Юрченко Александр Владимирович
Секретарь комиссии по канонизации святых
Донской митрополии
Подвижник веры и благочестия
Александр Харитонович Попов
(1870-1933)
(по материалам книги Д.А. Щербака «Любящий отец»)
27 января исполняется 91 год со дня смерти замечательно священника Донской земли, исповедника Александра Харитоновича Попова. Александр Харитонович, происходил из известной на Дону фамилии Поповых, сын донского и краеведа и историка Харитона Ивановича Попова он посвятил свою жизнь служению Богу и оставил о себе доброю память на Донской земле. На сегодняшний день комиссия по канонизации святых Донской митрополии ведет подготовку к прославлению отца Александра в лике святых.
«… это был редкостный пастырь, каких не каждому удается встретить в своей жизни; по твердости в вере, по преданности св[ятой] церкви – это был гигант христианского духа; по пламенной ревности о славе Божией [...], по священному гневу [к] нечестию – это был Илья Фесвитянин; по кротости, незлобию, откровенности – он был Христово дитя…», (письмо к сыну отца Александра Дмитрию ссыльного священника Михаила Прокофьевича Успенского).
Александр Харитонович Попов родился 25 августа 1870 г. в Новочеркасске в семье губернского секретаря станицы Преображенской Харитона Ивановича Попова. Был крещён 26 августа 1870 г. в честь святителя Александра, патриарха Константинопольского в Новочеркасском Вознесенском кафедральном соборе священником Александром Багрянским с протодиаконом Ипполитом Никаноровичем Даниловым, пономарём Николаем Пономаревым и причетником Иосифом Алексеевым. Его восприемниками были коллежский асессор Василий Иванович Кутырев и жена надворного советника Любовь Фёдоровна Савельева. В семье, где родился и воспитывался будущий священник Александр Попов, царила религиозная нравственная атмосфера. Мать, Александра Петровна, была дочерью потомственного священника станицы Мигулинской Петра Фёдоровича Попова. Отец, Харитон Иванович, из казаков станицы Остроуховской, глубоко благочестивый и набожный. Не случайно, что из четырех его сыновей трое стали священниками. Старший Николай (священномученик, прославлен в 2006) после окончания шести классов Новочеркасской гимназии учился в Харьковском земледельческом училище и только в 30 лет стал священником. Младший Иоанн, унтер-офицер, в прошении Синодальному обер-прокурору о дозволении ему поступить в 3-й класс Донской духовной семинарии писал о себе: «… по своим природным наклонностям и внутреннему призванию… с детства был расположен к духовному званию…».
По резолюции архиепископа Донского и Новочеркасского Макария (Миролюбова) епископом Аксайским, викарием Донской епархии Иоанном (Митропольским) 20 марта 1894 г. рукоположен во священника «псаломщик Новочеркасской Троицкой церкви Александр Попов – к Покровской церкви Кривянской станицы, Александровско-Грушевского благочиния». В 1895 г. при церкви открылась школа грамоты для девочек, вскоре преобразованная в женскую Покровскую церковно-приходскую школу. Ее заведующим и законоучителем с первого дня был отец Александр. В 1909 году при храме уже действовала церковная библиотека. Отец Александр занимался и благоустройством вверенных ему учебных заведений. В отчете епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Донской епархии в числе тех, кто отметился особыми заботами о школах и учениках указан и отец Александр.
За годы службы отец Александр награжден набедренником (1897), темно-бронзовой медалью за труды по первой всеобщей переписи населения (1897), «скуфьей (1900), камилавкой (1905), благословением Святейшего Синода с грамотой (1909), серебряной медалью «В память царствования Императора Александра III», напресным крестом за ревностные труды и заслуги «по духовному ведомству ко дню рождения Его Императорского Величества» (1912). 29 июня 1917 г. Святейшем Синодом удостоен награждения саном протоиерея.
В 1895 году отец Александр на средства станичного общества приобрел деревянный дом, крытый железом, в котором проживал с семьей. Всего в семье было 10 детей. Отец Александр и матушка Таисия (скончалась в 1918 году) воспитывали детей в любви к Богу и друг другу. Старший брат (священномученик Николай Попов) в 1916 г. сформулирует жизненное кредо семьи: «...чего мы все желали, к чему стремились всею душею – это к спокойной, полной взаимности, полной действительной любви, приятной, честной жизни христианской...».
В годы гражданской войны в станице шли бои, и был поврежден храм, что было отражено отцом Александром в анкете Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков при главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России. 27 июля 1920 года отца Александра арестовали за создание в 1918 году подпольной организации казаков станицы Кривянской и агитацию населения к борьбе с большевиками. Коллегия Новочеркасской окружной чрезвычайной комиссии приговорила батюшку к высшей мере наказания – расстрелу. Ввиду многократных коллективных прошений и заявлений жителей станицы Кривянской при участии старшей дочери Марии и опрошенных по её заявлению свидетелей, Донской областной революционный трибунал 12 ноября 1920 г. постановил прекратить дело по обвинению священника Александра Попова в контрреволюционных действиях, применяя Октябрьскую амнистию. Из-под стражи он был освобождён ранее, 8 октября 1920 г., и по суду оправдан.
Повторно отец Александр был «арестован в станице Кривянской на своей квартире» 20 апреля 1927 г. Он был привлечён в качестве обвиняемого по уголовно-следственному делу за антисоветскую агитацию и за распространение провокационных слухов контрреволюционного характера. Вместе с семью жителями станицы Кривянской содержался под стражей в Новочеркасском изоляторе спецназначения.
Свою вину в антисоветской агитации он не признал и дал по этому поводу объяснения: «О том, что советская власть есть власть антихриста, об этом я не говорил и говорю, что царство антихриста приближается. Это время своеобразно тем, что растет безверие, неуважение к старшим, процветает безнравственность, и я говорю среди прихода, что с этим нужно бороться…я лично усматриваю, что в этом повинна соввласть, поскольку она поощряет безбожие…
Кроме того в проповедях и в частной беседе я стараюсь воздействовать на отцов, чтобы они воздерживали детей-учеников от неверия…».
Вновь, как и в 1920 г., при активном участии старшей дочери Марии Александровны Поповой за отца Александра ходатайствовали многие жители станицы Кривянской. Но во внимание принимались иные свидетельства. Постановлением тройки при ПП ОГПУ27 Северо-Кавказского края от 6 июля 1927 г. его приговорили к заключению в Соловецкий лагерь особого назначения сроком на пять лет. Скончался в селении Чит находясь ссылке 27 января 1933 г. Сохранилась обширная переписка отца Александра с родными и духовными детьми, где он раскрывается как любящий отец и мудрый пастырь, давая как житейские, так и духовные советы и наставления.
Фрагмент письма протоиерея Александра Харитоновича Попова
«Дорогая и милая моя дочечка Наташа и внучек Шурчик. Шлю тебе своё благословение и поздравляю с праздником Р[ождества] Х[ристова]. Да великий и радостный для нас праздник. Христос сошёл на землю по великой любви к людям и показал с первых минут Своей земной жизни, как мало нам надо здесь. Родился в пещере, положен в скотских яслях; какое великое утешение всем терпящим нужду в жизни. Он и во всю жизнь не имел, где главы подклонить, но Он всегда был спокоен духом по человечеству, потому что творил на земле только одно добро и указывал людям путь, которым они должны идти, чтобы найти царствие небесное.
Вот и тебе, дочечка, в своей жизни, где находить себе руководство и утешение. Твёрдо исполняй в жизни своей заветы Христовы, побеждай, прежде всего, себя и ветхого греховного человека, давай больше работы духу, тогда и телесные потребности будут смиряться, и тебе легче будет побеждать свои недостатки. Ты вот и сама сознаешь свои слабости, старайся их исправлять и крепче бери себя в руки, не оправдывай себя молодостью; почём знать, когда нам придётся оставить этот мир, всегда надо быть готовыми; обстоятельства жизни тебя рано поставили в такое положение, что ты ясно видишь, что здесь на земле – юдоль скорби, мы странники: Христос на земли, возноситеся на небо; вот где наша отрада и утешение. Правда, мы все осуетились и только ищем земного, а поэтому сколько хлопот, неприятностей, споров и ссор, а прошло, ничего не осталось. Когда же ищем, прежде всего, духовного, тогда и телесное подаётся в изобилии и доставляет больше утешения, п[отому] ч[то] мы тогда имеем больше возможности прийти на помощь ближнего и утешить его в нужде. А искренняя горячая молитва, соединённая с добрыми любовными делами – какое великое доставляет утешение. Если укоряют и ропщут за исполнение тобою своих христианских убеждений, радуйся и веселися. В чём не упрекали Христа, но Он шёл Своим путём и указывал нам путь. Работай над собой, ведь благодать и огнь духовный подаётся употребляющим усилие, чтобы получившие дар берегли его и были привычны к подвигам. Помогай тебе Бог. ...трудитесь и Господь не оставит вас. Добре, что вы взялись за одеяла, старайтесь и не дорожитесь и труд ваш вознаградится.
Шурчик теперь будет доставлять много хлопот, но надо терпение и умение: по словам Св[ятителя] Иоанна Златоуста , надо наказывать, но не в гневе, а когда пройдёт вспышка, любя; старайся, чтобы он свою волю и каприз не ставил выше вас (своенравие хуже всего). Об этом прочти в «Путь ко спасению» еп[ископа] Феофана (голубой переплёт).
Привет всем, всем, целую и обнимаю. Любящий отец и дедушка. Пр[отоиерей] А[лександр] Попов.».
* Статья в авторской редакции