Право человека на бесцифровую среду

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Право человека на бесцифровую среду

Иерей Игорь Воевода

выпускник 
кафедры государственно-конфессиональных отношений
Донской духовной семинарии,
г. Ростов-на-Дону

ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА БЕСЦИФРОВУЮ СРЕДУ


Целью данной статьи является теоретико-правовое исследование прав человека на бесцифровую среду в современной России. Работа написана на основании актуальных материалов, размещенных на интернет-ресурсах, в научных статьях, в научно-методической литературе, включающих исследования по теме работы российских экспертов. Методами являются: научно-теоретический, научно-практический, а также обзорные методы изучения.
Ожидаемые результаты (совокупность целей и задач) прикладного исследования детерминированы потенциальной возможностью расширения знаний в рассматриваемом вопросе в контексте сложившегося положения современного российского общества.
В современном обществе актуализируется проблема цифровизации. Данную систему следует рассматривать гораздо шире, чем современные технологии. Цифровизация затрагивает все аспекты современного общества.
Рассматривая субъектов права, можно прийти к выводу о том, что в традиционных правовых отношениях ими являются физические, юридические лица, а также государство, а Интернет позволяет создавать правовые отношения, в которых не всегда существуют правовые последствия в связи с отсутствием идентификации личностей. 
Особенно такая возможность анонимности усугубляет проблемы, связанные с регулированием коммерческих отношений в сети Интернет [5, с. 117-149].
Так в эпоху цифрового общества расширяется смысл, который заложен в дефиниции «права» как совокупности норм, регулирующих отношения, складывающиеся между субъектами по поводу определенного объекта. Изменения характера правоотношений приводят к формированию новых правоотношений, в которых уже не так важна личность субъекта, как это было ранее (например, в древности люди в лицо знали человека, с которым у них заключена договоренность).
Вопрос проблемы обеспеченности защиты прав граждан сложен, комплексный и динамичный. Права человека развиваются, обогащаются, их состав и содержание расширяются под воздействием различных факторов. Причем если некоторые факторы действуют эволюционно, то Интернет способствует гораздо более ощутимым изменениям права в целом и прав человека в частности [6, с. 90-102].
Стратегия формирования электронной России до 2025 г. фиксирует следующий подход: цель представляется в единстве индивида и цифровой реальности. Внедрение новых технологий могут значительно расширять их проникновение в каждодневную жизнедеятельность современного социума. Необходимо обеспечить постоянную взаимосвязь всех граждан с глобальным информационно-управляющим Internet.
Следует отметить, что с другой стороны, в современном глобализирующемся мире актуализируется проблема цифровизации. С внедрением цифровизации появляется и социальное неравенство на основании различий в знаниях пользователей новыми технологиями и как следствие неравенство в социальных и эмоционально-психологических умениях. 
На сегодняшний день происходит трансформация классических прав человека в иную правовую форму. Это объясняется воздействием информационных и технологических процессов на национальном и глобальном уровне выше в силу исторического опыта и привычного пренебрежения правами человека [3, с. 5-21].
Так, патриарх Кирилл считает, что имеется опасность развития цифровых технологий и это опасность может быть заключена в ограничительных рамках свободы личности.
Патриархом было подчеркнуто, что возможность утраты личностной свободы индивида, которые слепо полагаются на достижения технологий, может возникнуть для индивида совершенно незаметно. Патриарх говорит: «Не только средства связи, но и вообще вся цифровая цивилизация, которая уже начинает становиться нашим достоянием, способны максимально ограничивать человеческую свободу без создания какого-либо дискомфорта» [4].
В то же время, следует отметить, что цель христианской жизни - достижение полноты богообщения, при которой мы самым тесным образом приобщаемся Божеству, становимся «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4), подобными Ему (1 Ин. 3:2). 
Эта возможность обожения человека открывается воплощением Сына Божьего и осуществляется именно в Его Церкви. 
Когда в данном докладе будем говорить о цифровизации, давайте вспомним апостола Павла, который говорил: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). 
Тот безграничный набор технических инструментов, которым обладает человек, дает нам огромный потенциал для жизни духовной.
Невозможно в данном докладе не затронуть следующие моменты. Изменения, которые произошли во всех сферах жизни российского общества, из-за вируса Ковид-19 коснулись абсолютно всех людей. Многие ушли на самоизоляцию. И в современном глобализирующемся мире появилась возможность молиться с единомышленниками в любой точке мира, пусть и без непосредственного единства; возможность приобщиться к опыту Церковного Предания и изучать его; находить редкие памятники церковной литературы и гимнографии; ознакомиться с значительным огромным пластом христианской и мировой культуры, который обогащает личность и позволяет ей вырасти в полной мере; общаться с людьми, которые приоткрывают завесу Православия и рассказывают о неизвестных или забытых событиях и персоналиях. 
Можно сделать соответствующий вывод, мир не будет знать о торжестве Православия таким массовым образом.
Ведь сущность всего христианства: «Христианство есть общая жизнь, в которой отдельные личности настолько объединяются между собой, что их единение можно уподобить единству Лиц Святой Троицы» [2, с. 105].
Современный век новых информационно-цифровых технологий принципиальным образом меняет конституционно-правовую жизнь личности, общества и государства, порождает не только новые возможности, но и угрозы для демократии и прав человека, затрагивает сами основы человеческого бытия в обществе. 
При правовой регламентации цифровых прав необходимо обусловить их содержательное наполнение и определить место в всеобщей системе прав личности.
Определяющий принцип при всем при этом должны стать, с одной стороны, возможность недопустимости вмешательства в рамках автономии человека, а с другой – создания необходимых условий свободного личностного определения с личностного самовыражения индивида, причем эти конституционные установления применимы к любой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. 
Здесь следует отметить, что в России к особой защите находятся конституционные права, к примеру, тайна телефонных переговоров (ч.2. ст. 23. Основного закона), в частности, данные, которые передаются по телефонной связи при помощи телеаппаратуры, включая сведения о входящих и исходящих вызовах, доступ к которой обеспечивается судебным решением [1].
Отметим передачи информации конфиденциального характера (когда трудовой договор обязывает работника не разглашать ее) с рабочего компьютера (с адреса электронной почты владельца и держателя информации) на свой личный адрес электронной почты, что является нарушением запрета, установленного нормативными правовыми актами, локальными актами и (или) договорами, и влечет наступление правовых последствий. 
        Подводя итоги, отметим, что на массовом уровне защита частной жизни ослабляется в пользу общественной безопасности в связи с развитием цифровых технологий. Но на индивидуальном уровне защите персональных данных уделяется все большее внимание. Сфера действия ранее существовавших прав расширяется, появляются новые права (право на доступ в Интернет). 
Процесс цифровизации необратим, и на данный момент Эпоха информационных технологий диктует необходимость ревизии универсальных прав человека и их расширения. Сегодня одной из основных задач государства является признание и защита цифровых прав граждан от возможных нарушений с одновременным обеспечением конституционно-правовой безопасности личности, общества и государства на основе Конституции и с учетом необходимых международных документов.
В новых технологиях христианство обретает новые возможности. Вопрос лишь в том, как человечество их может употреблять.

Список литературы

Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. 
Овчинников, А.И. Безопасность личности и государства в цифровую эпоху: политико-правовой аспект /А.И. Овчинников //Журнал российского права.2020. №6. 
Патриарх Кирилл рассказал о главной опасности развития цифровых технологий. [Электронный ресурс] URL: https://ruskline.ru/news (дата обращения: 03.12.2021).
Талапина Э.В. Защита персональных данных в цифровую эпоху: российское право в европейском контексте // Труды Института государства и права РАН. 2018. № 5. 
Чернышева Ю.А. Права человека в условиях цифровизации общества // Психология и право. 2019 (9). № 4.