Монастырь Иерусалимского Патриархата в г. Таганроге

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Монастырь Иерусалимского Патриархата в г. Таганроге

Ректор Донской духовной семинарии
протоиерей Тимофей Фетисов



История южно-российского города Таганрога тесно связана с Грецией и греческим народом.  Исследователи считают, что «первые греки в северо-восточном Приазовье появились еще в эпоху античности. Археологами установлено, что на побережье Таганрогского залива Азовского моря в VII-VI вв. до Рождества Христова находилась греческая торговая фактория, позже разрушенная морем. Последние археологические находки дают основание предположить, что поселение было тем самым городом Кремны, о котором писал Геродот.  Возвращение греков в Таганрог было связано с событиями русско-турецкой войны 1769-1774 гг., когда многие греческие патриоты, боровшиеся против турецкого господства, присоединились к российскому флоту. После окончания войны они были вынуждены покинуть Родину из-за угрозы репрессий со стороны турецких властей. С этого времени начинается массовое переселение греков в северно-восточное Приазовье. 

Так Таганрог стал второй родиной для греческих беженцев. Уже вскоре, многие из них, благодаря своей предприимчивости в торговых делах довольно быстро разбогатели, вошли в органы местного самоуправления, стали крупными меценатами и ктиторами таганрогских храмов. 

Самым значительным церковным сооружением, построенным выходцами из Греции стал Иерусалимский греческий монастырь, сооруженный Иоаннисом Леонтидисом (род. в 1750 г.) В прошлом этот уроженец острова Псарра в Эгейском море был греческим военным моряком и сражался совместно с российским флотом защищая христианское население от турок. Благодаря своим военным заслугам после окончания военных действий он получил от русской императрицы Екатерины Второй большую денежную награду и возможность беспошлинной торговли в России. Благодаря этому Леонтидис быстро разбогател и занялся широкой благотворительностью. Одним из его самых значительных дел стало строительство церквей. Так, в 1809 году он начал строительство большого храма во имя святой Троицы в Таганроге, для чего из Афин был специально прислан греческий архитектор. Храм был построен с двумя приделами – во имя святого русского князя Александра Невского, в честь действующего российского императора Александра Первого и небесного покровителя Леонтидиса - святителя Иоанна Златоуста. В 1813 году, когда строительство храма было окончено, господин Леонтидис обратился к императору с ходатайством об устроении здесь монастыря.

При этом, желая, чтобы обитель стала убежищем для приезжающих в Россию греков и местом молитвы многочисленной греческой диаспоры Таганрога, составлявшей в то время до около 20 процентов жителей города,  он попросил о том, чтобы богослужение совершалось на греческом языке, а сам монастырь подчинялся Иерусалимскому патриарху. Император удовлетворил эту просьбу, и, по согласованию с Иерусалимским патриархом Поликарпом особой грамотой в 1814 году постановил о монастыре «определить его навсегда в зависимость Святому Гробу Господню в Иерусалиме». Императором было также  предписано управлять монастырем по образцу Устава  Московского греческого монастыря святителя Николая Чудотворца, переданного в 17 веке во владение Афонскому Иверскому монастырю.  Иерусалимский патриарх, в свою очередь,  дал обязательство каждые пять лет присылать нового настоятеля-архимандрита с иеродиаконом и двумя иеромонахами. 

Непостижимый Промысел Божий связал не только жизнь, но и смерть императора Александра I с Иерусалимским монастырем.  Как известно самодержец неожиданно окончил свои дни 19 ноября 1825 года в Таганроге, где он находился на кратком отдыхе с семьей. Тело покойного из дворца было перевезено в монастырь. В течение нескольких дней,  перед тем как тело покойного было отправлено для захоронения в  Петербург,  по вечерам над ним совершал панихиды настоятель монастыря.  В память об этом событии на месте отпевания императора в монастырском храме была устроена мемориальная мраморная плита, отгороженная решеткой.  

По воспоминаниям современников, внешне монастырь представлял массивное белое здание с греческим фронтоном, подпираемым огромнейшими колоннами. Иконостас, выполненный в коринфском стиле, был изготовлен первоклассными мастерами в Греции и по чистоте отделки и изяществу не находил себе равных. Прекрасна была и настенная  фресковая живопись.  За престолом находилась сделанная с особым искусством икона «Тайная вечеря». Храм освещали хрустальные люстры венецианских мастеров. На иконах висело много серебряных и золотых корабликов, принятых в дар от греческих моряков,  спасшихся от кораблекрушения. Сама городская площадь, на которой расположился монастырь, была названа Иерусалимской. 

Кроме основного здания, Иерусалимский монастырь имел отдельный корпус для проживания братии, на втором этаже которого в 1848 году был устроен обогреваемый «зимний» храм свв. Косьмы и Дамиана, где греческие монахи предпочитали молиться  в холодное время года.        

Монастырь привлекал своей красотой и благоговейным служением монахов не только греческое население. Несмотря на то, что богослужение совершалось на незнакомом языке, монастырский храм был полон прихожан всех сословий и национальностей. Так, сохранились сведения, что в монастырском хоре более трех лет пели будущий писатель Антон Чехов и его брат Николай.

Нельзя не упомянуть, что в период национально-освободительного движения за независимость Греции от турецкого господства, в Таганроге под духовным попечением монастыря находилась организация греческих патриотов «Филики Этерия». В его стенах, при вступлении в ряды тайных бойцов они произносили  клятву: «Клянусь тебе священная и несчастная Отчизна, клянусь твоим долголетним страданием, клянусь горькими слезами, которые столько веков проливали твои несчастные дети! Клянусь моими собственными слезами, пролитыми в этот миг, и будущей свободой моих соотечественников, что целиком отдаюсь тебе! Впредь твои желания будут причиной и целью моих помыслов!». 

Настоятелями и духовенством храма были весьма достойные клирики Иерусалимского Патриархата. Не случайно, духовником святого праведного Павла Таганрогского стал иеромонах греческого монастыря Дамиан. Именно он в марте 1879 года преподал последнее причастие умирающему старцу. Перед смертью, святой Павел предсказал ему, что он станет Иерусалимским Патриархом. Пророчество старца исполнилось через 18 лет, когда в 1897 году отец Дамиан был действительно избран Предстоятелем Иерусалимского Патриархата. 

После революции 1917 года, Иерусалимский монастырь разделил судьбу большинства российских обителей. В апреле-мае 1922 года в рамках кампании по изъятию церковных ценностей из него была вывезена вся драгоценная священная утварь. В 1926 году, при последнем монастырском настоятеле архимандрите Данииле (Косикадисе) обитель была закрыта, и впоследствии разрушена. В 1933 году на месте монастыря построили многоэтажный дом.   В настоящее время об обители напоминает лишь чудом сохранившийся братский корпус, отданный под коммунальные квартиры. 

Память основателя монастыря Иоанниса Леонтидиса по сей день сохраняется в Греции, куда он вернулся в 1824 году за год до своей смерти. Благодарная Эллада поставила господину Леонтидису памятник в Афинах. Не забыт таганрогский греческий монастырь и в Иерусалимской Церкви, архивы которой хранят рукописные дневники и воспоминания патриарха Дамиана о его жизни в России. Вне всякого сомнения, их публикация открыла бы много новых интересных подробностей не только о жизни греков в дореволюционной России, но и о тесных взаимоотношениях Русской и Иерусалимской Церквей.


Галерея