Христианская биоэтика и проблема суррогатного материнства (взгляд Католической Церкви).

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Христианская биоэтика и проблема суррогатного материнства (взгляд Католической Церкви).

Диакон Андрей Иванченко,
студент 2 курса магистратуры
Донской духовной семинарии

Человечество на протяжении всей истории волновала тайна, связанная с зачатием и рождением нового человека. Многие религии пытались ответить на вопрос, когда душа объединяется с телом, в момент самого зачатия или при рождении. Не менее важным было решение проблемы бесплодия семейной пары, зачастую расцениваемое как проклятие или испытание. Так в России доля бесплодных браков превышает 15%, что по мнению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) уже является критическим уровнем [2]. Бездетность часто становится причиной разводов и ухудшает и демографическую ситуацию в нашем государстве.
Для лечения бесплодия медицинская наука разработала целый комплекс вспомогательных репродуктивных технологий (в дальнейшем – ВРТ), к которым относятся в частности экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), а также суррогатное материнство. И если метод ЭКО сравнительно нов и находится в постоянном развитии, то суррогатное материнство известно человечеству еще с библейских времен. Так некоторые исследователи склонны рассматривать историю Сары и Авраама, изложенную в 16-18-х главы Книги Бытия как некий прообраз этой процедуры. В Священном Писании описывается как служанка Агарь была призвана для вынашивания наследника, поскольку Сара по физиологическим причинам сама не была способна на это [1]. Также существуют мнения, что иудейские философы изучали этические последствия суррогатного материнства еще в первых веках нашей эры. В наше время первый успешный опыт искусственного оплодотворения произошел в 1884 году [16], первый легальный контракт на безвозмездное суррогатное вынашивание был составлен адвокатом Ноэль Кин в 1976 году, а впервые возмездный контракт на эту «услугу» был заключен в 1980 году [12].
Первое успешное рождение ребенка по программе полного суррогатного материнства произошло в США в апреле 1986 г. В настоящее время объема рынка услуг суррогатного материнства оценивается от 2 до 6 миллиардов долларов ежегодно.
До тех пор, пока методы ЭКО не получили широкого распространения, суррогатное материнство предполагало наличие суррогатной матери, которая предоставляла бы свою яйцеклетку для оплодотворения и свою матку, в которой созревал бы эмбрион. Эта процедура осуществлялась путем внутриматочного осеменения и, в дальнейшем, получило название т. н. «традиционного» суррогатного материнства или, в некоторых источниках, яйцеклеточного суррогатного материнства, поскольку женщина предоставляла как свою яйцеклетку для оплодотворения, так и свою матку для вынашивания зародыша. Однако начало эпохи ЭКО предоставило возможность оплодотворять яйцеклетки, не принадлежащие самой суррогатной матери, in vitro («на чашках Петри»), и это привело к появлению нового вида суррогатного материнства, в процессе которого суррогатная мать не предоставляет своего генетического материала для будущего ребенка. Некоторые исследователи называют такой вид суррогатного материнства «заместительным», так как суррогатная мать вынашивает будущего ребенка для «истинной» (генетической, социальной или законной) матери.
Развитие современных технологий в биологии и медицине позволили человеку реально вмешиваться в процесс зачатия новой личности, давая подчас ощущение «всемогущества». Они безусловно помогают многим семейным парам обрести радость стать родителями. Но, с другой стороны, эти достижения породили массу вопросов, нравственных и социальных проблем. В «Основах социальной концепции Русской православной церкви» указано, что развитие биомедицинских технологий значительно опережает осмыслением человеком последствий их бесконтрольного применения, размывания моральных и социальных основ человеческого общества, понятия семьи. Современные правовые и этические системы не успевают адаптироваться под стремительный рост медицинских технологий и регулировать такие преступные прецеденты как использование суррогатного материнства для создания рабов, в том числе и для удовлетворения сексуальных страстей, рождения детей с целью последующей продажи их органов и многие другие [18].
Самым важным нравственным вопросом в этой области остается следующий — допустимо ли использование ВРТ в мире, в котором миллионы сирот все еще надеются найти своих приёмных родителей и обрести семью? Эра глобальных открытий в области медицины и биологии позволяет победить бесплодие и наделяет человечество новыми репродуктивными правами, но в тоже время отделяет материнство от беременности, секс от воспроизведения потомства, а также вводит третьего или даже четвертого участника в ту сакральную область супружеских отношений, которая на протяжении многих тысячелетий оставалась прерогативой лишь освященной Господом семейной пары. Прослеживаемость родословной и семейная самоидентификация являлись незыблемыми основами на протяжении всей человеческой истории и были присущи всем социальным классам, служа практическим механизмом по передаче опыта, культурных традиций, материальных ценностей, а зачастую и государственной власти, от поколения к поколению. Институт материнства также представлял собой фундаментальный аспект самоидентификации человека как личности и был многократно воспет в культуре и искусстве как путь к бессмертию в веках. Однако новые ВРТ нивелируют все прежние фундаментальные ценности и формируют ряд вопросов, которые остаются без ответа в прежней социальной парадигме. В частности, метод возмездного «заместительного» материнства, в ходе которого суррогатная мать по поручению заказчиков вынашивает эмбрион, никак генетически не связанный с нею, а зачастую и ни с одним из родителей-заказчиков, ставит, по меньшей мере, два существенных вопроса:
1) какие этические нормы определяют границы генетического, суррогатного и социального материнства, а также супружеской верности?
2)какие юридические нормы помогут руководствоваться при определении отцовства (материнства) и разрешении вопросов наследования?
Решение морально-этических проблем, которые возникают при использовании ВРТ, в том числе суррогатного материнства является одним из приоритетных, так как затрагивает основы человеческого бытия, семьи и общества в целом.
В связи с этим представляет интерес рассмотрение богословских аргументов основных христианских конфессий, которые дают оценку возможности использования ВРТ и суррогатного материнства и изменений взглядов общества, происходящих под их влиянием. В данной статье мы рассмотрим мнение католической церкви к данным проблемам.
Моральная оценка новых медицинских возможностей решения проблем бесплодия давалась Католической церковью почти незамедлительно после их появления. В 1980 г. издается Инструкция о крещении («Instruction on infant baptism»), в которой разъясняется необходимость крещения всех рожденных детей [15]. В 1987 году выходит энциклика «Donum vitae», в которой определяется необходимость уважения к рождающемуся ребенку как человеческой личности [13]. В 1995 г. появилась 11-я энциклика папы Римского Иоанна Павла II «Evangelium vitae» (Послание о ценности и нерушимости человеческой жизни) [9]. Согласно энциклике Donum Vitae католическая церковь рассматривает одни репродуктивные технологии как морально допустимые, другие же – нет. Основным критерием для такой оценки выступает мера того ущерба, который может быть нанесен достоинству человеческой личности или же институту брака, в ходе применения тех или иных медицинских манипуляций. ЭКО, которое является неотъемлемым компонентом процедуры суррогатного материнства, также отнесено данным документом к аморальным, по большей части потому, что данная технологии нивелирует значимость соития как сакрального аспекта супружеских отношений [11]. Папа Павел VI в своем энциклике Humanae Vitae указывает, что «создание новой жизни- самая серьезная для человека задача, при выполнении которой супружеская пара свободно и ответственно взаимодействует со Творцом» [8]. Также, параграф 2376 Катехизиса Католической Церкви гласит, что «медицинские технологии, приводящие к разделению мужа и жены и приводящие к внедрению сторонних персон в сакральную область супружеских отношений (донорство сперматозоидов и яйцеклеток, предоставление матки для вынашивания) являются глубоко аморальными» [7].
Как уже говорилось, в результате комбинирования процедур ЭКО и суррогатного материнства, могут, появляться на свет дети, как имеющие генетическое родство с родителями-заказчиками, так и нет. С другой стороны, католическая церковь на протяжении многих веков всячески поддерживает практику принятия в семьи детей, оставшихся без попечения родителей и, более того, институты ее социального служения проводят деятельность, напрямую направленную на спасение и размещение сирот [5]. Развитие современной медицины позволило не элиминировать избыточно заготовленные эмбрионы, а сохранять их жизнь, подвергая глубокой заморозке. На первый взгляд это существенный прорыв в этическом аспекте данной процедуры, так как исключается грех убийства, однако, на самом деле, это лишь перевод проблемы в иную плоскость. В католической традиции существует достаточное количество трудов, посвящённых суррогатному материнству и этике усыновления эмбрионов. Некоторые представители римской церкви заявляют, что деятельность по размещению избыточно заготовленных в процессе ЭКО эмбрионов с целью сохранения их жизней, другими словами - поиск для существующих эмбрионов «суррогатных» матерей, не противоречит учению церкви. Так, доктор Жанет Смит, например, полагает, что суррогатное материнство, в зависимости от конкретной ситуации, может являться проявлением христианской добродетели милосердия. Она приводит пример, когда женщина выносила эмбрион для своей родной сестры, проходящей онкологическое лечение и неспособной сделать это самостоятельно из-за постоянных курсов лучевой терапии [10]. Здесь, по мнению Жанет Смит, возникает некий правовой и этический казус - женщина способна зачать и выносить ребенка самостоятельно, но без должного лечения ее онкологического заболевания медицина не может гарантировать продолжительность ее жизни более периода беременности, в то время как внутриутробное облучение плода может вызвать необратимые последствия уже в его организме. Таким образом, подобные случаи применения метода суррогатного материнства необходимо, на наш взгляд, исследовать в контексте всего комплекса социальных, семейных или иных обстоятельств.
Некоторые богословы, в частности католический священник Тадеуш Пахольчик, видят в институте суррогатного материнства вызов семейному праву. Использование для оплодотворения спермы мужчины, не являющегося супругом женщины расценивается как вторжение в интимную сферу брачных отношений. Другими словами, процесс суррогатного материнства, который связан с использованием, по меньшей мере, одной гаметы от представителей иного брачного союза, разрушает целостность брака суррогатной матери в глазах Церкви. Шенкер Дж. Г. указывает, что «Римско-католическая церковь убеждена, что нерушимое единство брака – необходимое и достаточное условие достойного и действительно ответственного продолжения рода» [17]. Вступление в брак подразумевает исключительность отношений мужчины и женщины, дающее им право стать родителями только исключительно друг через друга. Вторжение в процесс деторождения иных лиц подразумевает разрушение единства и целостности брака. Кроме того, суррогатное материнство определяет и несправедливость в отношении ребенка, лишая его права на отношения с биологическими родителями, с женщиной, которая выносила его, и вводит потенциально запутанные и двусмысленные отношения в его жизни. Сокрытие информации от ребенка о его происхождении предполагает, что данная информация может пагубно отразиться на нем и не может быть, в связи с этим оправданной. Конференция католических епископов США считает недопустимой суррогатное материнство, потому что оно разрушает уникальность взаимоотношений матери и ребенка. Кроме того, коммерциализация суррогатного материнства унижает достоинство женщины, особенно бедной [4].
Несмотря на то, что католическое понимание супружеской верности предполагает некоторую гибкость в отношении усыновления, когда брошенный ребенок принимается в новую семью, тем не менее он остается строго консервативным в отношении гестационного суррогатного материнства, когда третья сторона попирает святость продолжения рода в браке. Тем не менее, когда суррогатная мать отказывается от ребенка, а родители-заказчики становятся его приёмными родителями, якобы проявляя христианское милосердие, либеральное общество заставляет идти на уступки Католическую церковь, вынуждая одобрять подобное усыновление.
Отметим, что последовательная оппозиция Католической церкви по отношению к современным ВРТ и суррогатному материнству обусловлена христианским пониманием института семьи и материнства, которое исключает любое вмешательство третьих лиц в святость супружеских сексуальных и репродуктивных отношений. Позиция католической церкви – ребенок имеет право быть зачатым и быть выношенным только естественным путем своими биологическими родителями. Все остальные способы воспроизводства потомства аморальны, даже если имеют благие намерения, так как разрушают единство и стабильность семьи и гражданского общества в целом. В Катехизисе католической церкви указано, что ребенок — это Высший дар брака и он человек от момента зачатия, и его человеческие права должны уважаться родителями от самого начала зарождения новой жизни [7]. Прежде чем прибегать к сомнительным с точки зрения морали ВРТ, супружеская пара должна использовать все возможные медицинские методы решения проблемы бесплодия или признать, что это одно из испытаний.

 

Список литературы.

 
1.     Андреева Л. Е. Биоэтический нарратив в современном теологическом дискурсе (на примере технологии суррогатного материнства)// Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2014. – Том.15, №1.- С.42-48.
2.     Кулаков В. И. Репродуктивное здоровье населения России: медицинские, социальные и демографические проблемы. // Поликлиническая гинекология (под ред. проф. В.Н.Прилепской). — 2-е изд., доп. — М.: МЕДпресс-информ, 2005. — 640 с, ил.- С.263-273.
3.     Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // URL: http://www. patriarchia.ru/ db/text/419128.html.
4.     Austriaco N. Judging the Morality of Donors and Surrogates// Biomedicine and Beatitude: An Introduction to Catholic Bioethics. CUA Press. -2011.-P.101-103.
5.     Berkman J. Ethical and religious directives for a Catholic embryo adoption agency: a thought experiment. //The Ethics of Embryo Adoption and the Catholic Tradition: Moral Arguments,Economic Reality and Social Analysis, edited by Brakman S.V. and Weaver DF. -2007. -P.251-273.
6.     Brakman S-V, Weaver DF. Introductory chapter. //The Ethics of Embryo Adoption and the Catholic Tradition Moral Arguments, Economic Reality and Social Analysis, edited by Brakman S-V. and Weaver D.F.- 2007.-P.1-2.
7.     Catechism of the Catholic Church. PART THREE: LIFE IN CHRIST. III. The Love of Husband and Wife. 1992. // URL: https://www.vatican.va/archive/ENG0015/__P86.HTM
8.     Encyclical letter Humanae vitae of the supreme pontiff Paul VI.//
Vatican Archive. Humanae vitae. 1968. - URL: https://w2.vatican.va/content/paul-vi/en/encyclicals/documents/hf_p-vi_enc_25071968_humanae-vitae.ht...
9.     «Evangelium vitae» To the Bishops Priests and Deacons Men and Women religious lay Faithful and all People of Good Will on the Value and Inviolability of Human Life / / URL: http://www.vatican.va/ holy father/john_paul_ii/ encyclicals/documents/hf_jp-ii_enc_25031995_evangelium-vitae_en.html.
10. Gilbert K. Top Catholic ethicists duel over frozen embryo adoption. // LifeSiteNews.com. -2011. // URL: https://www.lifesitenews.com/news/top-catholic-ethicists-duel-over-frozen-embryo-adoption.
11. Haas J.M. Begotten not made: a Catholic view of reproductive technology. //United States Conference of Catholic Bishops. 1998.- URL: https://www.usccb.org/issues-and-action/human-life-and-dignity/reproductive-technology/begotten-not-....
12. History of surrogacy// URL: https://surrogate.com/about-surrogacy/surrogacy-101/history-of-surrogacy/.
13. Instruction on respect for human life in its origin and on the dignity of procreation: replies to certain questions of the day. // URL: https://www.vatican.va/roman_curia/congregations/cfaith/documents/rc_con_cfaith_doc_19870222_respect...
14. Instruction Dignitas Personae on certain bioethical questions. // URL: https://www.vatican.va/roman_curia/congregations/cfaith/documents/rc_con_cfaith_doc_20081208_dignita...
15. Instruction on infant baptism // URL: http://www.vatican.va/roman_curia/congregations/ cfaith/documents/rc_con_cfaith_doc_19801020_pastoralis_actio_en.html.
16. Parker Herring Law Group, the history of surrogacy: 4 important eras to know. // URL:https://parkerherringlawgroup.com/surrogacy-lawyer-attorney-raleigh-nc/surrogacy-information/history....
17. Schenker JG. Assisted reproductive practice: religious perspectives. // Reproductive biomedicine online. 2005;10(3):310-9.
18. Wikinson S. The exploitation argument against commercial surrogacy. // Bioethics. -2003. -vol.17.- №7.- Р.169–87.