконов. На 1 янв. 1980 г. количество храмов и число зарегистрированных священников не изменились, диаконов стало на одного больше. Архиеп. Иоасаф скончался во время пребывания на Ростовской кафедре и был погребен у алтарной стены кафедрального собора. Через год после прибытия на кафедру митр. Владимира (Сабодана; 16 июля 1982 - 27 мая 1992) возобновились посещения кафедрального собора иностранными делегациями. В 1985 г. состоялось празднование в честь 125-летия освящения кафедрального собора в честь Рождества Пресв. Богородицы. В числе присутствовавших на торжестве иерархов был Таллинский и Эстонский митр. Алексий (впоследствии патриарх Московский и всея Руси Алексий II). В том же году по случаю 50-летнего юбилея митр. Владимира ростовский кафедральный собор посетил митр. Сурожский Антоний (Блум). 5 мая 1989 г. во епископа Азовского, викария Ростовской и Новочеркасской епархии, хиро-тонисан архим. Сергий (Полеткин; ныне митрополит). После его перевода 23 февр. 1993 г. на Самарскую кафедру Азовские викарии не назначались. При митр. Владимире в епархии начало возрождаться монашество. В 1991 г. по постановлению Синода учрежден Иверский женский монастырь. С 23 февр. 1993 по 27 дек. 1995 г. Ростовскую епархию повторно возглавлял митр. Владимир (Котляров). В апр. 1994 г. по инициативе архим. Модеста (Потапова; 1926–2002) был зарегистрирован Старочеркасский Ефремовский в честь Донской иконы Божией Матери мужской монастырь, архим. Модест стал первым наместником возрожденной обители. В сентябре того же года учреждено Ростовское Духовное Управление с миссионерской направленностью, которое располагалось на подворье кафедрального собора. Оно действовало до 2010 года. В ноябре 1995 года начали проводить Димитриевские образовательные чтения.

При архиеп. Пантелеимоне (Долганове; 27 декабря 1995 – 27 июля 2011; до 23 февраля 1996 в сане епископа), в 1999 году завершилось восстановление колокольни кафедрального собора, частично разрушенной в 1942 году советскими войсками при отступлении. На колокольне были подняты отлитые в Воронеже по заказу администрации Ростова-на-Дону колокола. Колокольню 21 сентября 1999 года освятил патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время визита в Ростов-на-Дону по случаю празднования 250-летия города. Но постановлением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) и Синода от 6 октября 2010 года Ростовское миссионерское ДУ было преобразовано в Донскую Духовную семинарию, патриаршим указом от 18 октября того же года ректором семинарии назначен архиеп. Пантелеимон.

С 27 июля 2011 года Ростовскую и Новочеркасскую епархию возглавляет митр. Меркурий (Иванов; до 8 октября 2011 года в сане епископа). В тот же день Синод постановил выделить из Ростовской и Новочеркасской епархии Шахтинскую и Миллеровскую епархию, а также Волгодонскую и Сальскую епархию. 6 октября того же года была образована Донская митрополия, в состав которой вошли упомянутые епархии. С того же дня Донскую митрополию возглавляет митр. Меркурий.

13 марта 2011 года в Ростовскую и Новочеркасскую епархию прибыл пояс Пресвятой Богородицы. С 2013 года по инициативе митр. Меркурия в первое воскресенье сентября в Донском Старо-черкасском Ефремовском мужском монастыре проводятся ежегодные торжества, посвященные Донской иконе Божией Матери. 28 марта 2014 года, по ходатайству митр. Меркурия, указом Патриарха Кирилла Вознесенскому собору города Новочеркасска (в прошлом — кафедральный собор Донской и Новочеркасской епархии) был присвоен статус Патриаршего, и он стал именоваться Патриарший Вознесенский войсковой всеказачьий собор.

6 мая 2015 г. по благословению Патриарха в Ростов-на-Дону был передан список Донской иконы Божией Матери. Икона пребывает в кафедральном соборе, перед ней ежедневно совершаются молебны с акафистом. По инициативе митр. Меркурия летом 2016 г. к ведению Комиссии по канонизации святых Донской митрополии были отнесены деятельность аналогичных комиссий Волгодонской и Шахтинской епархий, подготовка богослужебных текстов для празднования памяти святых, разработка иконографии, сбор архивных документов для подготовки будущих канонизаций.

2-3 февраля 2016 г. определением Архиерейского Собора РПЦ было совершено общецерковное прославление прав. Павла Таганрогского (Стожкова). Определением Синода от 15 октября 2018 г. к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской был причислен свящ. сщмч. Константин Верецкий (Ростовский).

16 сентября 2018 г. по благословению митр. Меркурия иконописцами под надзором архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии была воссоздана утраченная в советский период Аксайская икона Божией Матери (пребывает в Одигитриевской церкви г. Аксай).

С 2011 г. велась подготовка к реставрации кафедрального собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Ростове-на-Дону, тогда же при губернаторе Ростовской области был создан попечительский совет. В 2013 г. начались реставрационные работы, в ходе которых была воссоздана историческая живопись, отреставрированы иконы, принесенные в дар храму выдающимися людьми.

Вместе с реставрацией собора было реконструировано епархиальное подворье. 27 октября 2019 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения кафедрального собора и возглавил в нем Литургию. В дар собору Первосвятитель передал старинный список Тихвинской иконы Божией Матери.

11 марта 2020 г. Синод постановил избрать иером. Артемия (Кузьмина) викарием Ростовской и Новочеркасской епархии с титулом «Таганрогский». 20 марта 2020 г. митр. Меркурием он был возведен в сан архимандрита, 28 августа того же года в храме Христа Спасителя в Москве состоялась его архиерейская хиротония, которую возглавил Патриарх Кирилл.

В Ростовской и Новочеркасской епархии действует Свято-Георгиевская православная средняя общеобразовательная школа города Ростова-на-Дону. Работают духовно-просветительский Донской православный центр «София» и автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Кириллица».

Кафедральные города - Ростов-на-Дону (с 2011 также центр Донской митрополии) и Новочеркасск.

При ЕУ действуют комиссии Донской митрополии архитектурно-искусствоведческая и по канонизации святых; работают епархиальные комиссии: попечительская, контрольно-ревизионная, пастырская по рассмотрению вопросов церковного брака и молитвенного поминове-ния лиц, живот самовольно скончавших; имеются отделы: архитектурно-строительный, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, по делам молодежи и миссионерскому служению, по работе с казачеством, по тюремному служению, по церковной благотворительности и социальному служению, религиозного образования и катехизации; работают епархиальный суд, контрольно-аналитическая служба, служба протокола Главы Донской митрополии, юри-дическая служба, бухгалтерия, канцелярия, епархиальный склад, древлехранитель, епархиальный координатор грантового конкурса «Православная инициатива».


По материалам Православной Энциклопедии