Духовный смысл войны в понимании И. А. Ильина

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Духовный смысл войны в понимании И. А. Ильина

Иерей Деликатный Сергей Анатольевич,

магистрант кафедры "Православная культура и теология" 

Донского государственного технического университета


Отличительной чертой И.А. Ильина как философа является стремление досконально осветить все стороны духовной и душевной жизни человека, используя при этом созданный им весьма оригинальный язык. В своих произведениях философ касается проблем самого разного масштаба, удивительным образом внутренне проживая каждую из них, сопереживая всему живому, а иногда и неживому, существующему в мире. При этом одной из наиболее волнующих автора является проблема трагичности человеческого бытия, которую мыслитель преодолевает весьма оптимистично, в духе Евангельского идеала, подчеркивая возможность выхода из трагизма в свете Божественной благодати и всецелого стремления человека и отдельного народа (что важно в контексте поставленной проблемы) к Богу, а также максимального напряжения волевого начала в человеке. Главную причину этой трагичности бытия человека автор видит в существовании в мире «зла». В начале Первой мировой войны, глубоко затронутый мировыми событиями, И.А. Ильин создает две работы - «Основное нравственное противоречие войны» (1914) и «Духовный смысл войны» (1915). Но проблема «зла» проходит через многие другие труды философа, находя свое выражение во всестороннем осмыслении И.А. Ильиным феномена войны, которая видится им как воплощение самого зла, непреодолимого даже со стороны народа, ведущего «праведную», оборонительную войну. Тема трагичности военного времени, катастрофичности его для жизни народа звучит даже в таком поэтичном произведении как сборник очерков «Книга раздумий и тихих созерцаний». Между тем, уникальность подхода автора проявляется в том, что он пытается осмыслить войну как своеобразное «благо» в жизни народа и отдельного человека, не отрицая при этом того зла, ненависти, насилия, которые лежат в ее основе. Эта позиция о том, что война имеет свой смысл, свое большое значение в духовной жизни, является базовой во всех рассуждениях И.А. Ильина по данной проблеме. В настоящей статье предпримем попытку систематизировать те аспекты, которые, по мнению И.А. Ильина, составляют духовный смысл войны. Необходимым шагом в решении поставленной задачи является рассмотрение «патриотизма» в понимании философа, что особенно важно, учитывая разнообразные попытки наполнить использование термина «патриотизм» негативным смыслом.

Прежде всего этот смысл связан с тем, что через войну, как событие, и даже событие чрезвычайное, Бог говорит и с народами, и с каждым человеком. Придерживаясь православной традиции, И.А. Ильин видит «искусство жизни, очищения, роста и умудрения состоит в умении «расшифровывать» все эти Божии иероглифы постигая каждое событие и явление жизни как личное обращение Бога к человеку…» [1, с. 259]. Стремление во всем узреть духовный смысл, возвыситься не только над обыденным пониманием жизни, но и над принятой в обществе «моралью», перейти исключительно в сферу духовного, вызвала критику Ильина, обвинение его в религиозном фундаментализме и даже в попытке превратного толкования Нагорной проповеди Христа, «возмущение тем, как Ильин попытался привлечь христианскую религиозную философию, само учение Христа как санкцию на убийства во имя некоего добра, и утверждением любви как главного мотива убийства и казни» [2]. Между тем, философ даже не мог полностью принять ту мысль, что насилие может быть оправданным действием во имя добра и справедливости, хотя, как нами рассматривалось ранее, «война - священное дело для тех, предпринимает ее по необходимости, в защиту правды, веры, отечества» [3]. В данном случае стремление найти в событиях войны духовный смысл совсем не является попыткой оправдать саму войну. Это жажда православного человека перевести свою жизнь и жизнь своего народа в исключительно духовную сферу, не пропустить ни одного события, не узрев в нем Голоса Божиего.

Ставя на первое место вопросы экзистенциального характера, философ, прежде всего, видит в событиях войны то обстоятельство, которое заставляет человека против его воли оторваться от обыденной жизни, привычного, эгоистичного существования. Трудные условия военного времени вынуждают «гореть не о себе и работать не для себя», создают «возможность взаимного понимания и доверия», пробуждают доброту [4]. Война ставит перед человеком необходимость наконец осмыслить вопрос конечности его существования на земле, снимает замкнутость на жизни одной лишь телесной оболочки, находящейся в ежедневной опасности уничтожения. Человек наконец принимает не только мысль о смертности других людей, но и чувство реальности его личной смертности. В нем может пробудиться отсутствовавшая прежде религиозность, которая, согласно И.А. Ильину представляет собой «состояние, противоположное всякому духовному безразличию», которое характеризуется «повышенной чувствительностью к духовному, к священному, к Божиим лучам и Божественному совершенству» [1, с. 185]. В этом пробуждении религиозного чувства автор видит основной смысл не только войны, но и любых происходящих в течение жизни событий. В современном духовно равнодушном, эгоистичном, холодном обществе необходимо «разбудить» человека, зажечь его жизнь, духовно насытить ее. Философ считает невозможным существование в мире души, абсолютно неспособной к религиозному чувству. Любой человек всегда, если не внешне, то в сердце, совершит выбор в пользу или более прекрасного с точки зрения эстетического идеала, или нравственного более чистого, что уже является зачатком религиозного чувства. Но у людей менее духовно чувствительных к проявлению в мире Божественной благодати, к собственному голосу совести, к нравственным ценностям культуры, к природной красоте и красоте искусства, религиозное чувство проявляется лишь в условиях, требующих экзистенциального выбора.

В этом И.А. Ильин видит «благо» войны, которая «учит нас всех, — призванных под оружие и не призванных, — жить так, чтобы смерть являлась не постылым и позорным окончанием озлобленного и хищного прозябания; но естественным увенчанием жизни, последним, самым напряженным, творческим актом ее». [4]. Проводя во многих своих работах евангельскую мысль о необходимости страдания и одиночества для духовного роста и творческого подвига человека, мыслитель видит глубокий смысл во вторжении войны в жизнь отдельного человека. Значение страдания заключается в том, что без него исчезло бы в самодовольстве и телесной и душевной удовлетворенности любое стремление к совершенству на Земле. Путь к совершенству, что созвучно и с Евангельской мыслью, лежит через борьбу и страдания. Философ утверждает, что без знания этого закона человек не может стать личностью. Более того, Ильин даже заявляет, что «мы обязаны страданию всем, что было творческого в истории», «страдание есть соль жизни; и в то же время – ее стремящая сила; учитель меры и веры» [5, с. 384; 1, 341]. Возможность пережить свою боль и страдание философ видит только в любви, в сострадании к чужой боли, к страданием всего живого на Земле.

Заставляя по новому осмыслить свое существование, проявить все, на что способны сердце и воля каждого человека, военные события позволяют увидеть человека таким, как он есть в действительности, помогая максимально воплотиться свободе каждого. На своем оригинальном языке И.А. Ильин говорит о делении общества во время войны на «добровольцев» и «дезертиров». «Добровольцами» философ называет не только выдающихся в сфере военного дела людей, но и тех, кто думает не о личном избавлении от страдания, а оказывается способным на любое самопожертвование, именуя их «духовными добровольцами». Дезертир, напротив «деморализуется немедленно после начала духовного испытания: призыв на войну есть для него начало падения, а не подъема. Каждый час жизни несет нам повод и возможность стать дезертиром или добровольцем; бежать, спасая себя, или отдать все на защиту. И каждый из нас слагает свою жизнь, как компромисс из дезертирства и добровольчества». [4]. Таким образом, война становится, по словам Ильина, «духовным судом» как для отдельных людей, так и для всего народа. В этом слиянии личного и общественного, их необходимом дополнении друг друга также заметен оригинальный подход автора, превозносившего в своих работах «коллективное», будь то «коллективная душа» или «коллективная мечта».

Духовную разобщенность, «дискретность» людей философ считал одной из основных трагедий человека [6]. Каждый из нас, опираясь только на личные цели, исходя из собственных событий, покрывается ледяной коркой отчужденности, сжимая вокруг себя становящийся с каждым днем все более узкий круг «личного». И именно в условиях войны человек не только становится способным переоценить смысл своего существования, но и преодолеть отчужденность от других, войти в чужую боль и страдания. Стремление к преодолению тягот военного времени, воля к победе создают сферу «общего дела», мыслимого и чувствуемого народом как «наше дело». «Люди чувствуют себя как бы ветвями и листьями единого дерева; их корни где-то сплелись; их души тянутся к одной и той же, единой цели. Там я не отделим от других, от тех, кто огнем любви своей говорит: «я русский». Там нет этого разъединяющего настроения «я, а не другие». Там — мы; мы — русский народ». [4].

Следует обратить внимание на важность национального сознания в творчестве И.А. Ильина. Для него человек не может существовать в отрыве от своих корней, становясь без ощущения Родины безответственным исполнителем, механически проживающим свой жизнь. Можно было бы говорить о несоответствии такого восприятия православной традиции, если бы понятия Родина, народ, патриотизм не воспринимались Ильиным исключительно духовно. Философом отдельный народ мыслится как своеобразная личность, имеющая уникальную душу, свой национальный мир, находящие отражение в особом восприятии всех сфер бытия. Этот национальный мир существует длительное время, питая своей атмосферой новые поколения, создавая единое пространство в народе, интегрируя общество. Чувство национальной принадлежности и патриотизм, таким образом, становятся не природными, обусловленными биологически, но и не формально предписанными, а «естественно возникающими» [7] при возрастании человека в уникальной атмосфере своего народа. Его невозможно целенаправленно «воспитать», но и он и не дается при рождении, а воспринимается самостоятельно каждым человеком. Национальная окрашенность присуща душе каждого человека, но свое раскрытие, воплощённое в патриотическом чувстве, является творческим актом отдельной личности. Таким образом, понятие «патриотизм» наполняется духовным смыслом. «Патриотизм рассматривается И.А. Ильиным как любовь к Родине, которая является духовной реальностью, воспринимаемой духовным опытом» [8]. Патриотизм находит свое выражение в благодарности и долге по отношению к своему народу. Но высшей степенью патриотизма становится способность к самопожертвованию ради родной земли и родного народа.

Необходимым условием личного осмысления и принятия каждым человеком патриотического чувства является творческая деятельность, присутствующая на определенном этапе в государстве. И.А. Ильин признавал наличие процветания в народе всех видов творчества, науки, философии, свидетельством здоровья национального мира. Чем более возвышенными, удаленными от земного, проявляют себя искусство и философия, тем питательнее атмосфера, формирующая личность. Человек искусства не может позволить себе служить развлечению народа, но должен со всем напряжением воли стремиться к явлению духовного мира, свойственного национальному духу, в своем творчестве. «По замечанию И.А. Ильина, Россия перед революцией оскудела силою духа. В стране «крепла наука, цвели искусства». Но во всем этом не было зрелого самосознания, не хватало национального воспитания и характера» [8]. Эта мысль о неизбежном поражении народа, в котором угасают, становятся более приземленными наука, искусство и философия, а следовательно, отсутствует атмосфера, питающая новые поколения, несомненно является одной из наиболее актуальных в творчестве философа и заслуживает отдельного рассмотрения.

Интересной и самобытной является и мысль И.А. Ильина о том, что война тоже носит уникальный характер в зависимости от народа, принимающего в ней участие. Философ пишет: «каждый народ вносит в свою войну те нравы, те обычаи, то представление о добре и зле, то правосознание, ту доброту и то озлобление, ту способность к состраданию и самопожертвованию, которые он взрастил в себе у своих очагов. Момент напряженной борьбы обостряет и проявляет духовный уклад народной жизни и обнажает с неумолимою силою духовные и нравственные недочеты народной души» [4]. Если в государстве процветает творческая деятельность, питающая духовные силы народа, если в народе сильно религиозное чувство, способность к самопожертвованию и, главное, сильно волевое начало, способное реализовать свои устремления, такой народ становится способным победить.

При этом победа должна носить духовный характер, ни в коем случае не заключаясь в простом уничтожении врага. Победив, народ должен остаться на духовной высоте, или подняться на духовную высоту, осознав и решив творчески те задачи, которые поставили перед ним военные события. По мнению И.А. Ильина важно благородство, милосердие с которым ведется война. Философ призывает не опускаться до мстительности: «пусть же будет воинственный подъем, но не озлобление и не ненависть и не уличные погромы; пусть будет личное бесстрашие, но не презрение к врагу, к его храбрости и его подъему; пусть будет искусное обезврежение врага, но не месть и не жестокость и не корыстная травля; пусть будет обдуманность и осторожность, но не низменная хитрость и не система национального шпионства» [9]. Это соблюдение душевного мира, сознание того, что уничтожение врага осуществляется не ради мести, но ради блага ближнего и отечества, является самой трудной, почти непреодолимой задачей, которая стоит перед человеком. Здесь опять следует подчеркнуть, что Ильин никогда не оправдывал насилия. Необходимость применения силы против человека становится для философа самым главным противоречием войны. Человек не может не защищать свой народ, свою землю, но и не может остаться без вины убийства, выбирая защиту ближнего. По словам мыслителя, «сознание беспомощно стоит перед непонятным и этически невозможным явлением: по-видимому, совесть дает сразу на один вопрос два противоречивых, два взаимно исключающихся ответа…» [9]. Но и эта «виновность», в свою очередь, несет благо, потому что ведет к нравственному очищению, возвышению и смирению человека и народа, осознанию того, что духовная высота еще впереди и останавливаться на этом пути нельзя.

Таким образом, можно отметить, что в основе понимания войны И.А. Ильиным лежит мыль о глубокой осмысленности всех событий, происходящих в жизни каждого человека и всего народа, о необходимости увидеть в этих событиях голос Создателя и творчески ответить на него преображением своей жизни, подвигом, самопожертвованием. Для отдельной личности основным аспектом духовного смысла войны является возможность глубоко задуматься над своей смертностью, возвыситься над привычным потоком обыденной жизни, вчувствоваться в боль и страдания других людей, что приводит к пробуждению религиозного чувства в человеке, а также осознать необходимость преодоления разобщенности. Война создает условия, на которые народу необходимо дать творческий ответ, духовно окрепнуть, пересмотреть свои идеалы, оградить и укрепить свой национальный мир, который послужит здоровой атмосферой для новых поколений.

 

 

Литература

1.                  Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. – М.: Рарогъ, 1992. – 448 с.

2.                  Троицкий К.Е. Сопротивление злу силой Ивана Ильина как «духовный имморализм» // Вопросы философии. 2017, № 2. // http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1582 (дата обращения 06.09.2018)

3.                  Деликатный С.А., иерей. Христианство и война. // Научные труды Донской духовной семинарии и кафедры «Православная культура и теология» Донского государственного технического университета: сборник. / Главный редактор протоиерей Тимофей Фетисов. / Донской гос. техн. ун-т. – Ростов – на – Дону: ДГТУ, 2018. – 363 с. // http://donseminary.ru/2018/06/11/vyshel-v-svet-novyj-sbornik-nauchnyx-trudov-dds-i-dgtu (дата обращения 06.09.2018).

4.                  Ильин И.А. Духовный смысл войны // http://www.odinblago.ru/duh_smisl_voyni (дата обращения 06.09.2018).

5.                  Ильин И.А. Книга раздумий и тихих созерцаний. М.: Альта-принт, 2006. – 528 с.

6.                  Ильин И.А. Духовный смысл человеческого бытия // https://cyberleninka.ru/article/v/i-a-ilin-ob-osnovnyh-protivorechiyah-chelovecheskogo-bytiya (дата обращения 06.09.2018).

7.                  Беспалова Т.В. Проблема обретения истинного патриотизма в концепции И.А. Ильина. // Культурологический журнал. 2015, № 4. // http://cr-journal.ru/rus/journals/362.html&j_id=25 (дата обращения 06.09.2018).

8.                  Гостев А.А. Иван Ильин о патриотизме. К юбилею великого русского мыслителя. // http://pereprava.org/culture/2115-ivan-ilin-o-patriotizme-k-yubileyu-velikogo-russkogo-myslitelya.html (дата обращения 06.09.2018).

9.                  Ильин И. А. Основное нравственное противоречие войны // http://hram-puchkovo.me-ga.ru/articles/154 (дата обращения 06.09.2018).