По благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия

Оставил работу в IT, а жена отказалась от бизнеса: Как инженер из Ростовской области построил в чистом поле храм

Иерей Константин Гомма родился и вырос в Аксае. Получил два технических образования в сфере IT и успешно работал инженером. В свое время он и подумать не мог, что станет настоятелем прихода храма Преображения Господня в Аксайском районе. Но в студенческие годы его жизнь круто изменилась.

— Многие думают, что к вере приходят через трагедии, но у меня было иначе, — рассказывает священник. — Мы жили обычной студенческой жизнью: спорт, учеба, поиск смыслов. Я увлекался восточными единоборствами, философией, но православие тогда казалось мне чем-то далеким.

Все изменилось, когда знакомые пригласили его в воскресную школу для взрослых.

— Я пришел скептиком, спорил со священником, но потом начал изучать вопрос глубже. И моя картина мира рухнула. Это было как перейти со сладкой газировки на чистую воду — я почувствовал настоящую жажду истины.

ОТ КОМПЬЮТЕРОВ К АЛТАРЮ

Успешная карьера в IT, перспективы роста — так складывалась жизнь будущего священника. Но в 22 года Константин, уже женатый мужчина и отец первенца, поступил в семинарию.

— Жена поддержала, хотя мы и жили скромно: жили у мамы, потом взяли ипотеку. Но вера давала силы.

В 2011 году его рукоположили в диаконы, а затем отправили в хутор Ленина, что в Аксайском районе, где не было даже храма — только крест и камень в поле.

НА МЕСТЕ СВАЛКИ — ЦВЕТУЩИЙ САД

— Начиналось все с могильного креста и закладного камня посреди пыльной грунтовки, по которой местные жители объезжали основные дороги. Никто даже не притормаживал, проезжая мимо — только поднимали клубы пыли, которая скрипела на зубах.

Первые молебны собирали всего двух бабушек — а когда одна болела, оставалась и вовсе единственная. Но постепенно из этого вырос настоящий приход, ставший семьей. Люди потянулись — и вскоре в Аксайском районе появился храм, воскресная школа, которую посещают до 40 взрослых, а для хутора — это огромное число, цветущий сад на месте свалки.

— Сначала против бетона были я, алтарник Александр Тутов, профессиональный строитель Василий Дубинин и наш пожилой староста Анатолий Сердюк. Сказали «Давайте молиться и трудиться». Мы все делали сами: копали, резали, вязали арматуру. Я освоил профессии, о которых раньше и не думал.

ПОКА НЕ НАЧАЛИ, НИКТО БЫ ПОМОЩИ НЕ ПРЕДЛОЖИЛ

Отец Константин не скрывает: были моменты, когда все валилось из рук, мимо проходили десятки «советчиков», пока один парень в трениках не остановился:

— Ребята, чем помочь? — спросил парень.

— Если хочешь помочь — спускайся в яму и вяжи арматуру. Нам нужны руки, — ответил священник.

На следующий день приехала профессиональная бригада, которая обычно строит фундаменты для заводов. Оказалось, что тот парень — местный предприниматель Александр Козлов. Он полностью оплатил работу, материалы и оборудование.

— Если бы мы не начали копать сами, никто бы не понял, что нам это действительно нужно, — часто говорю теперь прихожанам, — делится наблюдением отец Константин. — А за 12 лет службы я убедился: Бог умножает наши усилия в 20, а то и в 40 раз. Например, на благоустройство огромной территории вокруг храма требовалось 2,5 миллиона рублей. Сначала нашли только 50 тысяч — этого хватало на 200 метров бордюрного камня. Люди увидели стройку и тоже предложили помочь, а я попросил оплатить конкретные материалы: кто-то дал 180 тонн щебня, другие прислали 250 тонн песка.

«БОГ СПАС МОЕГО РЕБЕНКА. ЧЕМ ПОМОЧЬ ХРАМУ?»

Когда маленькая часовня через полгода перестала вмещать всех желающих, одну стену снесли и всем миром сделали пристройку из легкой каркасной конструкции всего за полгода. Помогли люди и разбить сад, и построить отдельную звонницу.

Чудеса? Отец Константин улыбается:

— Бог спас моего ребенка, — с такими словами однажды подошел мужчина. — Хочу отблагодарить. Чем помочь храму?

В тот момент глава администрации как раз заметила:

— У нашего храма нет голоса.

И вскоре благодаря этому человеку у церкви появились колокола. Оказалось, что у дарителя третий ребенок родился вопреки всем страшным прогнозам врачей.

— Теперь пора устанавливать иконостас. Если кто-то хочет поучаствовать, помощь примем с благодарностью, — говорит священник.

«ГЛЯДЯ НА ОТЦА, ДЕТИ КРЕСТИЛИСЬ»

Самые яркие чудеса, по мнению священнослужителя, не в том, что в неожиданный момент появляются рабочие руки и средства на стройку, а в том, как люди меняются на глазах.

— Однажды в храм пришел мужчина с криминальным прошлым: за плечами — срок за убийство. После крещения он стал водителем маршрутки — терпеливым, добрым, прощающим бабушкам безбилетный проезд. Его дети, увидев перемены в отце, тоже крестились.

Другой пример — семья на грани развода.

— Супруги за 50 лет, когда свои дети уже выпорхнули из родительского гнезда, уже готовы были разойтись, но через покаяние и молитву обрели мир. Теперь вместе строят дом, воспитывают внуков, ездят на море.

Другой прихожанин просил помочь отговорить жену от аборта — она забеременела и думала, что не время для ребенка, мол, карьера в гору идет. Но после бесед оставила будущего малыша и полюбила кроху всем сердцем.

«ТАКОЕ БЫВАЕТ НЕ В КАЖДОЙ СЕМЬЕ!»

Отец Константин признает, что создать настоящую общину — легко сказать, но невероятно сложно сделать. Особенно в маленьком хуторе, где все друг друга знают с детства, у каждого свой непростой жизненный опыт, свои обиды и особенности характера. Но именно здесь, вопреки всему, зародился удивительный феномен — дружная православная община, которая стала настоящей семьей.

— Наши прихожанки присоединились к сестричеству милосердия Аксайского благочиния в честь священномученика Николая Попова. Они помогают инвалидам, одиноким старикам, многодетным мамам, а в последние годы — выполняют тяжелую работу в военном госпитале.

Каждый раз сердце священника радуется, когда в праздничные дни — на Пасху, престольные торжества или во время субботников — весь приход собирается вместе. На площади в 60 соток, где раньше хуторяне сваливали мусор, а теперь растут березы, клены и рябина, общими усилиями разбили три сада — два цветочных и один плодовый.

— Лучшего места для нашего храма, пожалуй, нет: с одной стороны — речка, с другой — парковая зона, с третьей — школа и стадион. И люди приходят сюда по доброй воле: работают, пьют чай, общаются. Это простая, но настоящая проверка общины. Такая дружба и поддержка бывает не в каждой семье!

ИСПОВЕДОВАЛ БОЙЦОВ В СИРИИ И КРЕСТИЛ НЕОЯЗЫЧНИКОВ

С 2022 года отец Константин — военный священник. Был в Сирии, на Донбассе.

— На передовой человек становится другим. Бытовые заботы, мелкие проблемы — все это отпадает как ненужная шелуха. Когда каждый день может стать последним, начинаешь задумываться о вечном: что останется после меня? В каком состоянии моя душа? А наши ребята — люди совестливые. И только совсем отчаянный, потерявший совесть человек может заявить, что идеален. Остальные понимают: в душе не все чисто.

По словам отца Константина, когда к нашим бойцам приходит священник и говорит о Христе, который может простить и изменить человека через покаяние — люди откликаются.

— Я слышал самые беспощадные исповеди. Никаких самооправданий, только горькая правда о себе. Люди просят прощения у Бога и близких. И внешность часто оказывается обманчива. Не раз доводилось крестить неоязычников, с ног до головы покрытых татуировками. Они говорят: «Еще вчера верил в руны и тотемных богов, но теперь обязан креститься. Иисус Христос — единственный, кто действительно откликается. Он живой».

Священник даже вспоминает, как на авиабазе в Сирии к Пасхе солдаты сделали и расписали краской гигантские яйца из подручных средств, а из ящиков умудрились построить часовню.

— Запомнил, с какой огромной любовью и теплотой сирийцы относятся к русским: они говорили, что русские в этой стране не в гостях, а у себя дома, потому что пролили за эту землю свою кровь. Там у православного храма есть таблички с именами погибших воинов — и сирийских, и русских — о них люди молятся. Мусульмане и православные поздравляют друг друга с религиозными праздниками.

А на Донбассе поражало другое: среди грязи и холода в блиндажах было чисто. Там бойцы создавали уют, ставили иконы, а на Новый год под Иловайском наряжали елку пулеметными лентами, готовили особые блюда и даже где-то раздобыли ананас, создавая праздничное настроение, отмечали в доброй братской обстановке.

— Никто не заставляет этих мужчин искать Бога. Они приходят сами, осознанно. И это настоящее чудо.

«БОГ УМНОЖАЕТ НАШИ УСИЛИЯ В ДЕСЯТКИ РАЗ»

У отца Константина четверо детей. Супруга раньше была предпринимателем, но поддержала выбор мужа и полностью посвятила себя семье.

— Мы живем как среднестатистическая российская семья. Как оказалось, богатство — не в деньгах, а в людях. За годы в служения пришел к простому выводу: Бог умножает наши скромные усилия в десятки раз. Главное — начать.

По материалам сайта Комсомольской правды: https://www.rostov.kp.ru/daily/27729/5118903/