Современное законодательство Российской Федерации о религиозных объединениях

Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии
Современное законодательство Российской Федерации о религиозных объединениях

Иеромонах Климент (Крючков)

магистрант 2 курса кафедры государственно-конфессиональных отношений Донской духовной семинарии, г. Ростов-на-Дону


Особенности взаимодействия политики и религии в российских социальных условиях определяются многими историческими и национальными условиями. На протяжении веков существовало несколько факторов, направленных на усиление роли религий и религиозных объединений в общественной и политической жизни: переплетение религии и государственных принципов, важная роль Православной церкви в защите русских земель, а также развитие многие направления русской культуры, медленное (в отличие от Запада) развитие процесса секуляризации и так далее. При этом долгое время прямое вмешательство государства в дела религиозных организаций было подчинено последним (например, синодальный, советский периоды) [1; c. 143].

В разных регионах складывались неодинаковые условия. Так, вто­рая по числу последователей религия в России — ислам (в настоящее время около 19% верующего населения) не делит власть в политиче­ском плане на мирскую и религиозную. В России религиозные объеди­нения фактически никогда не отделялись от общественной и полити­ческой деятельности, не участвовали в идеологических и политических партийных противостояниях и межнациональных конфликтах.

Хотя конституционные принципы секуляризации нового государ­ства России основаны на разделении политики и религии, а также на разделении религиозных организаций и политики, их трудно реа­лизовать в реальной жизни. Существуют разные виды деятельности, цели, задачи, религия (сфера сверхъестественного, духовной жизни, личных чувств и убеждений) и политика (организация общественной жизни, властные отношения, управление социальными классами, конкретные области общества и страны) всегда взаимосвязаны [2; c. 58].

Мы считаем, что религиозные объединения должны играть важную роль в гражданском обществе. Например, в соответствии с положени­ями ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 05.02.2021), «религиозным объединением в Российской Федерации признается до­бровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповеда­ния и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

—    Религия;

—   Проведение богослужений, других религиозных церемоний и церемоний;

—   Религиозное образование для его последователей. Религиозные группы могут создаваться в форме религиозных групп и рели­гиозных организаций» [3; с. 102].

В современном обществе трудно оценить позицию, занимаемую религией: неопределенность следует за религиозной идентичностью и самоидентификацией гражданина, распределением субъектов, опре­деляемых религией, отношениями, которые государство намеревается установить с ней, и, в конечном итоге, концепцией религия [4; с. 157]. Конституция предусматривает свободу совести и убеждений, поэто­му с точки зрения страны вопрос о том, какие убеждения являются религиями, не важен.

Кроме того, Конституция также подтверждает равенство рели­гиозных групп, то есть государство индивидуально отбирает группы граждан на основе их религиозных убеждений и отказывается дискри­минировать такие объединения. Закон 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» получил много критики за ограни­чение или даже искажение этих конституционных принципов, но на самом деле искажения не так серьезны. Например, экспертиза рели­гиозных исследований направлена на то, чтобы отделить реальную религиозную основу ассоциации от других (то есть через различные типы верований), действовать очень свободно и отсекать только самые специфические экстремальные ситуации [5; с. 17].

В ст. 14 Конституции Российской Федерации сказано, что Рос­сийская Федерация является светским государством. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Прин­цип отделения религиозных объединений от государства означает, что государство и религиозные группы не вмешиваются в дела друг друга. Религиозные организации не вмешиваются в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий. И наоборот, государство не регулирует внутренние правила религиозных организаций и не вмешивается в их нормативную, благо­творительную, хозяйственную и другую деятельность.

Самый сомнительный пункт закона 1997 года лишал новую рели­гиозную группу права на получение статуса религиозной организации, то есть на создание юридического лица для получения миссионерских прав и других прав. Это сильно ограничивается двумя обстоятельства­ми: во-первых, ничто не мешает членам религиозных групп создавать различные фонды, центры и т.д., а во-вторых, 15-летний ценз, соглас­но решению Конституционного Суда от 23 ноября 1999 г., применим только к религиозным группам, не имевшим регистрации в 1997 г. и не вошедшим в другие организации, а таковых после «религиозного бума» начала 90-х наблюдается очень мало [6; c. 105]. Из множества столкнувшихся с трудностями при регистрации религиозных групп часть уже почти не существовала, другая не имела даже минимальных средств для бюрократической игры (в первую очередь, это относилось к традиционным мусульманским общинам в глубинке), третья испыта­ла более или менее последовательное сопротивление, мотивированное идеологически (Свидетели Иеговы*, ряд протестантских общин и др.).

Но в итоге эти группы либо зарегистрировались, либо нашли спо­соб существовать без регистрации. Таким образом, в принципе, за­кон 1997 г. вряд ли препятствует быстрому развитию существующих в России религиозных объединений и движений, если позволяют их собственные ресурсы: привлекательность доктрин и ритуалов, де­ятельность и квалификация миссионеров, финансовые возможности и, конечно же, отношения. с местными властями.

В национальном плане самым известным и важным является вну­треннее положение Русской Православной Церкви. Так называемые «либералы» Православной церкви — это огромная группа организа­ций, которые объединяются только при противодействии оппонентов, в основном последователей священников. Но сейчас, по сравнению с началом 1990-х, эти группы достаточно изолированы, хотя и пыта­ются расширить свое влияние, но почти не участвуют в публичных внутрицерковных дебатах. Иное дело — другое крыло, которое раз­личные писатели называют фундаменталистами, националистами или ультраконсерваторами. Оно более влиятельное, более многочисленное и более агрессивное. Но и оно далеко не однородно, его разномыс­лие с руководством Церкви и степень радикальности высказываний и действий сильно варьируются от группы к группе.

Для всего общества важнее всего то, что эта часть церкви в опре­деленной степени связана с русским националистическим движением и представляет собой его последовательную восточно-православную секту. Это позволяет говорить о том, что это специфический фено­мен русского православного национализма. Это крыло также пред­ставлено в большой политике, можно даже сказать, что именно через православных националистов церковь в наибольшей степени участвует в политике [7; c. 200].

Российское законодательство запрещает религиозным организаци­ям участвовать в политической жизни выборов в узком смысле. Также запрещено создание религиозных партий. Еще в 1994 г. руководство Русской Православной Церкви, Московского Патриархата, запретило своему духовенству участвовать в выборах в личном составе. Хотя ни­что не мешает политикам любого уровня и любой партии прибегать к религиозным (обычно православным) ценностям, церковные лидеры выражают свое мнение по любым важным политическим вопросам, выходящим за рамки прямых выборов, и все обсуждают политику, особенно статус Русской Православной Церкви в общественной жиз­ни [8; c. 159].

Значение религии в современной общественной жизни возрастает день ото дня, и ее не следует недооценивать. В России за последние годы религия значительно укрепилась, и она начала играть важную роль как сокровищница социальной системы, политических предме­тов, национальной культуры, истории и философии. Религия — это модулятор морали и этики, своего рода система образования, основан­ная на традиционных ценностях. Она поддерживает демократические права и свободы граждан, поддерживает благотворительность и гума­низм в общественной жизни и призывает граждан и страну действовать в соответствии с требованиями их совести. Религия имеет большое влияние на политику. Это легитимация силы участия и конкретных предложений, сделанных религиозными объединениями на этапе при­нятия решений.

Религия обладает огромным потенциалом. Она может объединять и разделять людей, она может принести мир и разжечь рознь и нена­висть. Важным вопросом во взаимоотношениях религии и политики является (с социальной точки зрения) их наиболее эффективное со­существование, а также вопрос разумных методов государственного управления для людей, исповедующих разные религии. Наиболее раз­умной является политика хорошего сосуществования и равноправ­ного развития, различных покаяний и национальных политик. Это показывает, что религия — это механизм, который может не только поддерживать моральные ценности и укреплять единство между людь­ми, но и существенно влиять на политическую жизнь страны.

Межрелигиозные отношения переходят в разряд стратегических глобальных проблем, и их решение должно быть таким же, как разоружение, без­опасность, права человека, экологические проблемы и др. Это предмет серьезного углубленного изучения и международного разрешения.


Список литературы

1.    Верховский Александр. Власть и религия в современной России // Свободная мысль — XXI. 2020. — № 4. — С. 143—155.

2.    Губин М. Ю. Незаконные и традиционные религиозные объединения по законодательству Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2019. — № 6. — С. 58.

3.    Забарчук Е. Л. Религиозный экстремизм как одна из угроз безопас­ности российской государственности // Журнал российского права. 2018. — № 6. — С. 102.

4.    Лебедев Андрей. Закон «О свободе совести и о религиозных объедине­ниях» в свете международных обязательств Российской Федерации // Диа-Логос. Религия и общество. М., 2019. С. 156—162.

5.    Митрофанова Анастасия. Политизация «православного мира» / М.: Наука, 2019. — С. 16-20.

6.    Петюкова О. Н. Государственная регистрация религиозных организа­ций в Российской Федерации. М.: науч.-практ. ком., 2017. — 367 с.

7.    Придворов Н. А., Тихонова Е. В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в современной России. М., 2020. — 257 с.

Штерт Марат. Новые религиозные движения в России 1990-х го­дов // Старые церкви, новые верующие / под ред. К. Каариайнена и Д. Фурмана. М.; СПб., 2017. — С. 159-162


* Свидетели Иеговы - экстремистская организация, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации.