«Мысли вслух»

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
«Мысли вслух»

Магистр истории  Антон Кореневский


БЕСПОЛЕЗНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ?

Дочь задала вопрос, один из, наверное, самых трудных: для чего крестят младенцев? И мой ответ её как будто не убедил, да что там, он и мне самому показался неуверенным и слабым (чаще всего такие ответы, думаю, приходилось слышать и вам). И вот на следующий день на уроке говорим с учеником о его недавно родившейся дочери, разговор сам собой заходит в тему крещения и, неизбежно, возникает тот самый вопрос. И вдруг я нахожу, как мне кажется, неплохую аналогию - и крещения, и ношения нательного креста, и причащения детей и родителей (часто, увы, только детей). Аналогия вот какая. Вы приезжаете на горный курорт и покупаете своему ребёнку ski pass. У вас он тоже есть, ещё с прошлой поездки. Но вдруг вы решаете, что кататься вашему сыну или дочери вряд ли нужно - может не получиться и будет досадно, можно травму получить, мало ли что ещё может произойти. Вы и сами не катаетесь, что-то как-то лень. Да и вообще можно просто сфотографироваться с этой штукой на шее и того довольно - друзьям показать, в соцсетях выложить. Или ещё более странный, мягко говоря, шаг - отправить маленького ребёнка кататься одного. А пока пойдём по ресторанам и магазинам, в Роза Хутор чего только нет теперь.

Довольно странное решение. Приехать в горы, получить ski pass и отказать себе в этих впечатлениях, пусть и немного рискованных. Никто ведь не мешает и в ресторан, и по магазинам, но приехали ведь вы в первую очередь не за тем.

Очень похожая ситуация и с крещением. Люди крестят детей (история про "защитный амулет" пусть останется для другого текста), само собой фотосессия, потом банкет. И в храм люди не идут после этого. А если и приходят, то чаще всего причащают лишь детей. Какой в этом смысл я не очень понимаю. И почему, зачем отправлять ребёнка в это путешествие одного?

Никто не заставляет жить в Церкви, но если, крестив ребёнка и будучи крещёными, вы сделали первый шаг, разве не логично хотя бы попробовать второй? Можно и другие аналогии найти - билет на поезд, самолёт, фестиваль или концерт. Странно ведь начать путешествие и через час-полтора, сделав пару фотографий, завершить. Разве нет?


ЗА ОДНИМ СТОЛОМ 

Мне часто приходят на ум аналогии, как-то связанные с IT, о некоторых хочу написать. Сегодня такая, про Skype,  Zoom & иже с ними (тема мне близкая - я уже больше десяти лет преподаю английский и русский онлайн).

Представьте, вы уехали жить в другой город или страну, ваши родители остались в родных краях. Вы привязаны к семье, вы общаетесь чуть ли не каждый день по видеосвязи. Лучше, чем ничего - можно и лица любимые увидеть, и внуков показать, и новую квартиру, да много что можно. Но вот спустя полгода или год вы едете домой. Вы обнимаете родителей, чувствуете знакомые запахи, садитесь за стол, пьёте чай с маминым пирогом. Разве это хоть как-то можно сравнить с перепиской в WhatsApp или видеозвонками? Думаю, что нет.

В чём же и с чем моя аналогия? С Церковью, а ещё точнее - с Литургией (слово это переводится с греческого как "общее дело"). Как ещё мы называем это богослужение, во время которого происходит центральное таинство Церкви - Евхаристия (в переводе с того же греческого -"благодарение", наверняка слышали как греки говорят "спасибо")? Это Трапеза Господня, это Обедня. В древности люди приносили в храм плоды своего труда - хлеб и вино - которые по молитвам Церкви ("экклесия" ещё одно греческое слово, означающее "собрание") и действием Святого Духа преображаются в Тело и Кровь Христовы, а мы становимся причастниками Самого Бога, Его естества, частью Его Тела, родными Ему.


ВЫ ДРУЗЬЯ МОИ

В телефонной книге твоей

есть старинный друг.

Но ты ему не звонишь...

Возможно из этих строчек появится песня, или стихи. А пока вот такой небольшой текст. О дружбе и встречах.

Вчера в разговоре с другом пришла такая аналогия нашего общения с Богом и людьми. И она снова связана с пищей, куда без этого. Случается так, что вам звонит кто-то из друзей, кто-то, с кем вы перестали видеться, разве что поздравляете друг друга с праздниками да смотрите-лайкаете сторис и статусы. Он звонит и предлагает встретиться, выпить кофе или вместе пообедать. И вот вы, когда-то близкие люди, спустя год или годы сидите в кафе, делитесь новостями, говорите и слушаете, и вдруг с радостью понимаете, что вот и вернулась дружба, что вы теперь будете видеться чаще, звать друг друга в гости, знакомить жён и детей. Кто-то сделал первый и совсем не трудный шаг, а другой - откликнулся. И что-то очень важное произошло.

В книге Откровения апостола Иоанна Богослова Христос обращается к человеку: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).

Бог терпелив. Он ждёт, что однажды перестанет быть просто одним из сотен, о ком мы время от времени вспоминаем (крестик на шее, вербы, святая вода, куличи, "вера в душе"), но нашим другом. Только в христианстве Бог открывается человеку как друг. Мы очень многое можем понять о Нём и о себе, вспоминая об этом. В трудные времена мне не раз давали надежду и радость эти Его слова: 

Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин 15:14-15).


ФАЙЛЫ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ

Очередная аналогия из IT (вчера, кстати, посмотрел фрагмент выпуска проекта "Теоэстетика" о так называемой цифровой теологии, интересно, как-нибудь и на эту тему напишу, наверное).

Иисус говорит притчами, намекает, предрекает грядущие события, не вдаваясь в детали и не всегда разъясняя. Очень часто Его не понимают не только простые люди, но даже ученики. 

Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим: вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. Но они не поняли сло‌ва сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись (Лк 9:43-45). 

Таких примеров в Евангелиях много. Однажды Иисус даёт ученикам своим обетование - позже настанет момент, когда всё сказанное Им станет для них понятным. 

«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин., 14:26).

И вот, наконец, моя аналогия (пришла ещё давным-давно, сегодня решил записать): вам нужно установить на компьютер программу, друг присылает вам её в виде zip-файла (программа серьёзная, состоит из множества элементов, весит много, потому и архив) и вам необходим разархиватор, чтобы, распаковав zip,  установить её на своё устройство, без него эти ценные данные так и останутся для вас лишь набором непонятных кодов. Святой Дух, ниспосланный Сыном от Отца (привет римо-католикам), по сути "распаковывает", активизирует в апостолах всё то, что Господь им уже дал, сообщил. И данное Им благовестие теперь становится в полной степени актуальным для них, становится их реальностью и началом служения, созидания Церкви, проповеди (следующая за Евангелиями книга, повествующая о начале Церкви, именуется "Деяниями святых апостолов").

Это не просто аналогия, её можно применить к жизни и найти ей ещё одну параллель в Евангелии (помните притчу про зерно - "вышел сеятель сеять...? Мы часто слышим что-то важное, спасительное для нашей души или даже просто полезное для земной жизни, но в самый момент слышания не придаём этому значения. А иногда обращаем внимание, но не осмысливаем до конца, это знание не становится полноценно нашим. А потом случаются какие-то события и мы вспоминаем о когда-то услышанном, увиденном, произошедшем и в этих новых условиях оно в нас начинает работать, нас изменять, порой кардинально, прорастать в нас, оно становится частью нашей реальности. Кто-то назовёт это простым deja vu, любопытным совпадением или ещё как-то. А вот я думаю, что это не случайность, но один из способов Бога говорить с нами, учить нас, направлять. Адам и Ева согрешили не только своим непослушанием, но и желанием быстрого и лёгкого знания, а так не бывает - всему своё время, жизнь разворачивается постепенно, семя сеется весной и лишь к осени приходит время урожая. 

Я уверен, что каждый может вспомнить что-то подобное и в своей жизни. Вспомнить, удивиться, увидеть чудо и за него поблагодарить.


ДЕЛАЙ ЧУДО!

В моём любимом сериале "Молодой Папа" есть несколько эпизодов, где Папа Пий XIII молится. Особенно врезался в память тот, где он буквально требует от Бога даровать ребёнка бесплодной Эстер.

Этот эпизод напомнил однажды увиденное в Ростовском кафедральном соборе. Одна из картинок, что останется в памяти, вероятно, навсегда.

Выхожу из храма (ещё до ремонта, временный храм в колокольне) и буквально лицом к лицу оказываюсь с женщиной, которая стоит перед дверями и безумным взглядом впившись в икону Спасителя над входом говорит: "Делай чудо, ну делай же! Ну что ты медлишь?! Делай чудо!".

Она выглядела дико и страшно, безумно, но, наверное, не была таковой. В тот момент я испугался. И скорее не женщины, а своей аккуратно упакованной веры, своих "эффектных" духовных поисков, уверенности не столько в невидимом (Евр 11:1), сколько в своей причастности какой-то особенной, образованной, не "народной" церковности.

А эта женщина говорила с Ним на Ты. Не просто говорила, но требовала. И в этом её почти фамильярном и как будто непочтительном обращении к Богу была та самая вера Авраама, апостола Павла, сотен мучеников, о которой Спаситель говорит: «Eсли вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф., 17:20). 

Мы слишком без ума от самих себя. Мы не верим даже  видимому, куда уж дальше и глубже. Нам, эллинам, похоже не хватает того самого прекрасного безумия, которое лишь для падшего, запутавшегося в себе мира смешно и опасно, а на самом деле есть "ум Христов" (Кор 2:16) и последняя бесценная правда.