Иеромонах Климент (Крючков)
магистрант 2 курса кафедры государственно-конфессиональных отношений Донской духовной семинарии, г. Ростов-на-Дону
Особенности взаимодействия политики и религии в российских социальных условиях определяются многими историческими и национальными условиями. На протяжении веков существовало несколько факторов, направленных на усиление роли религий и религиозных объединений в общественной и политической жизни: переплетение религии и государственных принципов, важная роль Православной церкви в защите русских земель, а также развитие многие направления русской культуры, медленное (в отличие от Запада) развитие процесса секуляризации и так далее. При этом долгое время прямое вмешательство государства в дела религиозных организаций было подчинено последним (например, синодальный, советский периоды) [1; c. 143].
В разных регионах складывались неодинаковые условия. Так, вторая по числу последователей религия в России — ислам (в настоящее время около 19% верующего населения) не делит власть в политическом плане на мирскую и религиозную. В России религиозные объединения фактически никогда не отделялись от общественной и политической деятельности, не участвовали в идеологических и политических партийных противостояниях и межнациональных конфликтах.
Хотя конституционные принципы секуляризации нового государства России основаны на разделении политики и религии, а также на разделении религиозных организаций и политики, их трудно реализовать в реальной жизни. Существуют разные виды деятельности, цели, задачи, религия (сфера сверхъестественного, духовной жизни, личных чувств и убеждений) и политика (организация общественной жизни, властные отношения, управление социальными классами, конкретные области общества и страны) всегда взаимосвязаны [2; c. 58].
Мы считаем, что религиозные объединения должны играть важную роль в гражданском обществе. Например, в соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 05.02.2021), «религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
— Религия;
— Проведение богослужений, других религиозных церемоний и церемоний;
— Религиозное образование для его последователей. Религиозные группы могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций» [3; с. 102].
В современном обществе трудно оценить позицию, занимаемую религией: неопределенность следует за религиозной идентичностью и самоидентификацией гражданина, распределением субъектов, определяемых религией, отношениями, которые государство намеревается установить с ней, и, в конечном итоге, концепцией религия [4; с. 157]. Конституция предусматривает свободу совести и убеждений, поэтому с точки зрения страны вопрос о том, какие убеждения являются религиями, не важен.
Кроме того, Конституция также подтверждает равенство религиозных групп, то есть государство индивидуально отбирает группы граждан на основе их религиозных убеждений и отказывается дискриминировать такие объединения. Закон 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» получил много критики за ограничение или даже искажение этих конституционных принципов, но на самом деле искажения не так серьезны. Например, экспертиза религиозных исследований направлена на то, чтобы отделить реальную религиозную основу ассоциации от других (то есть через различные типы верований), действовать очень свободно и отсекать только самые специфические экстремальные ситуации [5; с. 17].
В ст. 14 Конституции Российской Федерации сказано, что Российская Федерация является светским государством. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Принцип отделения религиозных объединений от государства означает, что государство и религиозные группы не вмешиваются в дела друг друга. Религиозные организации не вмешиваются в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий. И наоборот, государство не регулирует внутренние правила религиозных организаций и не вмешивается в их нормативную, благотворительную, хозяйственную и другую деятельность.
Самый сомнительный пункт закона 1997 года лишал новую религиозную группу права на получение статуса религиозной организации, то есть на создание юридического лица для получения миссионерских прав и других прав. Это сильно ограничивается двумя обстоятельствами: во-первых, ничто не мешает членам религиозных групп создавать различные фонды, центры и т.д., а во-вторых, 15-летний ценз, согласно решению Конституционного Суда от 23 ноября 1999 г., применим только к религиозным группам, не имевшим регистрации в 1997 г. и не вошедшим в другие организации, а таковых после «религиозного бума» начала 90-х наблюдается очень мало [6; c. 105]. Из множества столкнувшихся с трудностями при регистрации религиозных групп часть уже почти не существовала, другая не имела даже минимальных средств для бюрократической игры (в первую очередь, это относилось к традиционным мусульманским общинам в глубинке), третья испытала более или менее последовательное сопротивление, мотивированное идеологически (Свидетели Иеговы*, ряд протестантских общин и др.).
Но в итоге эти группы либо зарегистрировались, либо нашли способ существовать без регистрации. Таким образом, в принципе, закон 1997 г. вряд ли препятствует быстрому развитию существующих в России религиозных объединений и движений, если позволяют их собственные ресурсы: привлекательность доктрин и ритуалов, деятельность и квалификация миссионеров, финансовые возможности и, конечно же, отношения. с местными властями.
В национальном плане самым известным и важным является внутреннее положение Русской Православной Церкви. Так называемые «либералы» Православной церкви — это огромная группа организаций, которые объединяются только при противодействии оппонентов, в основном последователей священников. Но сейчас, по сравнению с началом 1990-х, эти группы достаточно изолированы, хотя и пытаются расширить свое влияние, но почти не участвуют в публичных внутрицерковных дебатах. Иное дело — другое крыло, которое различные писатели называют фундаменталистами, националистами или ультраконсерваторами. Оно более влиятельное, более многочисленное и более агрессивное. Но и оно далеко не однородно, его разномыслие с руководством Церкви и степень радикальности высказываний и действий сильно варьируются от группы к группе.
Для всего общества важнее всего то, что эта часть церкви в определенной степени связана с русским националистическим движением и представляет собой его последовательную восточно-православную секту. Это позволяет говорить о том, что это специфический феномен русского православного национализма. Это крыло также представлено в большой политике, можно даже сказать, что именно через православных националистов церковь в наибольшей степени участвует в политике [7; c. 200].
Российское законодательство запрещает религиозным организациям участвовать в политической жизни выборов в узком смысле. Также запрещено создание религиозных партий. Еще в 1994 г. руководство Русской Православной Церкви, Московского Патриархата, запретило своему духовенству участвовать в выборах в личном составе. Хотя ничто не мешает политикам любого уровня и любой партии прибегать к религиозным (обычно православным) ценностям, церковные лидеры выражают свое мнение по любым важным политическим вопросам, выходящим за рамки прямых выборов, и все обсуждают политику, особенно статус Русской Православной Церкви в общественной жизни [8; c. 159].
Значение религии в современной общественной жизни возрастает день ото дня, и ее не следует недооценивать. В России за последние годы религия значительно укрепилась, и она начала играть важную роль как сокровищница социальной системы, политических предметов, национальной культуры, истории и философии. Религия — это модулятор морали и этики, своего рода система образования, основанная на традиционных ценностях. Она поддерживает демократические права и свободы граждан, поддерживает благотворительность и гуманизм в общественной жизни и призывает граждан и страну действовать в соответствии с требованиями их совести. Религия имеет большое влияние на политику. Это легитимация силы участия и конкретных предложений, сделанных религиозными объединениями на этапе принятия решений.
Религия обладает огромным потенциалом. Она может объединять и разделять людей, она может принести мир и разжечь рознь и ненависть. Важным вопросом во взаимоотношениях религии и политики является (с социальной точки зрения) их наиболее эффективное сосуществование, а также вопрос разумных методов государственного управления для людей, исповедующих разные религии. Наиболее разумной является политика хорошего сосуществования и равноправного развития, различных покаяний и национальных политик. Это показывает, что религия — это механизм, который может не только поддерживать моральные ценности и укреплять единство между людьми, но и существенно влиять на политическую жизнь страны.
Межрелигиозные отношения переходят в разряд стратегических глобальных проблем, и их решение должно быть таким же, как разоружение, безопасность, права человека, экологические проблемы и др. Это предмет серьезного углубленного изучения и международного разрешения.
Список литературы
1. Верховский Александр. Власть и религия в современной России // Свободная мысль — XXI. 2020. — № 4. — С. 143—155.
2. Губин М. Ю. Незаконные и традиционные религиозные объединения по законодательству Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2019. — № 6. — С. 58.
3. Забарчук Е. Л. Религиозный экстремизм как одна из угроз безопасности российской государственности // Журнал российского права. 2018. — № 6. — С. 102.
4. Лебедев Андрей. Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в свете международных обязательств Российской Федерации // Диа-Логос. Религия и общество. М., 2019. С. 156—162.
5. Митрофанова Анастасия. Политизация «православного мира» / М.: Наука, 2019. — С. 16-20.
6. Петюкова О. Н. Государственная регистрация религиозных организаций в Российской Федерации. М.: науч.-практ. ком., 2017. — 367 с.
7. Придворов Н. А., Тихонова Е. В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в современной России. М., 2020. — 257 с.
Штерт Марат. Новые религиозные движения в России 1990-х годов // Старые церкви, новые верующие / под ред. К. Каариайнена и Д. Фурмана. М.; СПб., 2017. — С. 159-162
* Свидетели Иеговы - экстремистская организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации.