К 25-летию Обществу сестер милосердия блаженной Ксении Петербургской Новочеркасского благочиния
В этом году исполняется 25 лет Обществу сестер милосердия блаженной Ксении Петербургской Новочеркасского благочиния. Четверть века сестры милосердия несут свое необходимое людям служение, совершено много добрых и хороших дел. Сестричество охватило своей заботой и попечением практически все лечебные, социальные учреждения города, большая работа непосредственно в приходах казачьей столицы.
О том, как формировалась Новочеркасская община сестер милосердия, какова ее жизнь и труды мы беседуем с духовенством и сестрами милосердия.
Протоиерей Олег Добринский, благочинный приходов Новочеркасского округа, духовник Новочеркасской общины сестер милосердия блаженной Ксении Петербургской: "Середина 90-х годов минувшего века была временем подъема, оживления духовной и приходской жизни. Открывались и набирали оборот воскресные школы, братства, всевозможные православные общества и движения. Слава Богу, это все не было подвержено бюрократическому смраду, шло от Бога, от сердца. По местам в епархиях стали образовываться сестричества, оживал, восставал из пепла институт сестер милосердия. Все это было неизведанным, новым. Не оставалось никакой преемственности, само понятие «сестра милосердия» было запрещено декретом наркома Семашко.
Мы не могли и не хотели оставаться безучастными. Тем паче именно Новочеркасск, столица Всевеликого Войска Донского, всегда был лидером абсолютно во всем до большевистского переворота. Здесь существовала Новочеркасская община сестер милосердия, основанная в 1891 году, были свои традиции, свой Устав. Мы чувствовали свою принадлежность к этому.
Мне был интересен опыт формирования сестричеств, их деятельность.
28 мая 1991 года, в день престольного праздника храма святого благоверного царевича Димитрия при Первой Градской больнице в г.Москве, Святейший Патриарх Алексий II благословил создание Свято-Димитриевского сестричества – общины сестер милосердия. Первым духовником его стал протоиерей Аркадий Шатов, ныне епископ Верейский Пантелеимон. Много трудов в деятельности известного сестричества во имя преподобномученицы Елизаветы Федоровны положил и приснопамятный протоиерей Димитрий Смирнов. То есть опыт уже складывался в Церкви, оставалось только трудиться. Именно отец Димитрий, которого я знал, дал мне в этом направлении вектор движения. Цель была именно такой – сестричество должно быть не приходским, не местечковым, но объединить в деле милосердия все приходы, духовенство, охватить весь город.
В 1999 году архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон (Долганов) наши начинания и труды благословил. Было утверждено Положение об Обществе сестер милосердия блаженной Ксении Петербургской, начались первые системные шаги.
Огромные труды были положены первой старшей сестрой, замечательным доктором, чудесным человеком – Анной Петровной Коренюгиной, все пришедшие сестры были необыкновенно жертвенными людьми. Они и сейчас такие – родные, добрые, чуткие, забывающие о себе…
Работа была проделана просто гигантская. Ничего подобного ранее не было, никаких системных взаимоотношений, ничего… Пришлось входить в лечебные учреждения, в социальные структуры, в детские дома, убеждать, вымаливать, просить, доказывать… Но все сделал Бог! У нас были и остаются везде только союзники, соработники.
Я сестрам кланяюсь земно! Они ангелы-хранители для многих, утешение и радость. Пусть их Бог хранит и радует.
Важнейшее направление служения - лечебные учреждения. Самые разные люди оказываются на больничной койке, нуждаясь не только в медицинской помощи, но в сострадании и добром слове. Вместе со священниками свои труды прикладывают наши сестры милосердия".
Протоиерей Георгий Борцов, штатный клирик Константино-Еленинского храма города Новочеркасска: "Меня отец благочинный благословил посещать онкологический диспансер, вот уже 19-й год я его окормляю. Начинали еще с Тамарой Константиновной Украинской, ходили примерно один раз в месяц. Потом был период, когда посещение учреждения было два раза в месяц. Сейчас благочинный дал указания посещать онкодиспансер каждую неделю.
Для меня при посещении учреждения наверное, самое важное чувство - чувство удовлетворения, что ты сделал что-то хорошее, нужное, полезное. Не часто, но бывает, приходишь, а у всех равнодушие. И даже медперсоналу, который никак явно не проявляет, видно, что не очень удобно наше появление. Специфика учреждения такова, что диагноз больных для всех для них как приговор. Удивляешься их мужеству и научаешься терпеливому восприятию такого приговора. В современном мире люди настолько расслаблены, что если у человека сломалась стиральная машинка, это прямо уже трагедия. А тут действительно научаешься благородному, мужественному отношению к серьезной болезни. Это большая школа, когда видишь, как люди в таких ситуациях терпят, преображаются, и среди нас много таких людей. Не все так плохо, очень много сильных людей среди нас живет. И, конечно, радуешься, что ты сделал что-то очень важное, может быть, кому-то очень сильно помог.
К сожалению, сейчас молитвенная комната находится под замком. После пандемии в комнате расположен медицинский склад в связи с нехваткой помещений. В перспективе планируется реконструкция, вопрос этот руководством уже решается. Ранее мы вообще служили в коридоре, это было очень неудобно, отвлекало от молитвы, потому что место проходное, никуда не денешься.
Сейчас в окормлении онкодиспансера мне помогают четыре сестры милосердия. Каждую среду служится молебен. Накануне сестры милосердия обходят палаты, объявляют, что придет священник в учреждение, приглашают на молебен. Верующие больные, которые знают, что такое Таинства Церкви, могут принять в них участие".
Татьяна Титилина, сестра милосердия: "Я как сестра милосердия послушание несу в онкологической больнице. Мы посещаем больных, окормляем больницу, поддерживаем и утешаем пребывающих там пациентов вместе с батюшкой Георгием Борцовым. Сестры милосердия призваны быть милосердными. Милосердие - это проявление любви. Это любовь, которая все покрывает. Быть милосердным - значит проявлять свою любовь добрыми делами: просто добрым словом, вниманием, поддержкой, искренностью, можно просто улыбнуться человеку, и ему уже станет легче. Оказывая милосердие, мы и сами совершенствуемся, стремимся подражать Самому Богу. Как Сам Господь говорит: "Будьте милосердны, как и Отец Ваш милосерд". Посещая, онкологическую больницу, мы проводим там молебны. Приходим накануне вечером, проходим по палатам, общаемся с больными. Они задают нам вопросы, мы на них отвечаем. Люди подают нам записочки о здравии и о упокоении, мы их принимаем, потом на молебне молимся о здравии. Если у людей есть возможность и желание, они идут с нами молиться. Кто не находится «на капельнице», они могут с нами подняться и вместе с нами помолиться. А уже в четверг утром приходим, приготавливаем молитвенную комнату и ждем болящих. Священник совершает богослужение, мы все вместе молимся, батюшка отвечает на вопросы, у него испрашивают благословение на операцию, он дает какие-то советы. Бывает, мы ходим в БСМП. Иногда туда попадают не местные больные. Был мужчина с Владимирской области. Мы ходили его навещали, приносили пищу домашнюю, могли с ним просто посидеть, пообщаться, поговорить, руку пожать. И он рассказывал, как ему тяжело было, но духом он не падал.
В основном люди здесь сильные духом. Мне кажется, такая болезнь дается людям сильным. Не было такого, чтобы кто-то унывал. Они такие жизнерадостные. Не попадалось истеричных или унывающих.
С руководством общается отец Георгий, а я знаю старшую сестру Татьяну Владимировну и сестру-хозяйку Татьяну Васильевну. Когда мы приходим на молебен, нам говорят: пожалуйста, проходите. Сейчас проблемным является вопрос о том, что в молитвенной комнате стало очень тесно: там после пандемии размещён склад. Батюшка поднимает этот вопрос перед руководством, обещают исправить. В молитвенной комнате стоят и кровати, и тумбочки, и столы. Бывает так, что нам даже трудно пройти по проходу, чтобы попасть в комнату.
До пандемии мы причащали больных, даже крестили. Сейчас стало несколько меньше.
Люди просят прийти помочь причаститься Святых Христовых Таинств. Батюшка к этому очень строго относится. Если человек не знает о смысле таинства и хочет причаститься, батюшка советует в таком случае пойти на богослужение по месту жительства, ведь в больнице много приезжих из других населенных пунктов. Это все очень серьезно, без соответствующей подготовки таинства не совершаются. Бывают, конечно, тяжелые случаи. Тогда больные пользуются контактными данными батюшки, размещенными в доступе, связываются с ним по телефону, и батюшка уже сам решает, пообщавшись с человеком, о совершении таинств.
Конечно, вопросы есть. Люди разные. Есть воцерковленные, есть те, которые ничего об этом не знают и никогда не слышали. Воцерковленные задают вопросы, и священник на них отвечает, всегда находит, что сказать. Люди всегда очень довольны, ждут нас, спрашивают, когда будет следующее посещение. Есть и молодёжь, есть и пожилые люди. В основном нам всегда рады.
Особое пространство - госпитальное служение. В нем нужно и сострадание, и мудрость, и твердость, и доброта. К воинам идут священники, рядом с ними всегда ангелы добра - сестры милосердия".
Протоиерей Леандр Кузнецов, штатный клирик Михаило-Архангельского храма города Новочеркасска: "С начала создания Сестричества отец Олег благословил мне курировать его деятельность и помогать старшей сестре Татьяне Коренюгиной в ее работе. Я тогда был еще в сане диакона. Сразу же были распределены обязанности по объектам. В ходе работы возникло очень много проблем, которые мы анализировали на семинарах, проводимых в разных храмах: в нашем храме, Димитрие-Солунском, Александро-Невском.
Одна из главнейших проблем состояла в том, чтобы допустили нас в госпиталя и лечебные учреждения. Если госпитальное руководство соглашалось, то многие руководители низших подразделений чинили всевозможные препятствия. Например, в какой-то больнице Главный врач был "за", а «ниже» там все против. И это необходимо было преодолевать. Вопросы окормления военных госпиталей в то время были поручены протоиерею Георгию Жилину, а я был вместе с ним как диакон. Вместе служили молебны, проводили беседы. Большое усердие в этом направлении проявила Ирина Москалева, очень настойчивая сестра, она смогла найти общий язык с начальником госпиталя, который был воинствующим атеистом, с теми, кто лечил и находился на лечении. Начальник со временем, по крайней мере, стал воспринимать наше служение. У начальника госпиталя я добился, чтобы дали мне время собрать врачей госпиталя и в течение 30-40 минут довести им Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Я помню, что когда пришли врачи, многие из них смотрели "исподлобья", типа «зачем?», потом вопросы разные задавали, можно сказать, провокационные. Со временем, конечно, обстановка менялась. Особую благодарность хочу выразить начальнику терапевтического отделения Василенко Наталье Васильевне и старшей сестре Арьковой Елене, которая нам помогала в вопросах определения времени посещения, сбора военнослужащих. Это можно сказать, большая проблема: у них процедуры, и нужно было определить какое-то время небольшое, интервал, чтобы они не были задействованы. Затем уже пришли и другие сестры, сменилось три начальника госпиталя за эти 25 лет. Сейчас уже четвёртый начальник госпиталя. Слава Богу, больших проблем нет, потому что идут боевые действия. А на войне, как говорится, атеистов нет. Вопросы решаются лучше. Что касается госпиталя внутренних войск, сейчас это госпиталь Росгвардии, то там проблем было меньше, потому что замполит Богоносов Михаил Викторович - прихожанин храма Донской иконы Божией Матери, воцерковленный человек, проблемы решались быстро. Старшей сестрой была Людмила Золотова, настойчивая и боевая сестра, которая все вопросы решала непосредственно с начальством, и священнику было довольно легко нести служение в этом госпитале. И сейчас у них служение довольно четкое".
Евгения Аринина, сестра милосердия: "После начала СВО служение в госпитале изменилось в корне. Если раньше там были в основном срочники и просто офицеры больные, то сейчас в госпиталь стали поступать раненые с передовой. Поэтому просто так прийти, просто так поговорить - не получается. Ребята поступали немножко озлобленные в самом начале, года два назад. Они не понимали, что происходит, и мы не понимали. Служение было новое, как к нему относиться, что делать, тоже никто не знал. Девочек сестер было мало, потому что палаты были все переполнены. Сестры милосердия новые приходили, опять же приходили "как?" - по зову сердца. Потому что здесь нельзя было сказать "Мне нужно", " Мне сказали", "Я должна"... - не получится. Если сердце болит, то нужно прийти, в общем-то помочь ребёнку-солдату. Мы, сестры, которые приходили, мы все в возрасте. Поэтому изначально начали относиться к ребятам, как к сыновьям: "Мальчики, родные, золотые, сыночки", - только на такое обращение ребята стали отзываться. Иначе не получалось.
Батюшки у нас удивительные. Все батюшки, которые ходят сейчас в госпиталь, они очень добрые и светлые. Я поражаюсь их терпению. Мы-то, сестры милосердия, ходим вечером. До прихода потом утром у нас все увиденное как-то осмысливается, переживается. А батюшки приходят утром. Им для совершения таинств необходимо подготовить все то, что зависит уже от священника. Нужно принять Исповедь и причастить воинов Святых Христовых Таин. Очень много крещений, причем не только молодых ребят. Крестятся и в 30, и в 40, и в 50 лет.
Нам очень помогает персонал. Раньше мы им как-то мешали, они кричали: "Вот вы пришли, а ребята только новые поступили, нам нужно им уколы делать, нужно обмывать... " А потом мы им начали помогать, особенно с блинами. В прошлом году мы пришли, и только поступили ребята. Они голодные, никого нет и волонтёров тоже нет... Мы приехали с моей невесткой Машей, сестрой милосердия, в десять вечера. На утро должны были отправлять ребят на фронт уже, а мы приехали с блинами, чтобы их передали в машину. И вот мы разложили угощенья, считайте, "сделали столы". И практически на наших блинах, на наших чаях ребята и продержались всю ночь. Конечно, они говорили: "Слава Богу, сестры милосердия". И сейчас от персонала помощь большая: всё рассказывают, показывают, предупреждают о том, когда, сколько поступило ребят, в какие отделения, о том, что нужна одежда, еда, зубные щетки, конфеты, печенья. Особенно после Причастия удивительно наблюдать: такое впечатление, что воины никогда не ели сладостей, - так с удовольствием они едят печенья, особенно пасочки (куличи). Слава Богу! Нас с радостью принимают. И ждут!
Самое большое на юге России социальное учреждение - Новочеркасский дом-интернат для инвалидов и престарелых. В его стенах домовый храм блаженной Ксении Петербургской. Многие годы служение в этом храме совершает иерей Виталий Барбу. Именно с этого места началось духовное окормление социальных учреждений Новочеркасска. И на этом поприще сестры милосердия отдают свои тепло и заботу".
Иерей Виталий Барбу, штатный клирик Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора города Новочеркасска: "Мы регулярно совершаем богослужения, причащение тяжело болящих в палатах. До пандемии в домовом храме было много прихожан, даже все не умещались, половина стояла в коридоре. За два года численность прихожан снизилась. Я понимаю своё служение там не как миссионерское, а как окормление верных. Допустим, попал человек в дом престарелых и инвалидов, но до этого он был воцерковленным, ходил в храм. Он нуждается в окормлении, в Таинствах. И замечательно, что есть храм, есть регулярные богослужения. Каждый человек, находящийся там, можно сказать, хватается за любое предложение, как утопающий за соломинку, в том числе, это касается Причастия. Но одного желания причаститься недостаточно. Люди должны понимать суть Таинств.
Люди очень разные, больные. Со всеми стараюсь обращаться с сочувствием, участием. Если вижу, что человек идет на контакт, с ним побеседует задушевно, пусть и недолго. Бывает очень полезно не только для них, но и для меня, для моей души поговорить с очень интересными людьми. Есть долгожители, это конечно, единицы, но такие есть. Они прожили долгую интересную жизнь, обладают интересным характером, темпераментом, есть чему поучиться. Люди, которым за 90 лет, они видели и Великую Отечественную войну, и многое.
О чем говорит Господь? Блаженные нищие духом, все страждущие, обездоленные, жаждущие ибо таковых Царствие Божие. Вот о чем говорит Евангелие. Все люди, особенно верующие, и в первую очередь верующие, они блаженны, счастливы, потому Господь говорит, что именно для таковых Царствие Божие. Если сердце чистое, то будет слышен зов благодати Божией, и человек придёт к Богу. В домовом храме красиво, благолепно, есть литература, иконы, можно поставить свечи, все, как нужно. В богослужении мне всегда помогает пономарь и клиросный хор. О домовом храме важно ещё знать и родственникам, знакомым, навещающим всех тех, кто проживает в доме престарелых и инвалидов.
Пожалуй, самое большое искусство в человеческом общении - общение с детьми. Они всегда ждут честного диалога, они в большинстве открыты от сердца к сердцу. Увы, в нашем мире не всегда у детей есть рядом родители. И они ждут наших сестер, которые также с любовью и заботой ждут встречи с каждым из них".
Татьяна Рукавчук, сестра милосердия: "По моему первому послушанию я должна была ходить в детский дом. Это выбрано было мною добровольно, мне казалось, что это по моему сердцу. До меня от нашего храма уже ходили в детский дом. Как говорится, тропинка была проложена. Мы прислушивались, о чем нужно было говорить с детьми, советы нам, новым сестрам, были в облегчение. Потом стали выбирать формы общения с детьми. Общение с ними с одной стороны, интересное, с другой - трудное, потому что не знаешь, что ждать от них, а они не знают, что ждать от нас. Видя нас, они не знают, с чем мы пришли. Мне всегда казалось, что они думают, что мы пришли сейчас забрать их из детского дома. Это всегда было трудно осознавать. Когда мы ходили первые годы в 8-й детский дом, детей там было побольше. Всегда находились те, кому было интересно нас слушать, они умели молиться.
Выбираем разные формы общения с детьми, в основном, на духовные темы. Если это воскресный день - о чем говорилось в храме, о чем было Евангелие, какой праздник, какая икона или просмотр какого-то видеоматериала. Дети из этого детского дома довольно регулярно приходят в храм. Даже наш батюшка сказал: вы их воцерковляйте, не просто носите подарки, а старайтесь, чтобы они приходили в храм, видели службу. Благодаря взаимодействию с сотрудниками детского дома, дети посещают храм, подходят к на исповедь, получают благословение на Причастие, причащаются Святых Христовых Таин. На территории самого детского учреждения мы проводим занятия по украшению икон, были кулинарные занятия. В общем, чередуем духовные и практические какие-то моменты. Им интересно что-то испечь, и это мы с ними делали. Обязательно посещаем детей на масленичной неделе, на пасхальной, с подарками, с угощениями. Некоторые дети крестились уже будучи, так сказать, под нашим вниманием, иногда даже спонтанно. Одна выпускница крестилась уже "на выходе" из детского дома. Она пришла на поздравление в храм, и, к нашему удивлению, оказалась некрещенной. Тут же ее крестили, и она вышла в большой жизненный путь христианкой.
С детьми, которые выпустились из детского дома, мы поддерживаем связь. Есть ребята, которые «вышли» из учреждения, и остались в городе, получив жилье. Мы стараемся знать о них. Сейчас у них взрослая самостоятельная жизнь. Мы поздравляем их с каким-то праздником, знаем их дни рождения.
Сама работа с детьми требует, как и везде, большого терпения. Бывает, пришли новые дети, а через неделю их уже забрали. Там есть поток. Есть основной "костяк" человек 6-7, которые, я знаю, останутся еще года два, как минимум, а иных не всегда успеваем запомнить. Приходим и видим новые лица. Детей забирают в семьи, очень хорошо берут в Краснодарский край. Как правило, каждый год бывает 2-3 выпускника. В сентябре они уходят, кто в 9-е классы, кто в колледжи, техникумы, то есть им исполняется 18 лет, и они выпускаются. Конечно, с напутствием. Очень бы хотелось, чтобы посещение детей было почаще со священником. Отец Виталий всегда "за", просто бывают какие-то служебные накладки. Иконы в учреждении есть в каждой группе, дети очень любят занятия по украшению икон. Сейчас в пасхальный период, они готовят подарки для дома престарелых, готовят посещение этого учреждения от детского дома, подарки, нас там ждут. Мы ждем день, когда нас там встретят, дети готовят концерт, и мы поздравим.
Конечно, есть и трудности с детьми. Есть один ребенок, "тяжелый" подросток, лично я к нему не могу пока найти подход. Он казалось бы "отметает" все, но если ему поручаешь что-то сделать, например, когда в храм приходим, за меньшими по возрасту присмотреть, он идет, присматривает, но не показывает виду, что это от нас исходит. Вот он такой "мужичок" самостоятельный. Тяжелая судьба у него, отец погиб на войне…
Очень бы хотелось настроить именно на духовное православное воспитание. Это основная наша задача при посещении учреждения. Поделки - это вторично, а вот рассказать о вере - это наше основное стремление. Мы очень в этом плане стараемся и надеемся, что в душе детей зерно веры останется.
Мудро говорит народ: «Что старый, что малый»… И это очень заметно в приходских общинах, где молятся люди самые разные… Разные во всем, но объединенные Самим Богом. Пожилой человек прежде всего ждет доброго слова, любви. Пожилые люди - это богатство наших приходских общин. И замечательно то, что сестры милосердия опекают это наше достояние, учат этому и самых юных".
Валентина Топилина, сестра милосердия: "Как сестра милосердия я имею честь с другими сестрами поздравлять наших ветеранов Великой Отечественной войны с днем Победы. Когда мы приходим к ним с подарками, в глазах у них радость и слезы, что их не забыли, что о них помнят. А каждому ветерану 96-99 лет, одной бабушке 100 лет. Золотой возраст. И замечательно то, что сестры милосердия сохраняют это наше достояние, учат этому и самых юных: стать добрыми помощниками нашему старшему поколению. И не меньшую радость сестры милосердия приносят раненным воинам в нашем Новочеркасском госпитале - защитникам нашей Родины, которые не раз встречались со смертью, и только Бог спасал их от неминуемой смерти. Низкий поклон и материнское спасибо нашим доблестным воинам за защиту нашего Отечества.
И еще один важный момент. Раньше в нашем городе было очень много бездомных. Сейчас их практически нет. Наши сестры милосердия занимаются определением бездомных в приюты, комплектуют все их документы для оформления. Были случаи, когда лично я принимала у себя дома таких людей до определения в приют. Пришлось выделить гараж, т. к. были и безногие, и с одной ногой, им проблемно было подниматься на 2 этаж, где живет моя семья. Была оборудована постель, обеспечено питание, эти люди там занимались своими делами. Очень много по времени идет процесс подготовки документов. Бывает и месяц, и два. И, слава Богу, их потом принимали в приюты. Очень обидно, конечно, бывало, когда человека определяешь в приют, он сам просится туда, вся помощь оказана, привозишь его туда, а потом через месяц он снова возвращается назад. "Почему ты вернулся назад? Тебе больше некуда идти, кроме приюта..." А там - то не лечат, то ему не нравится. Во всяком случае, сейчас у нас пока на улицах бездомных практически нет. Ведь ранее они жили даже на автобусных остановках. И приходилось их приводить в порядок прямо на улице, чтобы элементарно какой-то анализ сдать для оформления документов на принятие в социальные учреждения.
Девиз сестер милосердия: «Изредка исцелять, часто помогать, всегда облегчать». Это живет и остается маяком для новочеркасских сестер милосердия".
Ольга Морозова, старшая сестра Сестричества блаженной Ксении Петербургской: "Сестричество - это послушание. Лично для меня милосердие - состояние, которое я выбрала себе как ориентир в жизни. Для себя самой. Но я понимаю, что от меня требуется жертва чисто личного времени. И это время я забираю у семьи, поэтому я всегда у них прошу прощения. Почему я пошла в сестры милосердия? Чтобы сделать мир чуть-чуть теплее, чуть-чуть душевнее. Очень много в мире греха. Я хочу, чтобы этот грех не уничтожал человека, чтобы человек мог сохраниться, чтобы в нем могло проявиться добро. Вот что я хочу. Милосердие должно стать моим образом жизни, что я и стремлюсь сделать. Сестры милосердия для меня - семья. Чем больше будет эта семья, тем больше людей будут помогать.
Начало моего служения началось с детского дома, это были 2010-2011 годы. Я пришла помочь ребенку, который выйдет потом из этого детского дома и сможет войти во взрослую жизнь. А чтобы он вошел в эту жизнь легче, мы с другими сестрами пошли помогать. Помогали делать уроки, потом мы помогали организовывать праздники, чтобы дети чувствовали, что в семье бывают праздники. Мы готовились к Масленице, праздновали день Матери. Для меня очень важна была помощь этим деткам. Позже мы уже стали организовывать акции: "Белый цветок", "Корзина доброты", т.е. по возможности нести в мир доброе.
В период СВО меня благословили идти в госпиталь. Общение с совершенно другими людьми, которые "не здесь", они по-своему рассуждают, очень интересно и для меня лично очень полезно.
Очень хочу поблагодарить руководителя социального отдела Чумаченко Ирину Николаевну, которая дала мне хороший "толчок" в ту сферу жизни, которая мне сейчас помогает. Я сама прошла ряд операций, и у меня было желание и стремление помогать другим. Ирина Николаевна меня направляет, направляет и направляет, большое ей спасибо".
Ирина Чумаченко, руководитель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Новочеркасского благочиния: "Милостию Божией я являюсь руководителем Отдела по церковной благотворительности и социальному служению и координатором Сестричества Новочеркасского благочиния во имя святой блаженной Ксении Петербургской. В мои обязанности входит прежде всего координация работы всего Сестричества, в котором на данный момент почти 100 сестер милосердия. Перед собой ставлю задачу, чтобы оттока сестер не было. Требования к кандидатам довольно серьезные: принимаем только церковных женщин, который имеют личный литургический опыт, постоянный опыт слушания проповеди и, прежде всего, ведущих нравственный образ жизни. Ровно год каждая будущая сестра милосердия пребывает в послушницах. Мы долго беседуем, выбираем послушание, которое по душе и по силам, и ровно год на этом послушании человек несет свое служение как послушница.
Обязательно посещаю все социальные учреждения в нашем городе, встречаюсь с руководством, отношение самое доброе, захожу как домой. Наши окормляемые учреждения - это стационары, детские социальные учреждения: 3 школы-интерната, 2 центра помощи детям (бывшие детские дома), дом малютки. После пандемии мы их долго не посещали, боялись что-нибудь с улицы "принести". А на Рождество Христово директор сказала: "Мы идём к детям", и мы пошли. На Пасху меня уже приглашали почетным гостем на утренник, и дети знали, что эта большая тетя пришла, она будет на них на всех смотреть, потом всем даст подарки. Это здорово, потому что они настоящие, они выглядывают из-за ширмы, во время представления кукольного театра, когда выходит солнышко. Они все радуются, наблюдают, смотрю ли я на солнышко, так ли я радуюсь, как они. Как-то контролируют, поворачиваются ко мне. Это само по себе очень здорово.
Конечно же участвуем в решении проблемы всех учреждений. Ситуации бывают разные. Например, в той же Онкологической больнице, людям отказывают в операции потому что некому ухаживать в реанимации после операции. Чаще всего обращаются люди и просят, чтобы это было благотворительно и бесплатно. И тоже не от хорошей жизни. И потом я все равно кто-то откликается и говорит: "Я смогу". Или кто-то может посменно: "Мы будем днем, или вечером, или ночью". И дело движется. Человека кладут на операцию, и это больше, чем просто сказать: " Нет, я не могу".
Гуманитарный пункт, которым я руковожу, помогает нуждающимся. На данный момент помощь один раз в месяц получают 1200 семей. Это одежда, продукты и многое другое, что есть пожертвованное.
Очень много людей в семьях, кто ухаживает за лежачими больным. Гуманитарный пункт - место, где они могут получить специальные медицинские кровати, противопролежневые матрацы, трости в прокат, памперсы, пеленки. Важно именно то, что они приходят и получают эту поддержку не от государства, а от церковного гуманитарного пункта. И обратная связь от людей - тоже очень великое дело. Люди очень благодарны. Конечно, сестры милосердия трудятся, в гуманитарном пункте. Все это помимо всех социальных учреждений, где они несут послушания. Это тоже проявление любви, заботы, внимания и жертвенности: когда не проходят мимо, а заходят и спрашивают: Ирина Николаевна, чем помочь? Это секундное дело, но великое дело.
Когда в больницы и детские учреждениях приходит сестра милосердия - это приходит тот человек, которому доверяют. Доверяют старики, дети, мужчины, женщины. Они знают, что этот человек им может помочь, утешить. Сейчас очень много брошенных людей, взрослых, одиноких женщин, одиноких мужчин, которые, может, и имеют навыки самостоятельной жизни, но когда они попадают в больницу, им некому помочь.
Особая забота в приходах - это прежде всего пожилые люди. Не нужно какого-то специального обучения сестер милосердия. Нужно пойти купить лекарства, продукты принести, к Пасхе окна, полы помыть. И людям приятно, они знают, что это от Церкви, что они нужны, что о них помнят.
Еще важное направление - семьи многодетные, неполные, нуждающиеся. Здесь необходима помощь одеждой. Есть сестра милосердия, которая подбирает прямо по размеру. Конечно, «Глория Джинс» делает большое дело, привозя нам благотворительно один раз в год 15 тонн одежды. Низкий им поклон!
Вся уникальность нашего Сестричества заключается в том, что, во-первых за все время мы не потеряли ни одной сестры милосердия. Я провожаю только в путь иной и у меня есть люди, переехавшие в иные города. Если сестра милосердия берет паузу - мы просто меняем послушание. Милостью Своей Господь дал мудрость сделать одно единое Сестричество на все благочиние и не делить его по учреждениям. Это большое дело. Благодаря сестрам милосердия, делам милосердия, люди знают из других храмов друг друга, стали здороваться и улыбаться друг другу, а не жить отдельной общиной.
В этом году у нас появилось наставничество и новое направление - девочки послушницы. Это особое внимание, особый трепет, особая, любовь. Скажу сразу, это взаимная любовь. Это старание, когда они очень хотят и очень тянутся к хорошему и к доброму. Я считаю, что возрастание девочки на ниве жертвенности - это вообще первая задача. Нужна именно наставница, именно сестра милосердия, на которую они смотрят снизу вверх, трогают ее медали пальчиком, просят посмотреть, потом примеряют к себе. Есть к чему стремиться, чему подражать. Девочки были очень рады, когда им пошили форму. Я надеюсь, что мы переживем с ними вместе подростковый возраст. В гуманитарном пункте мы вместе с девочками послушницами формировали подарочные наборы, я прямо учила, как правильно класть, чтобы там все было, чтобы была "форма", чтобы все было одинаково.
Конечно, больше люблю пожилых сестер милосердия. Прежде всего, везде мы нужны как матери. Тем же мужчинам, тем же ребятам в госпиталях, тем же детям. Поэтому конечно молодые девочки - даже если они ведут нравственный образ жизни, все равно они еще хохотушки-веселушки. И если они еще не подняли своих детей, то не надо им и в детские дома ходить. Потому что это опыт, это особое отношение к детям. И вот это умение спокойно подойти, объяснить, рассказать, - конечно никакая молодая женщина этого не сделает. Поэтому я люблю сестер милосердия пожилого возраста, которые сами - бабушки".
Сестры милосердия, ангелы земные,
Добрые и кроткие, грустные немного,
Вы, бальзам пролившие на сердца больные,
Вы, подруги светлые, данные от Бога.
Вам – благословение, сестры душ усталых,
Розаны расцветшие, там, на поле битвы,
И в крестов сиянии, ярко-ярко алых,
Тихо принимавшие раненых молитвы…
Интервью. Беседовала Татьяна Холодова