Правовая теология: предметное поле и междисциплинарный дискурс

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Правовая теология: предметное поле и междисциплинарный дискурс

Овчинников Алексей Игоревич

Доктор юридических наук, профессор, руководитель магистерской программы «Государственно-конфессиональный отношения» Донской духовной семинарии, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Южного федерального университета.


Постсекулярный мир представляет собой новую фазу развития от­ношений между светским и мирским, сакральным и профанным, ре­лигиозным и индифферентным, религиозной и научной рационально­стью. После нескольких веков антогонизма настало время взаимного признания веры и науки как важных и равнозначимых направлений в познании мира. Постсекулярность пришла на смену рациональному секуляризму модерна с его претензией на «расколдовывание мира» и в некотором смысле может рассматриваться как его преодоление. Постсекуляризм представляет собой новую парадигму философского мышления, в рамках которой религиозность уже не рассматривается как нечто пережитое человечеством, а религиозным идеям и мировоз­зрению отводится свое важное место в современном мире. Известный немецкий политический философ Юрген Хабермас рассматривает постсекулярность как такое состояние общества, в котором присут­ствует забота о продолжении существования религиозных сообществ в беспрестанно секуляризирующемся окружении [9; с. 22].

Государство, базирующееся на нейтральном мировоззренческом фун­даменте, по убеждению немецкого мыслителя, не принимает позицию од­ной из сторон (веры или знания) в ходе принятия политических решений, сохраняя одинаковую дистанцию и для веры, и для знания, для веры и раз­ума, оставаясь для них открытым. В постсекулярном мире у верующих людей нет нужды переводить свои религиозные убеждения на секулярный язык, так как эти убеждения признаются ничуть не менее значимыми чем убеждения гуманистов в идеях о правах человека, а язык заповедей и духовно-нравственных принципов равен профанному языку носителей светской морали. Установление и признание границ между секулярными и религиозными сферами общественной жизни происходит в русле ко- оперативности и взаимоуважительности по отношению к перспективам каждой из этих сфер. В постсекулярном мире ценность религиозной веры в жизни человека не подвергается отрицанию и остракизму.

Правовая теология представляет собой новое междисциплинарное направление в исследовании представлений и сущностных характери­стик государства и права, а также религиозно-правовых систем. В со­временной ситуации постсекулярного мира представления о природе права с точки зрения теологии в целом, христианской теологии, в част­ности, не могут не претерпевать изменений, особенно в связи с много­численными дискуссиями о соотношении права и религии, государ­ственной власти и духовной власти, закона и веры в новых условиях сосуществования и взаимного уважения веры и знания, а также ввиду новых достижений теологической и богословской науки. Не менее важным и значимым обладает философско-правовой и юридический анализ религиозных систем, неизбежно определяющих правопонима­ние, правовую культуру, правосознание и правовые ценности в том или ином государстве.

В современной российской философии права и юридической науке представления о религиозных идеалах построения государства и его правовой системы, о христианском взгляде на природу государства и права практически полностью построены на взглядах представителей дореволюционной государственно-правовой и богословской мысли. Однако уже тогда произошли разделения на сторонников и против­ников теократического понимания права и государства, восточного и западного понимания взаимоотношений духовной и светской власти (симфонии властей), духовно-нравственных оснований права. Однако важно отметить, что практически все без исключения русские право­веды отмечали ценность религиозно-философского анализа права, правосознания и правовой культуры.

Если относительно политической теологии и ее ценности для по­литологической науки со времен К. Шмитта исследования ведутся бо­лее полувека, то ценность правовой теологии для юридической науки требует отдельного обоснования. Хотя в последние годы библейские корни европейской и мировой правовой культуры все чаще становится предметом научных исследований [2; 6; 8; 5].

В зарубежной литературе теология права или правовая теология давно развивается в качестве самостоятельного направления на сты­ке юриспруденции и теологии. Например, за рубежом исследования в данной сфере активно ведутся, издается даже «Журнал права и ре­лигии» издательством «Cambridge University Press, в котором, кста­ти, сравнительно недавно была опубликована статья Марка Хилла «Правовая теология», посвященная рассмотрению проблем данной междисциплинарной области знаний и предметности теолого-право­вой мысли [12]. Юридическое богословие он рассматривает как раз­дел экклезиологии (от греч. ekklesia «народное собрание, Церковь» и logos «слово, учение»). Многие ученые называют церковное право прикладной экклезиологией, и при этом они говорят о «богословии церковного права» и «богословии в церковном праве».

Исследователи христианской правовой теологии отмечают необхо­димость изучения христианского права. Экуменическую роль правовой теологии осветил в своей статье Норман Дой «Экуменическое зна­чение сравнительного церковного права: к категории христианского права» [11]. Он указывает, что церкви разделяют общие принципы и что их существование предполагает категорию «христианское пра­во», а тождество между нормами христианских церквей показывает, что законы верных, независимо от их различных конфессиональных принадлежностей, связывают христиан через общие формы действий. По этой причине сравнительное церковное право должно иметь сегод­ня большее значение в экуменизме.

Проблемы правовой теологии попали в поле зрения современных ученых в связи с кризисом западной традиции права, порожденным десакрализацией, дехристианизацией правовых систем западных стран [3]. Их внимание приковано к проблемам катастрофических из­менений в праве в связи с утратой духовных ценностей и норм. При этом, «корень зла» они видят в материализме современного правового мышления, в радикальной либерализации правосознания. Известный в США судья Роберт Борк, во время президента Р. Рэйгана был кан­дидатом в члены Верховного Суда. В своих работах «Скат Америки к Гоморре. Крайний либерализм и американский упадок» он описывает отрицательные последствия утраты веры в Бога и «культурной револю­ции» 1960-х гг., появление крайнего либерализма и следующей за ним деградации общества, отмечая, при этом, кризис правосознания на по­чве утраты веры в Бога. Ученый предлагает развивать правовую тео­логию и христианское богословие права для возвращения правовых систем Запада к своим религиозным, нравственным корням [14].

Примерно те же идеи высказывают и американцы Мартин Л. Гросс в работе «Конец здравомыслия, Социальное и культурное сумасше­ствие в Америке» [13], Патрик Бьюкенен в работе «Смерть Запада» [4]. Бьюкенен показывает, что с 1960-х гг. в США под предлогом уважения свободы вероисповедания были приняты десятки решений Верховного суда, ставящих вне закона христианские традиции, организации, сим­волы. При этом атеистический либерализм достиг крайней точки по­рок: допустимым и желаемым является оскорбление чувств христиан, но жестко пресекаются и преследуются проявления скепсиса в отноше­нии леволиберальных постулатов (напр., природы гомосексуализма, ра­венства (физического) рас и культур, оценок исторического прошлого, эволюционного происхождения биологических видов и т. д.). Он пишет: «Дехристианизация Америки — рискованная игра, ставкой в которой выступает наша цивилизация. Америка швырнула за борт «этический компас», по которому республика держала путь в течение двухсот лет, и теперь плывет наугад» [4; с. 34]. Ученый также пишет о необходимо­сти «возврата к истокам» в деле правовой науки, обращает внимание на то, что дехристианизация современного мира влечет за собой рост себялюбия и эгоизма. Как известно, наиболее устойчив тот правопо­рядок, который держится не на страхе перед наказанием, не на харизме законодателя и не на рациональном одобрении, а на нравственной силе закона.

Верующему человеку, а их в России, судя по социологическим ис­следованиям подавляющее большинство, невозможно не заинтере­соваться вопросом о природе права и государства, в котором он про­живает, так как многие конфликты повседневности решаются именно в отправлении от идей государства и права, представлений об их сущ­ности: например, вопрос о юридическом запрете на посещение храмов в период COVID-19 со стороны светского государства.

На страницах СМИ высказывались священнослужители и актив­ные миряне, обвинявшие государство в сослужении надвигающемуся Антихристу, что невольно напомнило отношение к государству со сто­роны старообрядцев, когда государство стало «приютом дьявола», «об­разом зверя», «царством Антихриста». Так что вопрос об отношении религиозного сознания к идеям права и государства далеко не празд­ный: еще не раз возникнет спор о природе государства и его законов с точки зрения религиозного мировоззрения.

В России теологический или теократический подход к сущности права и государства уже не рассматривается как устаревший, как арте­факт политико-правового мышления прошлых лет. Поэтому не удиви­тельно, что в современном российском обществе происходит процесс пересмотра глубинных оснований конституционного правосознания, что выразилось и в дискуссии относительно упоминания Бога в Кон­ституции РФ в ч. 2 новой ст. 67 со зн. 1: «2. Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, пере­давших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся госу­дарственное единство».

Данная поправка неизбежно будет влиять и на светское, и на цер­ковное право, что потребует рассмотрение ее в единстве с иными правовыми ценностями Конституции РФ. Поэтому аксиологические исследования в рамках правовой теологии имеют как теоретическую, так и практическую значимость.

Отечественной юридической мысли еще предстоит обосновывать научно-теоретическую и концептуальную важность правовой теоло­гии, разработать ее методологические, аксиологические, отраслевые, институциональные и системные модели, направления и принципы, рассмотреть ее важнейшие темы и междисциплинарные связи.

Правовая теология позволяет не только обнаружить, но и оказать помощь в решении целого ряда фундаментальных проблем, стоящих перед современным обществом и государством. Во-первых, это кризис современного правосознания, о котором давно говорят ученые как зарубежных стран, так и России (здесь нельзя не упомянуть П. И. Новгородцева и его труд «О кризисе современного правосознания»), ко­торый возник именно в результате духовно-нравственного кризиса. Он порожден забвением христианских нравственных ценностей, свя­тоотеческого опыта исправления человека посредством внутренней работы над своими страстями: гордыней, тщеславием, сребролюбием, завистью, чревоугодием, а также десакрализацией права, превращени­ем права в механизм, алгоритм и производственный процесс.

Здесь следует указать на огромный опыт святоотеческой антропо­логии в анализе человеческого поведения с позиции нравственных и правовых ценностей, которые не разделены в христианстве. Право­вая теология позволяет реанимировать «духовное сердце» правосо­знания — «совесть человека» (И. А. Ильин), восстановить представ­ление о праве как о «науке о добром и справедливом» (Цельс). Ведь отечественная философия и теория права в дореволюционные годы, а, в последствии, и в эмигрантской зарубежной печати была интересна мировой юридической мысли своими рассуждениями о неразрывном единстве нравственности и права, о духовно-нравственных основани­ях права и правосознания.

Во-вторых, современный период государственно-правового раз­вития России характеризуется поиском стратегической цели, идеала, идеи государства, так как не сформулирован вектор правовой поли­тики, не показан «образ будущего», ради которого осуществляется государственное строительство. Отсутствие государственной идеи и идеологии — вполне закономерный итог советского прошлого: у народа выработался устойчивый иммунитет на различные «заман­чивые» проекты «земного рая». Между тем, государство нуждается в четкой иерархии ценностей, в том числе и высших, абсолютных ценностей. Упоминание Бога в Конституции РФ не могло не вы­звать серьезной дискуссии в обществе. Каковая роль религиозных ценностей в современном обществе? Каковы взаимоотношения Церкви и государства в современном, постсекулярном мире? Можно ли привлекать к ответственности за неуважение к чувствам верующих в Бога? Каковы границы свободы личности? В чем коренится до­стоинство человека, его естественные права? Оказалось, что ответы на эти и многие другие вопросы не могут быть решены вне теоло­гического дискурса, так как именно в христианстве коренится идея естественных прав человека.

Здесь следует обратить внимание на то, что основные конфессии Российской Федерации — христианство, ислам, иудаизм основывают­ся на едином ценностном фундаменте, на заповедях пророка Моисея, на нравственно-правовых нормах библейского Декалога, так как все три религии восходят к общему для них святому пророку Аврааму. Эти конфессии так и называются «Авраамическими». Их базовые цен­ности и убеждения совпадают: святость брака, абсолютная ценность жизни и достоинства каждого человека, милосердие к ближнему, со­страдание, вера в Бога, жизнь души после смерти и сохранение ее лич­ностной идентичности и мн.др. Эти ценности разделяются и атеиста­ми, которые являются «по инерции» носителями ценностного кода Авраамических религий.

Для мировой правовой культуры Пятикнижие Моисея является общим религиозным текстом, оказывающим влияние на богословие и правовую культуру. Поэтому Библия является важнейшим источ­ником правовых, политических и социально-экономических взгля­дов, идей, ценностей и норм для многих народов России, не говоря уже о государствообразующем русском народе. Огромную ценность сегодня представляют работы, раскрывающие глубинные библей­ские корни современных политических и правовых институтов, а также рассматривающих библейские государственно-правовые идеалы.

В-третьих, до сих пор не найден компромисс относительно идеа­лов: спор между консерваторами и западниками-модернистами отно­сительно пути России в XXI в. не утихает, нет единства относительно оценки прошлого (дореволюционной России, Советского периода и их деятелей, Февральской и октябрьской революций), отсутствуют и общие взгляды на будущее, в том числе и на веру в Бога. Современ­ное российское общество объединяет память, прошлое, достижения и результаты жизни прошлых поколений: не случайно столь любимой и значимой для государственной власти и для всего народа являет­ся тема Великой Победы. Однако, история России — это не толь­ко и не столько XX в., сколько тысячелетие аналогичных великих побед, достижений, свершений, сформировавших нашу культуру, в которой одно из центральных мест занимала вера в Бога. В юри­дической, политологической и социально-философской литерату­ре постсоветской России часто доминирует упрощенное восприятие веры, навеянное марксистско-ленинским тезисом об «опиуме для народа». Утрачены и забыты достижения русской богословско-пра­вовой, богословско-политической и исторической мысли, от чего не может не «страдать», не претерпевать ущерба философия права, политология, теория государства и права. Между тем, европейская политическая и правовая культура, отечественная государственность и правовая ментальность обусловлены библейским правовым и по­литическим идеалом, христианскими ценностями и этическими взглядами.

В-четвертых, библейский идеал государства и права нуждается в обстоятельном анализе и изучении, так как в последние века его образ подвергся сильному искажению ввиду секуляризации поли­тико-правового мышления. Но религиозное сознание и мировоз­зрение продолжает определять судьбы мира: большинство крупных конфликтов современности возникло по линии разлома цивилизаци­онно-культурного, а если быть точным, то скорее религиозного, а не экономического. На индивидуальном уровне религиозные ценности продолжают определять поведение и быт человека, хотя определен­ный обществом потребления спад духовности в странах Западной Европы очевиден.

Таким образом, ценность правовой теологии для постсекулярного мира и современного правового мышления заключается в том, что изучение духовно-нравственных аспектов правового регулирования как необходимого компонента решения ряда сложных проблем фор­мирования правосознания, правовой культуры, правового воспитания, изучения правомерного и противоправного поведения, исследова­ния различных аспектов правоприменения и механизма социального действия права не может протекать индифферентно по отношению к религиозным основам жизни современного общества. Разработка теоретических концепций, которые бы в полной мере учли религи­озные основания государства и права является необходимым этапом формирования и развития современной общественной мысли, в ко­торой важное место должно быть отведено и правовой теологии. Это важно и с точки зрения государственного строительства, так как со­временные процессы в этой сфере, оказавшейся неготовой к вызовам политико-правовой модернизации, являются серьезным испытанием российской государственности на прочность.


Список литературы

1.    Баренбойм П.Д. Трактат о библейском начале философии права. М.: ЛУМ, 2012. - 113 с.

2.    Баренбойм Петр. Первая Конституция Мира: Библейские корни неза­висимости суда. М.: Белые альвы, 1997. — 141 с.;

3.    Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Изд-во МГУ: Издательская группа НОРМА, 1998. — 624 с.

4.    Патрик Дж. Бьюкенен. Смерть Запада. — АСТ Москва, 2003. — 344 с.

5.    Величко А. М. Исихазм в праве и политике. М.: Вече. 2019. — 324 с.

6.    Папаян Р. А. Христианские корни современного права. М.: Норма, 2002. — 403 с.

7.    Русская философия права: философия веры и нравственности // сост. А. П. Альбов, Д. В. Масленников, А. И. Числов, С. В. Филиппо­ва. СПб., Алетейя, 1997. — 340 с.

8.    Сорокин В. В. Понятие и сущность права в духовной культуре России. М.: Проспект, 2007. — 479 с.

9.    Хабермас Ю. Вера и знание // Будущее человеческой природы. Пер. с нем. — М.: Весь Мир, 2002. — 144 с.

10.   Шмитт К. Политическая теология. Четыре главы к учению о сувере­нитете / пер. с нем. Ю. Ю. Коринца // Шмитт К. Понятие политиче­ского. СПб.: Наука, 2016. С. 5-59.

Doe N. The Ecumenical Value of Comparative Church Law: Towards the Category of Christian Law. Ecclesiastical Law Journal, V.17(2). 2015. Pp. 135-169. doi:10.1017/S0956618X15000034


Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках науч­ного проекта № 21-011-44228 «Право и правосознание в теологическом измерении: история и современность»