Беседа с протоиереем Тимофеем Фетисовым,
клириком Ростовской и Новочеркасской епархии Русской Православной Церкви,
доктором богословия и ректором Донской духовной семинарии,
в которой с сентября этого года открылось направление подготовки военного духовенства.
– Отец Тимофей, в этом учебном году в Вашей семинарии в рамках магистерской программы «Государственно-конфессиональные отношения» открылось новое направление – подготовка военных священнослужителей. Расскажите, пожалуйста, как возникла эта идея и как она реализовывалась.
– В принципе, уже с 2013 года, сразу после издания Священным Синодом Положения о военном духовенстве, мы осознали, что пришло время позаботиться о специальном образовании будущих капелланов. В результате, в ДДС была разработана и внедрена в сотрудничестве с Синодальным отделом по взаимодействию в Вооруженными Силами программа спецкурса «Пастырское служение в армии». Вместе с тем, когда со временем стала очевидной востребованность российской армии в профессионально подготовленных священнослужителях, которые бы на высоком теоретическом и практическом уровнях владели армейской спецификой: освоили принципы военной психологии, изучили воинский устав, прошли общевойсковую подготовку, умели организовать духовную и литургическую жизнь воинов в сложных полевых условиях, – была начата работа по созданию этого особого направления подготовки. Наше начинание было поддержано командованием Южного военного округа и лично Председателем Учебного комитета, протоиереем Максимом Козловым. А летом сего года, по инициативе митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, на имя Святейшего Патриарха Кирилла было направлено совместное письмо за подписями главы Донской митрополии, председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и председателя Учебного комитета РПЦ, в котором выражалась готовность открыть на базе профиля «Государственно-конфессиональные отношения» магистратуры ДДС отдельного направления для подготовки военных священников и сотрудников военных отделов епархий Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх поддержал эту инициативу, и по его благословению к нам в этом учебном году поступили представители от 28 епархий России.
– Перечислите, пожалуйста, какие предметы будут изучать магистранты?
– В ближайшие два с небольшим года нашим студентам предстоит, кроме базовой программы профиля, пройти практику на армейских полигонах и изучить дисциплины особого модуля, в который вошли такие предметы, как: «Церковь в условиях информационных войн», «Церковное служение в вооруженных силах и правоохранительных органах», «Духовная реабилитация участников военных действий», «Общевоенная подготовка», «Основы геополитики», «Военная медицина и психология», «История военного духовенства в России».
– Какие сейчас выделяются конкретные задачи, стоящие перед будущими или действующими военными священниками?
– Отчасти эти задачи сформулированы в вышеназванном Положении о военном духовенстве. Но если отвлечься от официальных формулировок, то, наверное, необходимо исходить из того, что военный священник, – это прежде всего духовник для солдат, офицеров и членов их семей. То есть, это не миссионер, чтобы обращать иноверных военнослужащих в православие, и, тем более, не пропагандист, хотя и должен своим примером подавать пример патриотизма. Это – именно лекарь духовный, призванный поддерживать нравственное состояние бойцов, укреплять Святыми Таинствами, исцелять греховные страсти и открывать высший смысл жертвенного воинского служения. Его оружие, не автомат, который он не имеет права и брать в руки, но – Слово Божие.
– Все мы знаем о такой проблеме, как тяжелые психологические синдромы у военнослужащих уже после военных действий. Как бывали после афганской, чеченской и иных войн. Уделяется ли в подготовке магистрантов внимание послевоенной реабилитации?
– Вы задали очень важный вопрос. На его актуальность данной проблемы обратил особое внимание Святейший Патриарх на прошедшем летом Архиерейском Совещании. Война – это занятие естественное в нашем в греховном мире, но противоестественное для богозданной природы человека, хотя при этом, защита от зла всегда – меньшее зло. Поэтому, человек, видевший страдания и смерть, или ставший их вольной или невольной причиной, испытывает мощный и разрушительный «боевой стресс». В большинстве таких случаев, сталкивается впоследствии с посттравматическим расстройством психики, принимающим иногда патологические формы и могущим стать причиной агрессивного поведения и даже преступления. В этой связи, в ближайшем будущем, мы имеем риск столкнуться с увеличением числа тяжелых преступлений против личности в обществе. Психотерапевтические техники, антидепрессанты и антипсихотики тут если и помогут, то только на время, поскольку у человека есть еще и духовное измерение, которое подсознательно взыскует Бога, Которого не заменит ничто. Поэтому, наш церковный долг позаботиться об эффективной программе духовной реабилитации воинов, принимавших участие в боевых действиях при защите Отечества, попытаться залечить духовные и душевные раны, нанесенные им страшной войной, вернуть им радость и смысл жизни, экзистенциальной основой которых была и остается Вера. Поэтому среди прочих дисциплин нашей «военно-пастырской магистратуры» курс «Духовная реабилитация участников военных действий» занимает важное место. Ведь, любая война когда-то заканчивается, а мир должен вернуться не только на землю, но и в сердце человека.
Беседовала Мария Синюк,
руководитель отдела по связям с общественностью ОЦАД
По материалам сайта Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия