Ростовский собор Рождества Богородицы: печальная сказка, ставшая былью

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Ростовский собор Рождества Богородицы: печальная сказка, ставшая былью
«Без капитального ремонта плохо построенное здание простоит лет двадцать, хорошее – около ста, и редкое – более века», – так начинал свои лекции в МАРХИ архитектор Александр Владимирович Попов, лауреат госпремии по реставрации, советник Российской академии архитектуры. О том, как шла реставрация главного собора Ростовской области – в материале РОС.

Мнение реставратора не раз было проверено на опыте. В Ростове-на-Дону судьба практически любого дореволюционного строения имеет две перспективы: либо кто-то обращает на него внимание и спасает, либо памятник планомерно превращается в руины и «тихо» сносится. Причем «обратить внимание» надо еще и вовремя. Если точка невозврата пройдена, здание проще снести и построить новое, чем браться за буквально рассыпающуюся в руках труху.

История создания собора

Когда в 1845 году в Ростове был высочайше утвержден новый городской план, строители приступили к началу работ по возведению соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Ростовские купцы, с любовью относившиеся к своему храму, для строительства избрали образцовый проект, созданный выдающимся русским архитектором Константином Андреевичем Тоном. Прообразом стала церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы Лейб-гвардии Семеновского полка Санкт-Петербурга. Для возведения проект подготовил московский архитектор Александр Сергеевич Кутепов. К 1860 году соборный храм был возведен. К 1863-му все три придела собора Рождества Пресвятой Богородицы были освящены.

Однако собор стоял без колокольни. А красивую колокольню горожане очень хотели. В 1873 году попечители собора выбрали проект будущей колокольни. Его автором стал архитектор Войска Донского Антон Кампиони. 10 апреля 1887 года строительство колокольни было окончено, а 22 октября, в день Казанской иконы Божией Матери, при многочисленном стечении народа был освящен и благополучно поднят колокол в 1032 пуда (примерно 17 тонн), пожертвованный церковным старостой, почетным гражданином города Иваном Степановичем Панченко.

Фото: собор до революции.

Важнейшим событием в истории Ростовского собора Рождества Пресвятой Богородицы стало учреждение в 1919 году на Юго-Восточном русском церковном соборе в Ставрополе самостоятельной Ростовской и Таганрогской епархии. Учитывая, что новая епархия была образована 22 мая 1919 года, вероятно, с лета того же года Ростовский собор Рождества Пресвятой Богородицы получил статус кафедрального.

Судьба собора в советское время

В 1920 году для кафедрального собора началось время тяжелых испытаний. После окончательного установления в Ростове-на-Дону советской власти началась череда антицерковных акций. Так, 11 марта 1922 года по воле советского правительства в соборе Рождества Богородицы было проведено изъятие церковных ценностей, увенчавшееся открытым столкновением членов комиссии по изъятию с народом. Повторная попытка конфискации была проведена 8 мая 1922 года, в результате чего было экспроприировано много соборной утвари.

 Несмотря на трагичное для Русской Православной Церкви время, Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы продолжал благоукрашаться. В 1923 году на месте деревянного тамбура, выполнявшего функции притвора, был возведен одноярусный каменный притвор с двумя входами, завершенный малой главкой. В средине 1920-х в новом притворе выполнялись росписи и реставрация росписей храма. Живописные работы исполняли Иван Иванович Волков, учившийся иконописному мастерству в Киево-Печерской Лавре, и художница Александра Васильевна Подорожная, впоследствии ставшая супругой Волкова.

В конце 20-х годов началось ужесточение политики советского государства по отношению к религиозным организациям. Его неизбежным следствием стало закрытие собора Рождества Пресвятой Богородицы.

После закрытия представители советской власти совершили над храмом акт глумления – в бывшем кафедральном соборе, центральном храме Ростовской и Таганрогской епархии, был размещен зверинец, а затем винный склад. В 1942 году при отступлении Красной Армии были взорваны верхние ярусы колокольни.

После войны здание собора, и особенно его интерьер, были в печальном состоянии. Ремонт собора вплоть до 1950 года не проводился, что было обусловлено трудностями послевоенного периода. В 1951 году на Ростовскую кафедру был переведен выдающийся архипастырь митрополит Вениамин (Федченков). В 1955 году по инициативе митрополита Вениамина в соборе был сооружен новый иконостас по проекту нашего земляка ростовского архитектора Л.Ф. Эберга.

Только в 1985 году постановлением администрации Ростовской области кафедральный собор был взят на охрану как памятник истории и культуры местного значения.

70 лет советская власть сопротивлялась проведению в соборе капитальных ремонтных работ, в результате еще в 90-е годы его состояние констатировалось как «весьма плачевное».

Реставрация собора

В 2012 году произошло эпохальное для жизни собора событие: по инициативе митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия в соборе впервые за всю историю его существования началась полномасштабная реставрация. Когда начались разведывательные работы по изучению состояния здания, исследователи вынесли неутешительный вердикт: еще лет десять – и восстанавливать в буквальном смысле будет нечего. Точка невозврата уже пройдена. Каждый последующий год только приближает неминуемую гибель, увеличивая разрушительные процессы в здании.

Сто шестьдесят лет без единого капитального ремонта… Не каждое строение такое выдержит. А религиозное – так и подавно. Как видим, в советское время с подобными объектами не церемонились. Делали все возможное, чтобы религиозные памятники руинизировались по ускоренному пути. В соборном храме размещали зверинец, винный склад, лишили его кровли, бомбили, взрывали, расшатывали фундамент перенесенными под стены трамвайными путями… Здание было обречено на гибель. А оно возьми и выживи. Что поделать, когда-то в Ростове умели строить на века. И реставраторы не подкачали.

Объем выполненных работ поражает своим масштабом. За семь лет реставрации укреплены основания фундаментов, уложена тротуарная плитка, создан автономный энергоцентр, обеспечивающий бесперебойное электропитание и необходимый климат. Восстановлен цоколь здания, возвращены утраченные исторические решетки и входные двери, произведена замена окон, усилены несущие конструкции стен и сводов. Фасад храма оштукатурен и окрашен. Проведены работы по устройству вентиляции, кондиционирования, а также пожарной безопасности памятника. Полностью заменена кровельная система, покрыты металлом карнизы и выступающие декоративные элементы.

Воссозданы исторические купола собора, навершия которых украсили кресты, восстановленные по архивным данным. В интерьере храма проведены работы по уничтожению вредоносного грибка, оштукатурены стены и своды, отреставрирована уникальная настенная живопись. Для декоративного освещения фасадов и интерьера памятника осуществлен монтаж современного светового оборудования.

Реставрационные работы затронули и соборную колокольню: фасад здания оштукатурен и окрашен, несущие конструкции стен усилены, карнизы и выступающие декоративные элементы покрыты металлом, смонтированы декоративное освещение и уникальные часы, осуществлен монтаж несущих металлоконструкций для подвески колоколов, на которых разместилась восстановленная историческая звонница собора.

Воссоздание и приспособление

Собственно, название нынешнего проекта реставрации собора в полном тексте звучит как «Проект по реставрации, воссозданию и приспособлению для современного использования». Это значит, что сам проект прорабатывался не только с целью сохранения самого памятника, но и с условием того, что он должен служить будущим поколениям. Поэтому в ходе реставрации использовались самые современные реставрационные материалы, технологии и необходимое оборудование.

Любой реставратор скажет, что одним из самых важных условий сохранения памятника является поддержание правильного температурно-влажностного режима в течении всего года. Несоблюдение этого приводит к образованию деструктивных грибковых поражений живописи, штукатурки, образованию трещин и другим разрушающим последствиям, что и имело место в нашем соборе до реставрации. А когда были вскрыты места деструкции штукатурки, кирпичной кладки, обнаружилось, что собор находится в состоянии значительно худшем, нежели предполагалось изначально. Соответственно, все дальнейшие решения, которые принимались по проекту, немного корректировались.

Фото: штукатурка стен собора специальным, особо прочным, методом.

Энергоцентр и умная вентиляция

Для того чтобы здание получало необходимое количество тепла, охлаждения, вентиляции и электроэнергии, был построен независимый энергоцентр. Также была применена технология, которая обычно используется в стерильной промышленности, например, на пищевых предприятиях. Система вентиляции собора будет поддерживать несколько избыточное давление для того, чтобы при открывании дверей в здание собора воздух, несущий уличную влажность и пыль, не попадал внутрь помещения, а напротив, выталкивался наружу. Таким образом будут сохраняться внутреннее убранство собора и его росписи, а люди будут чувствовать себя комфортно.

Фото: климатическая установка собора.

Кресты и купола  

Существует дореволюционная фотография, которая была сделана со старой колокольни, это вид на Александро-Невский храм. На фото попала одна из «луковок» собора, северо-западная, со старым крестом. На снимке четко виден ажурный, равносторонний крест с контурами. По этой фотографии кресты и были восстановлены. Эта научно-исследовательская документация была предоставлена и согласована с министерством культуры.

Те же кресты, которые мы видели долгое время, были сделаны в 80-е годы 20-го века. Они были поставлены к тысячелетию Крещения Руси и изготовлены из профильной трубы с позолотой – по-другому кресты в Советском Союзе не делали.

Что касается куполов, то в связи с тем, что конструкции главок четырех восьмериков были очень сильно повреждены, и восстановление их было слишком затруднительно и дорого,  было принято решение заменить их полностью, и они были восстановлены в полном соответствии с их исторической архитектурной формой. Эта форма также была определена по фотографиям. Центральный купол усилен изнутри, сверху его обшили металлом, нержавеющей сталью, покрытой нитрит-титаном. Почему не золотом? Потому что золото – это очень дорого и недолговечно, а применение такого решения – это существенное сокращение затрат и значительное увеличение срока эксплуатации, что допустимо в рамках реставрации и закона. Вся работа, связанная с реконструкцией куполов, согласовывалась с министерством культуры.

В общем, реставрация собора сделала свое великое дело – печальная быль вновь стала яркой сказкой, в чем каждый может убедиться. 27 октября 2019 г. состоялось Великое освящение собора, которое совершил Патриарх Кирилл. 

RO.TODAY