Автор статьи:
Паломник и сотрудник
Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря
Егор Кулик
МОНАСТЫРИНГ: НОВЫЙ ТРЕНД ДЛЯ РОССИЯН, В КАКОЙ МОНАСТЫРЬ ЛУЧШЕ ПОЕХАТЬ
В современном мире, где каждая минута расписана, а телефон постоянно засыпает уведомлениями, всё больше людей ищут способ сделать паузу и побыть наедине с собой. Именно поэтому в последние годы набирает популярность такое явление как монастыринг – временное проживание в православных монастырях. Давайте разберемся, что это такое и почему люди выбирают такой необычный способ отдыха от городской суеты.
Что такое монастыринг и откуда он взялся
Само слово «монастыринг» появилось недавно, но за ним стоит многовековая традиция. Исторически сложилось так, что православные монастыри всегда были открыты для мирян – обычных людей, которые хотели не просто помолиться, но и пожить какое-то время в обители, помогая монахам в их повседневных делах.
До революции 1917 года существовало понятие «трудничество» – когда человек добровольно приходил в монастырь, чтобы потрудиться во славу Божию. Люди работали на монастырских огородах, помогали на кухне, участвовали в строительстве. Это не считалось чем-то необычным – наоборот, была распространенная практика. В советское время эта традиция прервалась, но сейчас она возрождается в новом формате, который и получил название «монастыринг».
Чем монастыринг отличается от обычного похода в церковь или паломничества
Многие могут подумать: «А чем это отличается от простого посещения монастыря или паломнической поездки?» Разница существенная. Когда вы приходите в церковь или едете на экскурсию в монастырь, вы остаетесь сторонним наблюдателем. Вы смотрите на храмы, слушаете богослужебные песнопения, возможно, ставите свечи и пишите записки на поминовение – но вся эта красота воспринимается поверхностно, как красивая картина.
Монастыринг – это совсем другое. Здесь вы становитесь частью монастырской жизни. Вы живете по монастырскому распорядку, просыпаетесь на утреннюю службу, работаете вместе с монахами и послушниками, делите с ними трапезу. Это полное погружение в совершенно иной образ жизни, возможность не просто посмотреть со стороны, а прожить и прочувствовать всё на себе.
Почему люди выбирают монастыринг
В наше время люди приходят к монастырингу по разным причинам. Кто-то ищет тишины и покоя вдали от городского шума. Другие хотят разобраться в себе, найти ответы на важные жизненные вопросы. Третьи стремятся прикоснуться к многовековой духовной традиции, почувствовать связь с историей своей страны.
Интересно, что среди тех, кто пробует монастыринг, много успешных бизнесменов, руководителей компаний, творческих людей. Казалось бы – зачем человеку, у которого есть всё, менять комфортную городскую жизнь на скромный монастырский быт? Но именно люди, достигшие определенных высот в жизни, часто острее других чувствуют потребность в духовном развитии, в поиске чего-то большего, чем материальный успех, внутреннего, настоящего.
Что дает человеку пребывание в монастыре
Монастырская жизнь может дать современному человеку то, чего ему часто не хватает в повседневности:
- Тишину и возможность услышать себя. В монастыре нет привычного информационного шума. Здесь не звонит телефон, не пищат уведомления из соцсетей, не нужно проверять почту каждые пять минут. Появляется возможность побыть наедине с собой, прислушаться к своим мыслям и чувствам.
- Простоту и ясность. Монастырская жизнь подчинена четкому распорядку. Здесь нет суеты и спешки, каждое дело делается в свое время. Это помогает упорядочить мысли, расставить приоритеты в жизни.
- Новый взгляд на привычные вещи. Когда человек оказывается в непривычной обстановке, многие обыденные вещи начинают восприниматься по-новому. То, что казалось важным, может потерять свою значимость, и наоборот – простые радости жизни обретают особую ценность.
- Физический труд и молитву. В монастыре любая работа воспринимается как служение. Это может быть работа в саду, на кухне, уборка территории – неважно. Главное, что такой труд в сочетании с молитвой помогает обрести внутреннюю гармонию.
Как подготовиться к поездке: практические советы
Что взять с собой. Список необходимых вещей достаточно прост:
- Удобная неброская одежда (для женщин – длинные юбки и платки, для мужчин – брюки и рубашки с длинным рукавом)
- Рабочая одежда, которую не жалко испачкать
- Удобная обувь
- Молитвослов (если есть)
- Небольшая сумма денег на пожертвования, если посчитаете нужным что-то приобрести в церковной лавке или заказать поминовения
Что оставить дома
- Дорогие украшения и технику
- Яркую одежду
- Косметику
- Скоропортящиеся продукты
- Развлекательную литературу
- Все от чего чувствуете зависимость
Как договориться о приезде
Важно заранее связаться с монастырем и договориться о своем приезде. Обычно это делается через паломническую службу. Вам нужно:
- Позвонить и рассказать о своем желании потрудиться
- Уточнить, когда лучше приехать и на какой срок
- Узнать условия проживания и распорядок дня
- Выяснить, какие документы нужно взять с собой
Монастырский день: как это устроено
Жизнь в монастыре подчинена строгому распорядку. Вот как обычно выглядит день трудника:
5:00-5:30 – Подъем
6:00-8:00 – Утреннее богослужение
8:00-9:00 – Завтрак
9:00-13:00 – Послушания (работа)
13:00-14:00 – Обед
14:00-17:00 – Послушания
17:00-19:00 – Вечернее богослужение
19:00-20:00 – Ужин
22:00 – Отбой
Конечно, в разных монастырях распорядок может отличаться, но общий принцип остается неизменным: день строится вокруг богослужений и труда.
Какие бывают послушания
Послушание – это работа, которую выполняет насельник монастыря. Виды работ могут быть самыми разными:
На кухне:
- Помощь в приготовлении пищи
- Мытье посуды
- Чистка овощей
- Уборка помещений
В саду и огороде:
- Прополка грядок
- Полив растений
- Сбор урожая
- Уход за цветниками
По хозяйству:
- Уборка территории
- Колка дрова
- Мелкий ремонт
- Стирка и глажка
В храме:
- Помощь во время богослужений
- Уборка помещений
- Работа со свечами
- Помощь в церковной лавке
При распределении послушаний учитываются физические возможности и навыки трудника. Никто не заставит вас делать то, что вам не по силам.
О чем важно помнить
- Монастырь – не отель. Условия проживания могут быть очень простыми. Будьте готовы к тому, что придется жить в комнате с несколькими людьми, пользоваться общим душем и туалетом.
- Уважение к укладу. В монастыре существуют свои правила и традиции, которые нужно уважать, даже если они кажутся странными или непонятными. Ведь не случайно в народе говорят: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».
- Послушание. Важно помнить, что вы приехали не командовать, а помогать. Нужно смиренно принимать те послушания, которые вам дают.
- Внутренний настрой. Монастыринг – это не туристическая поездка. Важно настроиться на серьезную внутреннюю работу.
Как монастыринг меняет жизнь: истории и наблюдения
Многие люди, вернувшись из монастыря, отмечают, что их жизнь начинает меняться. Причем речь идет не о каких-то внешних переменах – меняется внутреннее восприятие мира, отношение к привычным вещам, появляются новые ценности. Давайте разберем, какие важные уроки можно вынести из опыта монастырской жизни.
Есть даже такие случаи, когда человек состоятельный, однажды побыв некоторое время в монастыре, в последствии оставляет свое богатство, раздает нуждающимся и желая, по Евангельскому слову, следовать за Христом (Лк. 9:23) поселяется в монастыре и всю оставшуюся жизнь занимается духовным деланием: молится, трудится, помогает нуждающимся и в этом обретает радость и счастье, которые порой и словами не выразить.
Урок первый: простота делает счастливым
Елена, 34 года, руководитель отдела в крупной компании, делится: «После недели в монастыре я поняла, как много лишнего накопилось в моей жизни. Дома у меня шкаф забит одеждой, которую я не ношу, полки заставлены вещами, которые не использую. А в монастыре я прекрасно обходилась двумя платьями и парой самых необходимых вещей – и чувствовала себя абсолютно счастливой.»
Оказывается, для счастья нужно гораздо меньше вещей, чем мы привыкли думать. Монастырская простота учит отличать действительно важное от наносного, существенное от случайного.
Урок второй: тишина лечит
В современном мире мы постоянно находимся в потоке информации. Телевизор, радио, социальные сети, рабочие чаты – всё это создает непрерывный информационный шум, от которого устает душа. В монастыре человек впервые за долгое время оказывается в тишине.
Михаил, 42 года, предприниматель, рассказывает: «Первые два дня было очень некомфортно без телефона. Я постоянно дергался, пытался проверить почту, ленту новостей. А потом вдруг почувствовал такое облегчение! Как будто тяжелый рюкзак с плеч сняли. Оказывается, постоянное присутствие в информационном поле отнимает огромное количество энергии.»
Урок третий: труд может быть молитвой
В обычной жизни работа часто воспринимается как необходимость, как способ заработать деньги. В монастыре к любому труду относятся иначе – как к служению, как к возможности принести пользу другим людям.
Анна, 29 лет, дизайнер: «Когда я чистила картошку на монастырской кухне, сначала было обидно – с моим-то образованием! А потом поймала себя на мысли, что делаю это с любовью, думая о тех людях, которые будут есть приготовленную еду. И работа превратилась в радость.»
Благодатные перемены после монастырской жизни
Часто спрашивают: что же происходит с человеком после того, как он возвращается из монастыря в мир? Как этот опыт меняет душу? И знаете, перемены действительно происходят удивительные, хотя внешне они могут быть почти незаметны.
Представьте себе, как после долгой зимы первые лучи весеннего солнца постепенно растапливают снег. Так же и монастырский опыт – он медленно, но верно растапливает лед в нашей душе. Человек начинает иначе воспринимать время. Куда-то уходит эта вечная спешка, суетливость, желание всё успеть. Приходит понимание, что каждому делу – свой час, что не нужно разрываться на части, пытаясь сделать десять дел одновременно.
Меняется и отношение к людям вокруг. В монастыре мы учимся главному – любви и терпению. Там понимаешь, что каждый человек – это целый мир, созданный Богом, и достоин любви просто потому, что он есть. Это понимание остается с нами и в миру, помогает легче принимать людей такими, какие они есть, меньше раздражаться, больше сострадать.
А самое главное – человек начинает лучше понимать себя самого. Как будто внутренний взор проясняется. В суете городской жизни мы часто теряем себя, забываем о том, что действительно важно для нашей души. А в монастырской тишине приходит это понимание – кто ты есть на самом деле, чего действительно хочешь, куда идти дальше.
Кому Господь указывает путь в монастырь
Знаете, часто замечаю, что Господь сам приводит в монастырь тех, кому это особенно нужно в данный момент жизни. Иногда человек сам даже не понимает, почему его вдруг потянуло в обитель – просто чувствует, что надо. И потом оказывается, что именно это ему и было необходимо.
Особенно часто такая потребность возникает, когда душа устала от городского шума, от бесконечной гонки за успехом, от постоянного напряжения. Монастырь становится тихой пристанью, где можно перевести дух, собраться с силами. Порой даже несколько дней в монастыре дают столько сил и покоя, сколько не дает двухнедельный отпуск на модном курорте.
Приходят в монастырь и те, кто стоит на распутье, кому нужно принять важное жизненное решение. В тишине монастырских стен, в молитве и труде часто приходит ясное понимание того, как поступить, куда двигаться дальше. Господь как будто сам открывает путь, нужно только быть внимательным к Его знакам.
О сохранении монастырского духа в миру
Часто спрашивают: «Батюшка, как же не растерять то хорошее, что обрел в монастыре? Как сохранить этот мир в душе, когда вернешься в городскую суету?» И правда, это не простой вопрос, но решаемый.
Главное – помнить, что монастырь внешний должен помочь нам построить монастырь внутренний, в своей душе. И этот внутренний монастырь мы можем носить с собой везде. Как это сделать? Прежде всего, нужно постараться хоть немного упорядочить свою жизнь. Необязательно вставать с петухами, как в монастыре, но хорошо бы иметь свой устав – время для молитвы, для труда, для отдыха.
Очень важно каждый день находить хотя бы короткое время для тишины и молитвы. Это может быть раннее утро или поздний вечер, когда домашние еще или уже спят. Затворите дверь своей комнаты, зажгите лампаду или свечу, побудьте наедине с Богом. Эти минуты тишины – как глоток чистой воды для жаждущей души.
И конечно, нужно стараться сохранять то отношение к труду, которому учит монастырь. Любое дело можно делать с молитвой, с любовью, будь то приготовление обеда для семьи или работа в офисе. Важно не что мы делаем, а как, с каким сердцем. В этом великая мудрость монастырской жизни – всё делать во славу Божию, с любовью и вниманием.
И помните, что всегда можно вернуться в монастырь, когда почувствуете, что силы иссякают, что нужно обновить душу. Монастырские врата открыты для каждого ищущего Бога и духовного укрепления.
Куда поехать: святые обители, открытые для трудников
Когда человек решается на первый опыт монастырской жизни, очень важно выбрать подходящую обитель. В России множество прекрасных монастырей, и каждый из них имеет свой особый дух, свои традиции. Хотел бы особо рассказать о родной моему сердцу Донской Старочеркасской Ефремовской обители в Ростовской области.
Донской Ефремовский мужской монастырь в станице Старочеркасской – жемчужина Донского края. Эта обитель, расположенная на юге России, отличается особым казачьим колоритом и теплым, радушным приемом паломников и трудников. Здесь органично сочетаются строгость монастырского устава и традиционное донское гостеприимство. Монастырь окружен живописной природой, а близость Дона создает особую атмосферу умиротворения. Трудники могут участвовать в различных послушаниях: от работы в монастырских садах и огородах до помощи в восстановлении старинных храмов, но самое главное – молитва, в этой святой обители всегда совершается чинно, благоговейно и умилительно.
К сожалению не все монастыри принимают трудников, в силу строгости своего устава, есть более закрытые обители. Но в основном везде осуществить «монастыринг» возможно.
Вот список некоторых, весьма известных обителей, где также можно потрудится и совершить паломничество:
- Свято-Троицкая Сергиева Лавра
- Оптина Пустынь в Калужской области
- Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
- Псково-Печерский монастырь
- Спасо-Преображенский Валаамский монастырь.
- Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь
- Саввино-Сторожевский монастырь
- Пафнутьев-Боровский монастырь
В каждом из этих монастырей вы найдете свою особую атмосферу, свои традиции. Для первого опыта лучше выбирать обитель, которая находится относительно недалеко от вашего дома – это позволит не тратить много сил на дорогу и больше времени посвятить самой монастырской жизни. И помните: главное – ехать с открытым сердцем и готовностью принимать тот опыт, который Господь будет посылать через монастырскую жизнь.
Игумен Сергий (Коломиц) – наместник Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря о монастыринге:
Монастыринг – это не просто модное увлечение или способ отдохнуть от городской суеты. Это возможность прикоснуться к многовековой мудрости, найти ответы на важные вопросы, обрести внутреннюю гармонию. В мире, где всё ускоряется и усложняется, монастырская простота и неспешность становятся особенно ценными.
Конечно, не каждому подойдет такой опыт. Кому-то может быть сложно принять монастырский уклад жизни, кому-то тяжело физически. Но для многих людей даже короткое пребывание в монастыре становится важным жизненным опытом, помогает увидеть мир и себя по-новому.
И даже если вы пока не готовы к такому опыту, само существование монастырей в современном мире напоминает нам о важных вещах: о том, что жизнь может быть проще и глубже, что счастье не зависит от количества вещей, что в тишине можно услышать самое важное: Христос есть Истина, Путь и Жизнь (Ин.14:6).
По материалам сайта Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря