Будущий святитель Воронежский, священномученик Захария родился 23 марта 1865 г. в селе Петровка Павловского уезда Воронежской губернии в семье скромного служащего Петра Лобова. С детства любя православное богослужение и посещая с родителями храм Божий, Захарий по изволению сердца избрал духовное поприще. Он поступил в Духовное училище в Павловске, а затем в Духовную семинарию в Новочеркасске, которую окончил в священном сане в 1888 году.
В сентябре того же года священник Захария был назначен клириком Новочеркасского кафедрального собора. Здесь он прослужил много лет, пользуясь большой любовью и уважением духовенства и прихожан. За пастырские труды и успешную административную деятельность отец Захария удостоился сана протоиерея и стал ключарем храма. У него было четверо детей: Ольга, Вера, Гавриил и Алексей. Последний принял монашеский постриг под именем Антоний и в 1930-е годы, будучи архимандритом, находился в ссылке под Архангельском.
В 1922 году проявил себя активным борцом с обновленчеством. Как сообщалось в обвинительном заключении ГПУ, «на съезде Донской епархии Лобов один из всего духовенства оставался тихоновцем». После осуждения советской властью епископа Ростовского Арсения (Смоленца), епископа Нижне-Чирского Николая (Орлова), ареста епископа Аксайского Митрофана (Гринёва) и увольнения обновленческим Высшим церковным управлением на покой Донского и Новочеркасского митрополита Митрофана (Симашкевича) протоиерей Захария Лобов стал одним из организаторов сопротивления обновленцам.
5 октября 1923 года уже вдового протоиерея Захарию, после принятия монашеского чина с сохранением прежнего имени, хиротонисали во епископа Нижне-Чирского, викария Донской епархии (его предшественник, владыка Николай (Орлов), скончался в царицынской тюрьме). 14 октября того же года, в связи с арестом епископа Митрофана (Гринёва), назначен епископом Аксайским. По некоторым данным, продолжал одновременно числиться и управляющим Нижнечирским викариатством. Духовником епископа Захарии был известный в Ростове и Нахичевани-на-Дону старец – протоиерей Иоанн Домовский. В отсутствие правящего архиерея временно управлял Донской и Новочеркасской епархией, достиг большого успеха в борьбе с обновленческим расколом. К началу 1924 года практически все приходы Новочеркасска и значительная часть приходов епархии вернулись в Патриаршую Церковь.
В 1924 году епископ Захария был арестован и приговорен к двухлетней ссылке на Соловки. После него Нижне-Чирская кафедра больше никем не занималась. На Соловках в те годы находилось больше епископов, чем на свободе.
Пребывая в узах на Соловках, владыка Захария в числе двадцати четырех православных иерархов 7 июня 1926 года подписал известную «Памятную записку Соловецких епископов, представленную на усмотрение правительства», в которой высказывалось предположение, что Церковь и государство будут неуклонно соблюдать принцип невмешательства в дела друг друга. Епископы отказывались от участия в политической жизни общества, но при этом хотели провести Поместный Собор, избрать Патриарха и свободно совершать богослужения. Правительство эту записку ответом не удостоило.
После возвращения из ссылки епископ Захария в 1926–1929 годах был викарием Тверской епархии, жил в Торжке и Бежецке. 24 апреля 1929 года он был возведен в сан архиепископа и назначен на Воронежскую кафедру с титулом архиепископа Воронежского и Задонского. В Воронеж он прибыл в пасхальные дни 1929 года. В приветственном слове к пастве он сказал: «Усерднейше прошу принять меня как архипастыря и отца и обращаться ко мне всем сердцем и всей душою. Да будем едины, ибо в единении спасение наше и небесное и земное». С 1930 года в Воронежской области началось массовое закрытие храмов и монастырей, многочисленные аресты и ссылки священнослужителей.
Первые полтора года архиепископ Захария жил в сторожке при Успенском храме, совершая богослужения сначала в Троицком Смоленском кафедральном соборе, а по его закрытии в марте 1932 года — в Успенском храме. Своей аскетичной жизнью, отзывчивостью и подлинным христианским смирением будущий священномученик заслужил немалую любовь своей паствы. На богослужения святителя собиралось множество верующих со всех районов города и близлежащих деревень.
В 1931 году архиепископ Захария участвовал в заседании Временного Патриаршего Священного Собора. 19 апреля 1932 года он был награжден правом ношения креста на клобуке. Владыка Захария изначально стал на позицию митрополита Сергия (Страгородского), Заместителя Местоблюстителя Патриаршего престола, и поддерживал его во всех деяниях.
По заключению на Соловках Воронежский святитель был знаком со многими прославленными иерархами Православной Церкви. В 1933 году у него неделю жил освобожденный из ссылки епископ Тамбовский Вассиан (Пятницкий), в 1934-м в Воронеже два месяца провел архиепископ Курский Онуфрий (Гагалюк). В 1935 году у владыки Захарии останавливались приезжавшие в город епископ Моршанский Павел (Введенский) и Серафим (Протопопов), епископ Елецкий.
23 мая 1935 года святитель Захария был арестован, в его квартире произведен обыск. Были изъяты предметы архипастырского облачения и более 22 тысяч рублей церковных денег. 19 июля Владыке было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации «с использованием религиозных предрассудков масс» и в распускании провокационных слухов. Архиепископу вменялось в вину, что он, якобы враждебно относясь к советской власти, публично высказывался о бедственном положении крестьян, в связи с созданием колхозов, о нищенской заработной плате рабочих, о том, что государство проводит политику по искоренению религии, закрывает храмы и репрессирует священнослужителей и что в проповеди в канун Пасхи 1935 года он сравнивал современную Россию и первые века христианства в плане гонения на верующих и пастырей.
В августе 1935 года было утверждено обвинительное заключение и дело передано в спецколлегию Воронежского областного суда. 10 сентября Владыке вынесли обвинительный приговор — пять лет лагерей. 12 ноября 1935 года архиепископ Захария был отправлен в Соловецкий лагерь. В 1936 году был этапирован через Мичуринскую тюрьму в Казахстан. 8 февраля 1936 года прибыл в Чурубай-Нуринское отделение Карагандинского лагеря (Карлага). 14 сентября 1937 года был осуждён по обвинению в "контрреволюционной террористической агитации среди заключенных, направленной против решений партии и правительства, дискредитации вождей партии и правительства, в нелегальной переписке с духовенством Воронежской обл." по статье 58-10 УК РСФСР, с приговором высшей меры наказания - о расстреле. Расстрелян в день приговора. Погребен в безвестной могиле.
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 года архиепископ Захария (Лобов) канонизирован в сонме новомучеников и исповедников Российских.
Дни памяти
7 февраля - Собор новомучеников и исповедников Церкви Российской
22 сентября - День мученической кончины
23 сентября - Собор Липецких святых
По материалам Комиссии по канонизации святых Донской митрополии