«Уважаемый Президиум, дорогие отцы, братья, сестры, коллеги!
Рад приветствовать Вас на этой встрече, которая, надеюсь, станет важным шагом в укреплении нашего личного взаимодействия и, как следствие, будет способствовать более глубокому взаимопониманию. В то же время перед нами стоит важная задача, общая для всего российского общества — сохранение и развитие наших традиционных духовно-нравственных ценностей.
Тема сегодняшней встречи определяет судьбу нашей страны. Мы собрались, чтобы подумать о том, как сделать школу не просто местом получения знаний, но пространством духовного и нравственного роста, территорией становления человека как личности. Нам предстоит серьезно поразмышлять о том, как формируется идентичность современного школьника, как не только развить в нем кругозор, но и укоренить его в цивилизационном опыте доброты. Ведь, как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Образование — это не просто передача знаний, это воспитание человека, способного делать нравственный выбор». На мой взгляд, эти слова отражают суть всей нашей общей миссии в рамках учительской конференции
Но для начала, позвольте немного определить базовые понятия. «Просвещение» и «Нравственность» — эти понятия, наверное, каждому знакомы с детства. Мы настолько считаем их «очевидными вещами», что уже и не задумываемся об их сути. Однако, как показывает опыт, ясности и определенности в вопросе взаимосвязи между этими двумя понятиями не всегда достаточно. И связано это не только с тем, что в современном культурном пространстве ценность этих слов – «просвещение» и «нравственность» – подвергается серьезному испытанию, но и с тем, что эти понятия, обладая разным семантическим значением, имеют, на самом деле, прямую взаимную связь.
Итак, что же такое нравственность в контексте нашей темы? Я бы сказал, что нравственность – это внутренний закон души, ее способность оценивать каждый поступок по шкале добра и зла. Если хотите, это своеобразная мировозренческая мера, которая определяет наш ежедневный выбор, подсказывает нам – где правда, а где ложь. Поэтому нравственное начало мы не редко еще и называем голосом совести.
А что же в таком случае мы могли бы назвать просвещением? Ну, прежде всего — это не просто какое-то механическое накопление знаний, иначе бы этот процесс не назывался подобным образом.Слово просвещение связано со словом «свет». Этои есть, в первую очередь, просветление ума, свет ума, способность видеть цельную взаимосвязь в разрозненных фрагментах видеть разумный замысел в простой прагматике. Просвещение даёт человеку невероятную силу, но оно совершенно не указывает ему куда её направить. Поэтому само по себе, изолированное и доведенное до состояния, простите, «идолопоклонства», просвещение может быть весьма опасным. И эпоха так называемых «великих просветителей» — прямое подтверждение моим словам. Возведя идеалы разума до уровня новой религии, подавляя живое религиозное чувство, «просветители» начали с парижских эшафотов XVIII столетия, а закончили тоталитарными режимами минувшего века.
Просвещение и нравственность — это два живых начала, которые не могут существовать одно без другого. Без нравственности просвещение становится пустым, холодным знанием, способным породить гордыню, эгоизм и «большую кровь». А без просвещения нравственность превращается в добрые, но весьма беспомощные порывы, не способные выстоять в мире сложных вызовов. Одно без другого — ущербно! Не случайно великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Прежде чем просветить человека во всех отношениях, было бы неплохо сначала узнать его во всех отношениях». То есть невозможно воспитать человека, не касаясь его души, его внутреннего мира, его сердца. Только когда эти два источника света соединяются, рождается то, что можно было бы назвать «нравственным интеллектом» — умением мыслить и чувствовать, рассуждать и сопереживать, способностью не просто знать, но и поступать по совести.
На мой взгляд, это и есть сверхзадача современной школы, потому что школа — это совершенно особое пространство. Это единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. И именно здесь закладываются или игнорируются основы вышеозначенного «нравственного интеллекта». Поэтому скажу прямо и может быть немного резко: школа без идеи — явление опасное и вредное! Без высшего смысла образовательного процесса онаобречена служить не идеалам просвещения, а утопиям безнравственного мира.
Таким образом, как вы понимаете, мы подходим к самой «интересной» части моего доклада – а именно, к части проблемной. Я хотел бы поделиться с вами некоторыми замечаниями, относительно тех трудности, с которыми сталкивается современный школьник и современная школа.
Первая и, пожалуй, самая глубокая проблема — это разрыв между нравственными знаниями и жизненной практикой. Сегодня дети нередко слышат слова о добре, совести, справедливости, но в окружающем мире во внеурочное время часто видят совсем иное: успех без труда, богатство без честности, славу без достоинства! Мы учим детей, что нужно быть совестливым, добрыми, трудолюбивыми, но окружающий мир порой демонстрирует совершенно противоположные примеры. Ребёнок видит, как наглость маскируется под талант, как хитрость называют «смекалкой», а доброту — «слабостью». Ученик, который живёт в таком противоречивом пространстве, теряет внутренние ориентиры, он теряет доверие к словам взрослых. Один мальчик как-то сказал учителю: «А зачем быть честным, если хитрые всё равно выигрывают?» — вот, пожалуй, главный вызов времени. Нам нужно найти слова и методики, явить неоспоримые доказательства личного примера, чтобы вернуть детям эту элементарную веру в добро как живую силу, а не просто красивое слово. В этой связи важно, чтобы каждый из нас помнил, что ребёнок не столько слушает нас, сколько смотрит на нас! И лучший урок, который мы можем ему дать, — это наш собственный пример добра, честности и внутреннего достоинства.
Вторая серьёзная проблема, которую бы я хотел сегодня обозначит — это ослабление участия семьи в деле воспитания. Эта проблема нередко идет в прямой взаимосвязи с предыдущей. Дело в том, что всё чаще школа вынуждена подменять родительское тепло воспитательными мероприятиями, вынуждена брать на себя функции, которые раньше выполняла семья: учить любви, уважению, ответственности. Да, мы с вами прекрасно знаем, что, как говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Без любви к ребёнку нет и не может быть настоящего воспитания». Все это верно и справедливо! Но ничто не заменит примера любви в собственном доме, даже самая сильная школа не способна заменить родительское сердце. Когда ребёнок растёт без воспитательного участия родителей, без простых разговоров о жизни, без примеров заботы или семейной любви, ему трудно поверить в доброе слово учителя, трудно научиться доверять и сострадать. В итоге, мы неминуемо сталкиваемся с первой означенной выше проблемой – с недоверием детей к словам взрослых. Очень важно, чтобы те ошибки и просчеты, которые вынуждено стали реальностью для нынешних школьников, не стали ошибками их собственных детей в будущем. Те, кто сидит сегодня за партой, не должны транслировать опыт неудач и упущений на следующее поколение. В наших силах дать им твердые смысловые основания для не повторения подобных оплошностей в педагогическом процессе. Поэтому я бы очень хотел, чтобы в работе нашей конференции вы продумали пути решения этой важнейшей дилеммы.
Наконец, третья беда, о которой я бы хотел сказать несколько слов – это проблема влияния своевременных массмедиа, сетевой культуры и в целом цифровой среды. Мы живём в эпоху, когда информация стала океаном без берегов. И если ребёнок остаётся один на один с этим океаном, не имея нравственного компаса, его может унести в мир поверхностности, цинизма и безответственности. Потому что, в конечном итоге, мир Интернета становится для современного ребенка не только главным источникомвпечатлений, но и даже источником ценностей. Именно там он ищет ответы, которых не получил в семье или школе, именно там он находит кумиров иориентиры, и именно там ему предлагается иная оценочная шкала для поведения.
Таким образом, мы сталкиваемся с ещё одним аргументом – так сказать (CONTRADICTIO IN CONTRARIUM) аргументом от противного – который доказывает необходимость учитывать в образовании своевременного школьника эти два важнейших аспекта – идеал просвещения и идеал нравственности. Потому что в условиях цифрового века набор компетенций без укоренения в нравственном поле становится для ребенка разрушительной стихией — его может унести в мир цинизма или еще чего хуже, в мир экстремизма. Вот почему роль учителя сегодня — это роль не только проводника знания, но ипроводника в мир смыслов, роль хранителя духовных ориентиров нашей цивилизации.
Дорогие участники конференции! Мы все с вами — соработники в одном великом деле. И Церковь, и школа, и семья трудятся ради одной цели — воспитания человека. Человека цельного, способного не только рассуждать, но и чувствовать, не только знать, но и любить, не только поступать по уму, но и действовать по совести.
Полноценное образование — это не просто набор предметов, а единство двух фундаментальных источников понимания – один из которых исходит от света ума, а второй от света сердца. А когда в человеке вместе с просвещением разума согревается душа — тогда и рождается подлинная личность, способная хранить унаследованное, созидать новое и любить то, что имеет.
Завершая своё слово, хочу пожелать всем участникам конференции вдохновения, мудрости и терпения в вашем, не побоюсь этого слова, святом труде. Пусть каждый ваш урок будет не просто передачей знаний, а встречей двух сердец — учителя и ученика. И пусть в каждом ребёнке, которого вы учите, зажигается тот самый свет, о котором сказано в Евангелии: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Небесного».
Помните, что если в человеке живут разум и совесть, знание и любовь – ему всё возможно сБожией помощью. Так что желаю вам чтобы эти дары стали главным плодом нашей совместной работы.
Спасибо за внимание. Храни вас Господь!».